Судебная власть и прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:28, контрольная работа

Описание

Судебная власть и прокурорский надзор - два тесно связанных между собой взаимодействующих, взаимопересекающихся государственно-правовых института, без которых гражданское общество спокойно существовать не может. Тот и другой служат защите прав человека, обеспечивают законность и правопорядок, но делают это своими методами.
Если основная задача прокурорского надзора - выявлять нарушения законности, то обязанность суда - от имени государства реагировать на эти нарушения, осуждая виновных и защищая интересы пострадавших.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Судебная власть…………………………………………………………….......5
Прокурорский надзор…………………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………..11
Список литературы…………………………………………………………….13

Работа состоит из  1 файл

СУдебная власть.docx

— 38.51 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Ижевский государственный технический университет

им. М.Т Калашникова »

Кафедра «Менеджмент »

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Правоведение »

на тему « Судебная власть и прокурорский надзор»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Выполнил:                                         студент гр. 1-511-1 БЗО

                                                       Петрова  А.А.

 

     Проверил:                                                                             Якупова Э.С.

 

 

                                           

 

 

 

Ижевск 2012

Содержание

    1. Введение………………………………………………………………………...3
    2. Судебная власть…………………………………………………………….......5
    3. Прокурорский надзор…………………………………………………………..6
    4. Заключение……………………………………………………………………..11
    5. Список литературы…………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Судебная власть и прокурорский надзор - два тесно связанных между  собой взаимодействующих, взаимопересекающихся государственно-правовых института, без которых гражданское общество спокойно существовать не может. Тот и другой служат защите прав человека, обеспечивают законность и правопорядок, но делают это своими методами.

Если основная задача прокурорского  надзора - выявлять нарушения законности, то обязанность суда - от имени государства  реагировать на эти нарушения, осуждая  виновных и защищая интересы пострадавших.

Прокуратура - строго централизованный многофункциональный орган, нацеленный на борьбу с преступностью и другими  видами антисоциального поведения. Если престиж прокуратуры создавался веками, то независимая, самостоятельная  судебная власть в условиях современной  постсоциалистической России - явление  совершенно новое. Заметно выросшая и окрепшая судебная власть несколько "потеснила" прокуратуру, и возникла сложная и деликатная проблема разграничения  компетенции этих двух органов.

Если раньше (до перестройки и  судебной реформы) суды были объектом прокурорского надзора, то теперь судебная власть все более занимает подобающее ей место в системе разделения властей, и судебный контроль теперь распространяется на сферы общественных отношений, где в недалеком прошлом  господствовал прокурорский надзор. В ряде отношений судебный контроль распространяется и на деятельность прокуратуры. Отсюда - некоторая напряженность  во взаимоотношениях двух "ведомств", из которых одно пытается сохранить  прежние прерогативы, а другое - приобрести новые полномочия.

Усилиями Петра I Россия заимствовала у средневековой Германии всеобъемлющий  прокурорский надзор, распространив  его и на Сенат (высший государственный, в том числе судебный, орган), на коллегии (министерства), а также  на местные органы власти. В результате судебной реформы 1864 г. прокуратура  лишилась этих правомочий. Прокуроров "прикрепили" к судам, где они  поддерживали государственное обвинение  в полемике с другой стороной - защитой. Они сохранили также ряд полномочий по надзору за предварительным расследованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие характеристики

 

Существование судебной власти обусловлено интересом общества в поддержании правового и  социального порядка, а её государственная  природа — обязанностью государства  этот порядок поддерживать. Судебная власть возникает в силу необходимости  и обязанности государства трактовать свою волю в том случае, когда  нормативная трактовка, предложенная законодателем для общего случая и выраженная в норме закона, вступает в противоречие с нормативной  трактовкой государственной воли в  процессе индивидуального регулирования. Сохранение всеобщего и универсального значения права как социального  регулятора требует обеспечения  правовой реальности в случае спора  о самом праве. Возможность и обязанность определить, что является правом в случае спора об этом в индивидуальном правоприменении, составляет основу судебной власти, определяет её место и роль в системе разделения властей, а также политических факторов, образует уникальный властный ресурс судебной власти.

 

Несмотря на индивидуальный характер правового регулирования  спорного отношения, судебная власть это  социетальная система социальной регуляции. Определяемые в судебных решениях категории качества, количества и меры допустимого поведения становятся частями социокультурного кода общества. Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.

 

Принцип разделения власти на три ветви наиболее последовательно  реализован в англосаксонских странах. Но этот принцип сам по себе не гарантирует  равновесия и равносилия властных ветвей внутри политической системы. Во многих странах мира исполнительная власть в большей или меньшей степени доминирует над двумя другими ветвями власти. Обычно, судебная власть является наиболее слабой из трёх ветвей, так как она, в отличие от исполнительной и законодательной властей, не имеет ни своего аппарата принуждения (армии, полиции), ни прямой поддержки избирателей для проведения своих решений в жизнь. Равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти проявляется в их реальной, а не только формально провозглашённой, способности сдерживать и контролировать друг друга. Пример этого — так называемая система «сдержек и противовесов», которая наиболее полно воплощена в политической системе США. Джордж Вашингтон говорил, что «подлинное отправление правосудия является самой прочной основой хорошего правительства».

