Судебная власть, принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:39, контрольная работа

Описание

В отечественной науке права возникла необходимость изучения судебной власти как политико-правового явления, что предопределило важность исследования многогранного содержания конституционных основ осуществления судебной власти в современный период и характера конституционного регулирования основных форм её осуществления, а также особенностей и проблем их реализации в сфере деятельности судебной системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
3
Глава 1. Понятие и признаки судебной власти……………………….
6
1.1. Понятие и сущность судебной власти…………………………….
6
1.2. Признаки судебной власти…………………………………………
16
Глава 2. Принципы осуществления судебной власти………………..
23
2.1. Принципы судоустройства…………………………………………
25
2.2.Принципы судопроизводства………………………………………
27
Заключение……………………………………………………………….
30
Библиографический список……………………………………………..
31

Работа состоит из  1 файл

Для того чтобы понять что такое судебная власть с точки зрения основных понятий науки теории государ.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

Однако правотолковательный и правотворческий ас­пект деятельности суда в правовой системе во многих современных государствах, в основном, заложен не только на теоретико-дискуссионном уровне, но и посред­ством норм, признающих нормативный (а не индивидуальный) характер актов, принимаемых судебными орга­нами (чаще всего высшими судебными органами). Кон­ституция Российской Федерации прямо указывает на то, что решения Конституционного Суда Российской Феде­рации общеобязательны, то есть фактически имеют юри­дическую силу нормативного акта.

Конечно же, дискуссия о правотворче­ских функциях судебной власти содержит не только ар­гументированные мнения сторонников этого явления, довольно активны и противники в этом споре.

Эта точка зрения исходит из того, что судейское право­творчество противоречит конституционному принципу разделения государственной власти, вступает в конфликт с правотворческой ветвью власти - законодателем. К чис­лу её приверженцев можно отнести таких известных уче­ных как B.C. Нерсесянц, В.В. Ершов и другие.

Многие правоведы утверждают, что нет необходимо­сти доказывать наличие правотворческой функции, к примеру, конституционных судов.[39] Поскольку их пред­назначение и состоит в конституционной корректировке действующего законодательства. В частности, отмечает­ся, что нормативные правовые акты могут противоре­чить друг другу, иметь пробелы в правовом регулирова­нии различного рода жизненных ситуаций. Поэтому пе­ред судом возникает более сложная задача - вынести единственно правильное (правовое) решение, основыва­ясь на собственной интерпретации, основанной на глу­боком понимании права, его основных принципов и на­чал, его назначении в обществе.

Нормативно-правовое содержание, или закрепление основ судебной власти в позитивном праве является третьим основополагающим признаком судебной власти как элемента государственно-правового механизма.

В Российской Федерации основы организации и дея­тельности судебной власти закреплены в основном зако­не - Конституции Российской Федерации.

Прежде всего, это общие конституционные положе­ния об организации и деятельности государственной власти, в том числе и судебной её составляющей. К этой группе можно отнести конституционные положения, за­крепленные ст. 1,2,4,8,10,11,15,71,72,76,104 и дру­гих статьях Конституции Российской Федерации. Мно­гие исследователи отмечают, что такие основополагаю­щие начала российской государственности как демокра­тизм, суверенность, правовое государство с системой разделения власти, верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации, законность и фе­дерализм, равенство всех перед законом и судом отно­сятся в равной мере и к основам организации и функцио­нирования судебной власти[40]. Названные нормы уста­навливают положение суда в государственной системе: статья 10 провозгласила самостоятельность судебной власти, суды осуществляют государственную власть (ст.П) в демократическом правовом государстве (ст.1) на основе Конституции, законов, общепризнанных прин­ципов и норм международного права (ст. 15). Эти нормы представляют особое значение для формирования стату­са судебной власти, поскольку придают ему основные идеологические направления, определяют смысл и сущ­ность её деятельности, учреждают её место и роль в со­временной государственно-правовой машине.

