Судебная власть и прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:28, контрольная работа

Описание

Судебная власть и прокурорский надзор - два тесно связанных между собой взаимодействующих, взаимопересекающихся государственно-правовых института, без которых гражданское общество спокойно существовать не может. Тот и другой служат защите прав человека, обеспечивают законность и правопорядок, но делают это своими методами.
Если основная задача прокурорского надзора - выявлять нарушения законности, то обязанность суда - от имени государства реагировать на эти нарушения, осуждая виновных и защищая интересы пострадавших.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Судебная власть…………………………………………………………….......5
Прокурорский надзор…………………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………..11
Список литературы…………………………………………………………….13

Работа состоит из  1 файл

СУдебная власть.docx

— 38.51 Кб (Скачать документ)

      – установление  эффективного сотрудничества с  правоохранительными органами других  стран для обеспечения эффективности  уголовного преследования транснациональных  преступных группировок; розыска  и экстрадиции преступников, скрывающихся  за рубежом; оказания правовой  помощи по гражданским и семейным  делам гражданам России, находящимся  за рубежом; организации обмена  положительным опытом работы  между прокуратурами различных  стран;

      – обеспечение  населения достоверной информацией  о состоянии законности и эффективности  борьбы с правонарушениями как в отдельном регионе, так и в целом по Российской Федерации; обобщение практических материалов по ведению прокурорского надзора и организация обмена опытом работы с целью повышения эффективности деятельности;

      – подготовка  высококвалифицированных кадров  для структур органов прокуратуры  РФ; организация работы по повышению  их квалификации с привлечением  для этого как ученых, так и  опытных практических работников  прокуратуры.

      Решение  стоящих перед прокуратурой задач  осуществляется через организацию  ее деятельности по следующим  основным направлениям:

      1) обеспечение  общего надзора за соблюдением  Конституции и исполнением законов;

      2) осуществление  уголовного преследования в соответствии  с полномочиями, установленными  уголовно-процессуальным законодательством  РФ;

      3) координация  деятельности правоохранительных  органов по борьбе с преступностью;

      4) участие  в соответствии с процессуальным  законодательством РФ в рассмотрении  судами гражданских, арбитражных  и административных дел, опротестованию  противоречащих закону решений,  приговоров, определений и постановлений  судов;

      5) рассмотрение  и разрешение в органах прокуратуры  заявлений, жалоб и иных обращений  граждан;

      6) участие  прокуратуры в правотворческой  деятельности;

      7) участие  прокуроров в заседаниях федеральных  органов законодательной и исполнительной  власти, представительных (законодательных)  и исполнительных органов субъектов  РФ, органов местного самоуправления;

      8) организация  издания специальной литературы;

      9) обеспечение  прямых связей в пределах предоставленной  компетенции с соответствующими  органами других государств и  международными организациями, сотрудничества  с ними, заключения соглашений  по вопросам правовой помощи  и борьбы с преступностью, участия  в разработке международных договоров  РФ;

      10) осуществление  деятельности по подготовке и  повышению квалификации прокурорско-следственных  кадров.

Прокурорский надзор в  России

 

Прокурорский надзор —  форма реализации полномочий прокурора  по выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.

 

В соответствии с разделом 3 Федерального закона РФ «О прокуратуре  Российской Федерации», выделяют следующие  отрасли прокурорского надзора:

Надзор за исполнением  законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также  за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, осуществляемый органами прокуратуры

Надзор за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и  местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций

Надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

Надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и применяющих назначаемые судом  меры принудительного характера, администрациями  мест содержания задержанных и заключенных  под стражу

 

Помимо осуществления  вышеприведенных надзорных полномочий, прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных  действующим процессуальным законодательством  Российской Федерации (ст. 37 УПК РФ[2], ст. 45 ГПК РФ[3], ст. 25.11 КоАП РФ[4]), рассматривает  и разрешает жалобы и обращения  граждан.

 

В случае выявления нарушений  закона прокурором принимаются соответствующие  меры прокурорского реагирования —  протест, представление, предостережение. Кроме того, прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в суд  с целью защиты прав как неопределенного круга лиц, так и конкретного гражданина, который по тем или иным причинам не может самостоятельно защитить свои права.

 

Протест прокурора

 

Прокурор или его заместитель  имеют право приносить протест  на противоречащий закону правовой акт  в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий  орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в  порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

 

Представление прокурора

 

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган  или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

 

Постановление прокурора

 

Прокурор, исходя из характера  нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление  о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора  о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или  должностным лицом в срок, установленный  законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

 

Предостережение о недопустимости нарушения закона

 

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся  противоправных деяниях прокурор или  его заместитель направляет в  письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся  противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям  общественных (религиозных) объединений  и иным лицам предостережение  о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к  ответственности в установленном  законом порядке.

 

Заключение

 

 

Для России в современных  условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью  в реальной жизни нашего общества.

 

К сожалению, судебная власть все еще остается слабым местом в  России. Закрепленные в Конституции  принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие  и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные  правовые и социальные гарантии судьи, как-то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень  часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Помимо этого большой проблемой  для правосудия в сегодняшнее  время стала коррумпированность судей. 

 

Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные  суды представляют собой три абсолютно  независимых друг от друга части  общей судебной системы. Все они  имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета.

 

Деятельность прокуратуры  во всех направлениях носит отчетливо  выраженный юрисдикционный, правоохранительный характер. Российская прокуратура – орган борьбы – орган борьбы с правонарушениями со специфическими методами реагирования на них:

 а) предупреждение  о необходимости нарушения закона;

 б) принесение протеста;

 в) вынесение постановления;

 г) вынесение постановления  о возбуждении административного  производства;

 д) возбуждение уголовного  дела и уголовного лица, совершившего  преступление.

 Органы прокуратуры  осуществляют свои законные полномочия  независимо от федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений.

 Осуществляя свои полномочия, органы прокуратуры действуют согласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной или иной охраняемой законом тайне; они информируют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1
    2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ

    Гражданский процессуальный  кодекс РФ (ГПК РФ) от 14.11.2002 N 138-ФЗ

    Кодекс РФ об  административных правонарушениях  (КоАП РФ) от         30.12.2001 N 195-ФЗ

    1. Булаков О. Н. Научно-практическая конференция «Судебная власть России: история, теория и практика» // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 185-186.
    2. Цыганаш В.Н. Судебная власть в российском обществе: концептуальное обоснование и механизм социального функционирования Москва. Вузовская книга 2011

 


Информация о работе Судебная власть и прокурорский надзор