Судебная власть РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание

В системе правоохранительных органов РК суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви Государственной власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... …3
1 Судебная власть в системе разделения властей…………………………………5
1.1 Судебная власть, ее назначение и свойства……………………………..5
1.2 Функции судебной власти………………………………….......................8
1.3 Правосудие, его признаки и принципы…………………………………12
2 Судебная система Республики Казахстан………………………………………15
2.1 Верховный суд Республики Казахстан………………………………….15
2.2 Местные суды Республики Казахстан……………………………..........18
3 Влияние государственных интересов на судебную систему Республики Казахстан…………………………………………………………............................21
3.1 Влияние государственных интересов на судебную систему Казахстана на разных исторических этапах…..…………………………………...........21
3.2 Влияние государственных интересов на судебную систему Республики Казахстан на современном этапе………...………………….23
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников………………………………………….......27
Приложения…………………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

ASSELYA КУРСОВАЯ.kz.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

Назначение  судебной власти в международном праве. Следует отметить, что цели, стоящие перед судебной властью, формулируются в нормах международного права через понятие «право участников» судопроизводства, «право лиц», чьи права и обязанности являются предметом судебного рассмотрения. Например, ч. 1 ст. 6 «Право на справедливое судебное разбирательство» Конвенции о защите прав человека и основных свобод формулирует цели и задачи следующим образом:

«Каждый в  случае спора о его гражданских  правах и обязанностях или при  предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона…»

Поэтому, можно  сказать, что цели, стоящие перед  судебной властью согласно норм международного права, вытекают из прав участников процесса.

Задачи, закрепленные в законодательстве Республики Казахстан. Действующая Конституция Республики Казахстан прямых задач, стоящих перед судебной властью, не выделяет. Однако Конституция Республики Казахстан устанавливает самостоятельность судебной власти, ст. 12, 13 − указывает на то, что обеспечение законных прав и свобод человека и гражданина являются высшей целью государства, а в ст. 76 − закреплен орган, обеспечивающий защиту этих прав и свобод в правовом государстве. В совокупности это позволяет сказать, что задачами судебной власти являются:

1) осуществление  правосудия. Пояснений по поводу  содержания термина «правосудие»  основной закон не содержит, однако  в толковании Ожегова этот  термин звучит как деятельность судов, направленная на справедливое решение дела, спора. Следует заметить, что в данном случае и задача, и сама деятельность по достижению этой задачи совпадают, поэтому главная задача суда перекликается с его главной функцией. Таким образом, можно сделать вывод, что основной задачей судебной власти является сама деятельность судебных органов по осуществлению правосудия, которая является единственной и исключительной деятельностью этих органов;

2) обеспечение  непосредственно действующих прав и свобод человека и гражданина. Это наиболее четко сформулированная в Конституции задача судебной власти Республики Казахстан.

Во всех иных нормативных источниках цели и задачи, стоящие перед судебными органами, определяются в большей степени из полномочий самих судебных органов, однако по существу это вызвано не различиями в полномочиях судебных органов, а категориями рассматриваемых дел, т. е. особенностями применяемых норм соответствующего материального права.

Анализ остальных  задач позволяет сказать, что они связаны в основном с результатами судебной деятельности, и их реализация зависит от выполнения двух вышеуказанных задач. В большей степени это даже не задачи, а назначение судебной власти, то есть то, ради чего она вообще существует в правовом государстве, а также та цель, которая может быть достигнута в ходе или по окончании ее деятельности.

Таким образом, основной задачей, разрешаемой судебной властью, является устранение правовых конфликтов в обществе. Выполнение этой задачи осуществляется всеми судебными органами, осуществляющими правосудие в Казахстане. Устранение правового конфликта в дальнейшем ведет к устранению и всех социальных конфликтов, либо к их «сглаживанию» в реальной действительности, что соответствует и задачам всего государства и государственной власти в целом.

Определенная сложность  в исследовании функций судебной деятельности заключается в том, что сам термин «функция» употребляется неоднозначно.