В более конкретном формате статус судебной власти закреплен в специальной главе- 7 Конституции РФ "Су­дебная власть", касающиеся специфики организации и функционирования судебной составляющей государст­венной власти. В ней закреплены некоторые функции и полномочия, принципы судебной власти, статус высших судов и требования к лицам, претендующим на занятие должности судьи.

В развитие этих норм приняты законы, в которых за­креплена структура учреждений, наделяемых полномо­чиями по осуществлению правосудия в России, статус судьи, правовые основы каждого из видов процессуаль­ной деятельности судьи.

Таким образом, три основополагающих признака су­дебной власти - производность от власти народа, пуб­лично-правовой характер и наличие нормативно-право­вого содержания, как мы полагаем, определяют её ме­сто и роль в государственно-правовой системе любого государства.

Подводя тог, су­дебную власть можно определить как неотъемлемый элемент государственно-правовой системы, призван­ный реализовать волю народа в сфере разрешения со­циальных конфликтов посредством осуществления правосудия.

 

 

 

Глава 2. Принципы осуществления судебной власти

 

Ценность принципа определяется числом

явлений, которые он может объяснить…

Р. Эмерсон, американский философ

 

Судебная власть,  как и любая другая ветвь власти,  осуществляет свои функции, руководствуясь принципами. Принципы составляют стержневую основу для полноценного функционирования судебной власти в современных условиях.

Правосудие осуществляется, сообразуясь с определенными принципами. Иногда их называют конституционными принципами правосудия, иногда – правовыми.

Принципы правосудия – это мировоззренческие идеи высокой степени общности, определяющие должное и сущее в построении и деятельности органов правосудия.

Принципы правосудия обладают рядом признаков.

1.  Принципы – это мировоззренческие идеи. Идеи, с одной стороны, носят объективный характер, диктуются объективными законами развития природы и общества; с другой – на их понимание, формулирование и законодательную интерпретацию огромное внимание оказывает общество. В этой связи можно говорить о национальном характере правосудия. Идея претерпевает внешние изменения (свое проявление в материальном мире) в большей степени под влиянием мировоззрения.

2.  Принципы – это идеи относительно должного и сущего. В основе принципа правосудия должен лежать идеальный вариант структуры или действия, составляющего правосудие, иными словами, – схема того, как оно должно быть устроено. Этой схемой должны руководствоваться и законодатель при написании закона, и практик (судья). Одновременно принцип должен нести в себе информацию о существе правосудия. Таким образом, должное и сущее в принципе тесно переплетаются.

3.  Принципы характеризуют организацию и деятельность судов. В принцип заложена схема как идеального, так и реального (живого) процесса реализации судебной власти.

4.  Принципы правосудия должны проявляться и закрепляться в праве. Только через закон принцип может материализоваться в форме конкретной деятельности по осуществлению правосудия. Таким образом, закрепление принципа в законе обязательно. Однако форма этого закрепления (проявления) может быть различна. Известны следующие формы проявления принципов в праве:

                    закон может только называть принцип. В качестве примера можно привести принцип законности. Название этого принципа весьма популярно в законодательных актах, содержание же не раскрывается;

                    закон может раскрывать содержание принципа, но умалчивать его название. В качестве примера можно назвать закрепленный Конституцией РФ принцип презумпции невиновности (ст. 49);

в нормах права может жить дух принципа (принципов). На сегодняшний день российские законы пронизаны духом принципа защиты законных интересов личности.

Принципы правосудия могут быть условно классифицированы по содержанию. Исходя из того, определяют ли принципы порядок судопроизводства либо порядок организации и деятельности организации и деятельности органов и лиц, осуществляющих правосудие, все принципы могут быть разделены на две группы: принципы судоустройства и принципы судопроизводства.

 

 

 

2.1. Принципы судоустройства

 

К принцам судоустройства относятся следующие:

- осуществление правосудия только судом;

- самостоятельность суда;

- независимость судей;

- равенство всех перед судом и т.д.

Рассмотрим их более подробно.

