Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:24, курсовая работа
Приступая к анализу современного российского федерализма, прежде всего, следует иметь в виду, что российское государство и российское общество, утверждая федеративную структуру страны, должны рассматривать федеративное устройство не как самоцель, а как средство более эффективного государственного управления. Иными словами, не федеративный принцип ради самого федеративного принципа, а федерация ради обеспечения социального и экономического прогресса.
Введение
1. Особенности становления федерализма в России
2. Разграничение полномочий
3. Война законов
4. Процедура согласования интересов
5. Неравноправие субъектов федерации
Заключение
Список использованной литературы
Аналитики считают, что ни
решения Конституционного Суда, ни
заключенные договоры о разграничении
предметов ведения и полномочий
между властями Федерации, краев, областей
и автономных округов не устранят
конфликтов. Улучшить ситуацию поможет
принятие федерального закона, который
обеспечил бы сочетание провозглашенного
Конституцией равноправия всех субъектов
Федерации и необходимости
В этом законе следовало бы
установить, что договор не может
наделять одного субъекта правами и
льготами, которых не имеют другие.
Подобные вопросы должны решаться принятием
соответствующих общих законов,
а также в ходе рассмотрения и
утверждения бюджета
В законе о договорах между Федерацией и ее субъектами целесообразно, во-первых, указать случаи, когда договор после его заключения должен представляться вместе с сопровождающими соглашениями в Госдуму на ратификацию; во-вторых, установить общее правило о главенстве федерального закона над договором в случае их расхождений.
Специалисты предлагают тщательно проанализировать подписанные договоры относительно:
регулирования
ими более широкого круга
разграничения
полномочий органов по
разграничения
полномочий по предметам
3. Война законов
Верховенство Конституции
- предпосылка стабильности федеративного
устройства, залог соблюдения баланса
полномочий между Федерацией и ее
субъектами. В ней закреплены принципы
и нормы демократической
Внесение в законодательство
субъектов Федерации положений,
которые отражают эгоистические
региональные запросы, расходятся с
Конституцией РФ и федеральными законами
и нарушают принцип федерализма.
Так происходит, когда республика
присваивает себе конституционное
право объявлять войну, предоставлять
политическое убежище без уведомления
федерального центра или гражданство
без соблюдения общероссийской нормативно-правовой
базы. Некоторые субъекты Федерации
в одностороннем порядке
В конституции Татарстана закреплено право республики самостоятельно определять свой государственно-правовой статус как ассоциированного члена в составе Федерации. В конституциях Бурятии и Коми провозглашено, что этот статус устанавливается сначала республиканской конституцией, а затем - Конституцией РФ. Верховенство законодательства субъектов Федерации в отношении национальных богатств, их исключительная собственность на землю, недра, воды, леса, растительный и животный мир, находящиеся на их территории, установлены в конституциях Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Калмыкии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, уставе Тюменской области.
Особого внимания требует организационно-правовое обеспечение региональной безопасности. В нарушение федерального законодательства на советы безопасности, функционирующие в девятнадцати субъектах Федерации, возложена охрана суверенитета, независимости и территориальной целостности субъекта (Ингушетия, Северная Осетия), вопросы обороны (Томская область, Северная Осетия, Ингушетия и Тыва), которые не являются предметом ведения субъекта.
В Татарстане, Марий Эл, Хакасии,
Карелии, Башкортостане, Дагестане, Ингушетии
и Кабардино-Балкарии созданы министерства
и ведомства по вопросам безопасности.
Если бы решаемые ими задачи ограничивались
защитой прав и свобод человека и
гражданина, обеспечением общественной
и экологической безопасности, правопорядка
и борьбой с катастрофами, стихийными
бедствиями, эпидемиями, ликвидацией
их последствий (т.е. сферой совместного
ведения Федерации и ее субъектов),
их создание было бы менее проблематичным.