При изучении функций  того или иного явления в качестве исходного берется латинское слово «functio» (совершение, исполнение), которое, к сожалению, не отражает сущность нужного нам вопроса. Обратимся к языкознанию для определения круга вопросов, которые необходимо осветить в данной части работы. Итак, толковый словарь русского языка дает несколько определений данного слова, но, опуская различные узкоспециальные пояснения, остановимся на нужном нам: «Обязанность, круг деятельности».

В таком случае под функциями судебной власти следует понимать ее обязанности, диапазон полномочий и порядок работы соответствующих судебных органов, которые дополняют друг друга и не существуют друг без друга. К основным функциям в таком случае следует отнести:

  • осуществление правосудия;
  • судебный контроль;
  • конституционный контроль.

Правосудие – наиболее важная и объемная функция судебной деятельности, представляет собой деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов по применению на основе закона, государственного принуждения к правонарушителям или оправданию невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства.

Правосудие, как правовое понятие, характеризуется следующими признаками:

  • реализуется только судом (ст.75 Конституции Республики Казахстан), о чем шла речь выше, и составляет основу судебной деятельности. Из этого следует, что в Республике Казахстан ни один орган или общественная организация, кроме суда, не правомочны рассматривать судебные дела;
  • реализуется только способами, указанными в законе, т.е. путем конституционного, гражданского, административного или уголовного судопроизводства;
  • осуществляется независимыми судами в соответствии с законодательством и в точном соответствии с ним;
  • реализуется в процессуальной форме, в основе которой судебная деятельность, связанная с исследованием фактических данных, материалов, доказательств, с допросом значительного числа лиц, с необходимостью обеспечения их прав и обязанностей. В связи с чем, деятельность суда по разбирательству дел строго регламентирована законодательством.

Рассмотренные признаки свидетельствуют о своеобразии, которое отличает правосудие от других функции судебной деятельности. Правосудие имеет место только тогда, когда суд правильно выяснил все существенные для данного дела обстоятельства и безошибочно применил закон, приняв справедливое решение.</h4>

Судебный контроль – функция судебной деятельности, обусловленная правом граждан на судебную защиту и обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и закрепленная Конституцией Республики Казахстан. Особенность судебного контроля заключается в том, что он осуществляется по инициативе физических и юридических лиц. Судебный контроль, осуществляемый органами судебной власти, является видом государственного контроля. Объективность информации, полученной при рассмотрении судом дела по жалобе, обеспечивается тем, что инициатором обращения в суд является гражданин или иное физическое или юридическое лицо, а не орган государственной власти или местного самоуправления. Суд (как орган государственной власти) не заинтересован в исходе дела, что обеспечивает объективный сбор информации для принятия решения.</h4>

Таким образом, судебный контроль − это конституционно закрепленная функция судебной деятельности, выражающаяся охране судами конституционной, общей и хозяйственной юрисдикции, конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечении режима законности, верховенства и прямого действия Конституции Республики Казахстан, осуществляемая в о процессуальном порядке в целях восстановления и охраны законных прав и интересов человека и общества.

Конституционной контроль - функция судебной деятельности, занимающая особое положение в числе других функций судебной власти. Определяющее значение обусловлено: во-первых, целями создания (обеспечение верховенства Конституции Республики Казахстан, конституционно установленного разделения и баланса властей, защита прав и свобод личности); во-вторых, возлагаемыми на орган судебного конституционного контроля полномочиями; в-третьих, распространением его юрисдикции на орган законодательной и исполнительной власти; в-четвертых, постоянным осуществлением данной функции в своеобразной процессуальной форме.

В литературе выделяют различные виды конституционного контроля:

а) предупредительный и репрессивный:

  • предупредительный (предварительный) - проверка конституционности законов после принятия парламентом, но до утверждения и вступления в силу;
  • репрессивный (последующий) - проверка конституционности вступивших в силу, действующих нормативно-правовых актов;

б) абстрактный и конкретный:

  • абстрактный - проверка конституционности акта или его отдельного положения без связи с каким-либо конкретным делом;
  • конкретный - проверка конституционности акта или его отдельного положения в связи с определенным делом, рассматриваемым судом или иным органом, в котором этот акт или правоположение применяется или оспаривается;

в) материальный и формальный:

  • материальный - проверка Прокуратурой соответствия Конституции содержания оспариваемого акта, правоположения;
  • формальный контроль - проверка соответствия конституции правомочности органа издать оспариваемый акт, процедуры его принятия, опубликования и введения в действие.