 

Судебная власть в России

 

Конституционные признаки

 

Согласно Конституции  РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ):

осуществляется только судами;

имеет полную самостоятельность  номинально, но ФЗ 188 закрепляет назначаемость  судебной власти.

реализуется посредством  применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства;

характеризуется единством  судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:

закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном  конституционном законе «О судебной системе РФ».

соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных  правил судопроизводства;

признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений  на всей территории страны;

закрепления единства статуса  судей на всех уровнях судопроизводства;

финансирования судей  из федерального бюджета.

 

 

Органы судебной власти

 

Основная статья: Судебная система Российской Федерации

 

По действующей Конституции  Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.

 

Функции судебной власти

Правосудие.

Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью  применения мер процессуального  принуждения.

Толкование правовых норм.

Удостоверение фактов, имеющих  юридическое значение.

Ограничение конституционной  и иной отраслевой правосубъектности граждан России.

 

Высшие федеральные суды:

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривающий дела об оспаривании конституционности  законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные  конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным  укреплением процедур (в рамках отрешения  от должности Президента Российской Федерации);

Верховный Суд Российской Федерации;

Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации, рассматривающий  хозяйственные споры в области  предпринимательской деятельности, дела об оспаривании законности нормативных  актов, а также отдельные удостоверительные  дела, связанные с предпринимательской  деятельностью;

Дисциплинарное судебное присутствие, являющийся судебным органом, рассматривающим дела по жалобам  на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации  и квалификационных коллегий судей  субъектов Российской Федерации  о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения  Высшей квалификационной коллегии судей  Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном  прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. (ФКЗ РФ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии»)

 

Роль и место судебной власти в современной России

 

Постсоветская Россия являет собой пример государства, в котором  до сих пор существует классическое разделение властей, но де-факто судебная власть в силу различных причин находится  в зависимости от власти исполнительной. Такая зависимость влечет за собой  ряд негативных последствий как для экономики, так и для общества в целом, в связи с чем в стране время от времени возникают дискуссии о необходимости продолжения судебной реформы.

 

 

 

Прокурорский  надзор

 

Прокурорский надзор —  форма деятельности органов прокуратуры  по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений  закона.

 

Прокурорский надзор по сути является проявлением власти органа, который в большинстве стран, ни к одной из трех ветвей власти не относится. Смысл данной деятельности во вневедомственном надзоре за исполнением норм закона в государстве и принятии соответствующих мер к нарушителям закона.

 

 

 

 

Цель и задачи прокурорского  надзора в Российской Федерации. Основные направления деятельности прокуратуры

    

 Определив, что деятельность  прокуратуры является самостоятельным  направлением реализации государственной  власти, необходимо установить ее  цель.

       Цель  деятельности прокуратурызаключается в создании на территории РФ такого режима законности, который позволил бы обеспечить верховенство и соблюдение Конституции, исполнение законов, действующих на территории России, а также сформировать надежный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

      Достижение  указанной цели осуществляется  с помощью решения основных  задач, стоящих перед Генеральным  прокурором РФ и подчиненными  ему нижестоящими прокурорами.  Эти задачи можно сгруппировать  в три блока.

      1.  Задачи  по обеспечению единства правового  пространства в государстве:

      – достижение  единообразия и точности при  исполнении действующего на территории  РФ законодательства;

      – обеспечение  соответствия издаваемых на территории  государства нормативно-правовых  актов Конституции и федеральному  законодательству;

      – гарантированное  соблюдение на всей территории  РФ прав и свобод человека  и гражданина;

      – обеспечение  судебной защиты нарушенных интересов  государства путем подачи исков  в арбитражные и гражданские  суды.

      2.  Задачи  по осуществлению борьбы с  преступностью:

      – обеспечение  реализации принципа неотвратимости  уголовной ответственности за  совершенные преступления. Решение  этой задачи достигается путем  осуществления органами прокуратуры  от имени государства уголовного  преследования, в том числе  и поддержания государственного  обвинения в суде, в соответствии  с полномочиями, предоставленными  уголовно-процессуальным законодательством  РФ;

      – достижение  согласованного взаимодействия  различных правоохранительных структур  государства в борьбе с преступностью;

      – обеспечение  законности исполнения назначенного  судом наказания или иных мер  принудительного характера.

      3.  Организационные  задачи:

      – обеспечение  оперативного поступления информации  об имеющих место различных  правонарушениях, организация на  должном уровне работы с жалобами  и заявлениями граждан;

Информация о работе Судебная власть и прокурорский надзор