Но они имеют более широкие
полномочия, вторгаются в сферу ведения
Федерации, пытаясь контролировать
подразделения федеральных
Конституции Адыгеи, Дагестана, Ингушетии и Калмыкии устанавливают гражданство, которое приобретается и прекращается в соответствии с законами субъекта Федерации независимо от российского гражданства. Во многих конституциях права и свободы человека и гражданина увязываются с гражданством данной республики, что противоречит Конституции РФ, в соответствии с которой они действуют на всей территории России, а регулирование прав и вопросы гражданства отнесены к исключительному ведению РФ.
Есть и другие примеры.
Так, Омская область провозгласила,
что порядок регулирования
Омская, Тюменская, Свердловская
и Архангельская области, Мордовия,
Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия,
Северная Осетия и Кабардино-Балкария
стремятся отнести к своему ведению
международные и
Поэтому специалисты предлагают дать официальное толкование пункта 5 статьи 76 Конституции, где речь идет о том, что в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует первый. С формально-юридической точки зрения здесь, казалось бы, нет неясности. Субъекты Федерации имеют право на собственное правовое регулирование по всем вопросам, находящимся вне пределов ведения Федерации и совместного ведения РФ и ее субъектов, - а они строго очерчены и ограничены Конституцией.
Но далеко не все организации
имеют под рукой тексты федеральных
и региональных законов, чтобы найти
и сопоставить соответствующие
нормы, поэтому зачастую руководствуются
простой заповедью: лучше выполнить
предписания пусть
Сознавая серьезность
проблемы, федеральные власти возложили
юридическую экспертизу законодательных
актов субъектов Федерации на
Министерство юстиции. Правда, его заключения
носят рекомендательный характер. Субъекты
Федерации, ссылаясь на то, что данная
функция Минюста
Кроме Минюста, выявляют нарушения
и контролируют законодательство субъектов
Федерации Генеральная
Указом Президента РФ "Об
основных положениях региональной политики
в Российской Федерации" от 3 июня
1996 г. № 803 контроль за соответствием
Конституции и федеральным
Наиболее простое решение
- возложить эту обязанность на
прокуратуру. Однако согласно Конституции
Генеральный прокурор не наделен
правом непосредственно обращаться
в Конституционный Суд с
Необходимо создать систему,
которая позволяла бы уже на стадии
подготовки нормативных актов определять
их несоответствие Конституции или
федеральному законодательству. Специалисты
рекомендуют создать экспертный
координационно-методический центр - скажем,
Институт регионального законодательства
при Президенте РФ или правительстве.
Когда проект закона субъекта Федерации
вступает в противоречие с Конституцией
или федеральным
Если закон, противоречащий Конституции или федеральному законодательству, все же принят, то возможна согласительная процедура либо судебный спор. Чтобы ни один закон не остался без внимания, предлагается ввести обязательную их регистрацию в Едином государственном реестре опубликования.
В связи с тем, что на федеральном уровне не определены основные принципы организации исполнительных органов субъектов Федерации, целесообразно принять дополнительные меры по укреплению исполнительной вертикали, определив ответственность глав исполнительной власти субъектов за неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции и федерального законодательства. На главах субъектов Федерации лежит ответственность перед избравшим их населением не только за выполнение предвыборных обещаний, но и за исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, актов правительства, судебных решений.
Выборный статус глав исполнительной власти субъектов Федерации не должен вести к ослаблению единой системы государственной власти. Правоведы полагают указать в законе "Об общих принципах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации", что их полномочия могут прекращаться по инициативе федеральных органов, если суд установит, что они нарушили Конституцию или федеральное законодательство. Избранный глава субъекта должен стать элементом единой системы исполнительной власти РФ и функционально подчиняться Президенту РФ и правительству, которые в соответствии с Конституцией обеспечивают и контролируют согласованное функционирование и взаимодействие исполнительных органов государственной власти.
Впрочем, нарушают Конституцию и федеральное законодательство не только главы субъектов Федерации, но и тысячи чиновников по всей стране. Чтобы повысить уровень их законопослушания, специалисты предлагают:
ввести в Уголовный
кодекс статью, которая предусмотрит
уголовную ответственность
не считать смягчающим
обстоятельством ссылки на
за неисполнение
решений об отмене (приостановлении)
нормативных актов,