Таким образом, функции судебной деятельности − осуществление правосудия, судебный и конституционный контроль. Эти действия разрешают возникающие конфликты как внутри общества, так и между обществом и государством. Результат указанных действий – вынесение справедливого решения, требующее неукоснительного исполнения и соблюдения. Однако описание функций судебной системы было бы не полным, если бы мы коснулись только функций суда. Так, впрочем, делают большинство авторов, тем не менее, в функции судебной власти непременно следует включать и функции судебно-исполнительных органов. Размер работы не позволяет раскрыть сущность каждого из них, поэтому лишь приведем список правоохранительных функций судебно-исполнительной деятельности, а также их функций по укреплению и развитию судебной власти: соблюдение законности, социальной справедливости и незыблемости принципов демократического правового государства; сохранение социально-экономических, политических, национально-государственных, национально-культурных и духовных конституционных устоев государственности, общественного устройства, неделимости, суверенитета и статуса самостоятельности Республики Казахстан на международной арене; обеспечение реальности Конституции Республики Казахстан, незыблемости и авторитета власти как таковой и судебной власти, суда как самостоятельных субъектов власти, с одной стороны, и как гарантов правосудия, социальной справедливости и конституционных прав и свобод граждан, с другой стороны; осуществление профилактической функции.

Осуществление всех вышеперечисленных  функций судебной властью и ведет к обращению ее именно в ветвь власти, полноценную и самодостаточную, которая в силах являться противовесом для двух иных политических ветвей власти в государстве.

1.3 Правосудие, его признаки и принципы

 

Судебная власть и правосудие –  понятия родственные, близкие по содержанию, но не тождественные. Судебная власть призвана осуществлять правосудие. Правосудие – вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой.

Признаки правосудия:</h4>

- принятие окончательных решений  по важнейшим вопросам, касающихся прав и свобод человека, интересов общества и государства (признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых требований);

- общеобязательная сила судебных решений. Вступившее в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, юридических и физических лиц на всей территории Республики Казахстан. Неисполнение судебного решения влечет применение определенных мер государственного принуждения (вплоть до лишения свободы);

- правосудие осуществляется только  судом (судьей);

- правосудие осуществляется в строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. Закон определяет все важнейшие вопросы порядка осуществления правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в судебном заседании, их права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т. п.

<h4>Правосудие в Республике Казахстан строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции Республики Казахстан и в конституционном законе “О судебной системе Республики Казахстан ”.

Характеристика отдельных  принципов правосудия:

1) Принцип законности  – это принятие только нормативно-правовых  актов, соответствующих нормативно-правовым актам с большей юридической силой и с соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а также неукоснительное и добросовестное исполнение и соблюдение Конституции РК, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, юридическими и физическими лицами, и т. п.

В сфере правосудия принцип  законности означает соблюдение и исполнение законов и иных нормативных актов в первую очередь судом. Суд вправе не применять законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции РК. Суд также не вправе применять закон или иной правовой акт, противоречащий международному договору Республики Казахстан.

2) Принцип соблюдения  прав и свобод личности при  осуществлении правосудия. Правовые гарантии обеспечения прав человека включают в себя: право на жизнь и исключительный характер смертной казни; при осуществлении правосудия запрещаются любые действия, причиняющие вред жизни или здоровью человека или унижающие его достоинство (пытки, истязания и пр.); специальный порядок производства действий, нарушающих неприкосновенность частной жизни человека (выемка почтовой корреспонденции, прослушивание телефона и т.п.); неприкосновенность жилища и особый порядок производства обыска; установление ответственности виновных лиц за нарушение прав и свобод человека и гражданина.</h4>

Информация о работе Судебная власть РК