 

Принцип законности – это универсальный принцип, который относится к любой сфере правовой деятельности. Принцип законности означает, что при отправлении правосудия соблюдается верховенство закона. Закон здесь обозначает все правовые акты, составляющие нормативную базу деятельности правоохранительных органов. Естественно, иерархия этих актов должна соблюдаться. В случае противоречия между законами применяется тот, который обладает большей юридической силой.

Формулу названного принципа можно выразить так: строгое и неуклонное соблюдение Конституции, законов и иных нормативных актов юридическими лицами, должностными лицами и гражданами. Причем для правосудия характерно именно соблюдение предписаний законов. Правовая формула «разрешено все, что не запрещено законом» для процедурных отраслей права не совсем подходит. Для уголовного, гражданского и арбитражного процессов подход иной: разрешено лишь то, что предписано законом («запрещено то, что не разрешено законом»).

Имеется еще абстрактное понятие принципа законности как некой первоидеи. В этом смысле законность – это, во-первых, оптимальное количество хороших законов; во-вторых, строгое соблюдение этих законов.

Осуществление правосудия только судом. Этот принцип означает, что правосудие осуществляется только специальными государственными органами – судами. Никакие другие государственные органы не вправе вершить правосудие.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Этот принцип установлен в ст. 19 Конституции.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Равенство всех перед законом означает, что правосудие осуществляется на основе одного для всех законодательства. Так, в уголовном судопроизводстве установлены единые правила расследования и судебного рассмотрения, варьирующиеся лишь в зависимости от вида преступления. Отдельные дополнительные гарантии установлены для несовершеннолетних и психически нездоровых лиц.

Принцип независимости судей. Судьи должны принимать решения только на основе закона, своего внутреннего убеждения и совести. Для того чтобы обеспечить принятие объективных и справедливых решений, необходимо оградить судей от любого – как прямого, так и косвенного – давления.

Закон устанавливает следующие средства обеспечения независимости судей: наличие особой процедуры осуществления правосудия; запрет на вмешательство в деятельность суда (вплоть до уголовной ответственности); особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи; наличие органов судейского сообщества (съезды, конференции); высокий материальный и социальный

статус; защита жизни и здоровья судей и членов их семей; специальный порядок назначения и несменяемость.

 

2.2.Принципы судопроизводства

 

Дадим характеристику принципам судопроизводства.

Гласность судебного разбирательства, означающая, что все дела должны слушаться открыто: в присутствии публики, доступ которой на заседания судов должен быть свободным. Лишь по специальному постановлению суда на основаниях, указанных в законе, может быть проведено закрытое судебное слушание. Этот принцип направлен на предотвращение произвола и коррупции судебной власти.

Конституционность судебных решений. Данный принцип появился с возникновением конституций в формальном смысле и института конституционного контроля. Он означает недопусти­мость применения при рассмотрении дела правовых норм, в том числе норм законов, противоречащих конституции.

Принцип обеспечения права на судебную защиту. Этот принцип закреплен в ст. 46 Конституции. В соответствии с этой нормой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 47 Конституции никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Суть этого принципа состоит в том, что: 1) правом на судебную защиту может воспользоваться каждый; 2) судебное обжалование допустимо в отношении всех действий (бездействия) и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, повлекших нарушение законных прав и свобод.

Признание права на судебную защиту принципом правосудия означает, что судебная процедура в наибольшей степени гарантирует объективное и беспристрастное рассмотрение дела, принятие законного и обоснованного решения.

Принцип защиты законных интересов личности. Важнейшей составляющей указанного принципа является презумпция невиновности. В соответствии со ст. 49 Конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном законом, толкуются в пользу обвиняемого.

Принцип состязательности и равноправия сторон в суде провозглашен Конституцией (ст. 123). Согласно ст. 15 УПК уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом.

Идея состязательности присуща также гражданскому процессу (ст. 12 ГПК) и арбитражному процессу (ст. 6 Закона об арбитражных судах).

Принцип национального (родного) языка судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке, а также на языках республик, входящих в Российскую Федерацию. В Верховном Суде РФ, военных судах производство по делам ведется на русском языке.

Информация о работе Судебная власть, принципы