Специфика (типичное и уникальное) в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 14:57, реферат

Описание

Государственное управление - социальный феномен политически организованной цивилизации. Оно неразрывно связано с эволюцией индустриального общества и является продуктом развития рыночной экономики, требующей соответствующего регулирования со стороны государства. Процессы модернизации привели к переходу общественного мирового развития в постиндустриальную фазу, где в информационно открытом обществе роль государственного управления, затрагивающего все сферы общества, приобретает принципиально обновленное понимание - его социальной обусловленности, масштабности и эффективности.

Содержание

Введение ………………………………………………………….. 3
1. Понятие государственного управления ....…………………… 4
2. Специфика государственного управления ...………………… 8
2.1. Типичное в государственном управлении ……………….. 9
2.2. Уникальное в государственном управлении …………...... 13
Заключение ……………………………………………………….. 16
Список литературы ……………………………………………..... 17

Работа состоит из  1 файл

специфика ГУ. реферат.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА 
 

Кафедра «МЕНЕДЖМЕНТ» 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине «Государственное и муниципальное  управление»

    на  тему: «Специфика (типичное и уникальное) в государственном управлении» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Научный руководитель

Голубушкин  Л.М. 
 
 
 

Нижний  Новгород, 2012

Содержание 

      Введение ………………………………………………………….. 3 

      1. Понятие государственного управления ....…………………… 4 

      2. Специфика государственного управления ...………………… 8

       2.1. Типичное в государственном управлении ……………….. 9

       2.2. Уникальное в государственном управлении …………...... 13 

      Заключение ……………………………………………………….. 16 

      Список  литературы ……………………………………………..... 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Государственное управление - социальный феномен политически  организованной цивилизации. Оно неразрывно связано с эволюцией индустриального общества и является продуктом развития рыночной экономики, требующей соответствующего регулирования со стороны государства. Процессы модернизации привели к переходу общественного мирового развития в постиндустриальную фазу, где в информационно открытом обществе роль государственного управления, затрагивающего все сферы общества, приобретает принципиально обновленное понимание - его социальной обусловленности, масштабности и эффективности.

    Государственное управление выступает как механизм, способ, с помощью которого государство  на практике проводит политику по улаживанию разного рода противоречий (индивидуальных, групповых, национальных, территориальных, классовых и т.п.) и удовлетворению материальных, социальных, культурных потребностей разных групп населения. Это достигается с помощью конкретных действий политического, правового, организационного, финансового характера, что включает различные этапы административной подготовки и реализации необходимых управленческих решений и социальных программ, посредством которых происходит координация и осуществление политики государства.

    Исходя  из актуальности выбранной темы, цель работы заключается в том, чтобы изучить специфику государственного управления посредством раскрытия вопросов:

  • понятие термина «государственное управление»;
  • типичное в государственном управлении;
  • уникальное в государственном управлении.
 
 
 

    1. Понятие государственного  управления 

    Отправной точкой для распознания природы  государственного управления служит понимание его необходимости, общественной обусловленной и целевой направленности.

    Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Например, необходимы государственные программы для обеспечения минимального уровня жизни нуждающимся или для получения необходимого уровня образования и профессиональной подготовки. Кроме того, известно, что в экономике существуют сферы, где рынок оказывается несостоятельным (естественные монополии, общественные товары, неполные рынки, информационная асимметрия, безработица, инфляция) и где без государственного вмешательства не обойтись. Границы государственного управления в развитых странах определяются на основе принципа, согласно которому вышестоящая организационная единица предоставляет нижестоящей простор для действий и берет на себя только те компетенции, которые нижестоящая не в состоянии осуществлять. Поэтому изучение государственного управления предполагает поиск и оценку возможностей тех общественных институтов, которые могут взять на себя функции государственного регулирования. С другой стороны, эта оценка включает понимание специфики именно государственного управления, его целевую направленность на производство общественных благ, непосредственную связь с политикой.

    Общественная  обусловленность государственного управления вытекает из его практики как сложной организационной  системы, функционирование которой  направлено на удовлетворение потребностей граждан. Вместе с каждодневными  жизненными потребностями на государственное управление влияют также политические цели, что служит упорядочиванию развития в интересах всего общества. Тем самым государственное управление является актом государственного вмешательства. Это предполагает, что его цели и содержание зависят, с одной стороны, от состояния и структуры управляемых государством общественных процессов, с другой - от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов.

    Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных (т.е. соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентации, данных публичной властью. Четкость выражения целей с учетом приоритетов и требуемых результатов предполагает заинтересованность государственных структур в сохранении стабильности, в соответствии принимаемых решений действующему законодательству, росте компетенции аппарата своих административных учреждений, а также решении других задач, направленных на повышение эффективности управления, реализацию принципа социальной справедливости, рациональное расходование ресурсов.

    Таким образом, природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласования разнообразных требований, нужд и форм деятельности, где государственный аппарат выступает действенным механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений.

    Государственное управление выступает как механизм, способ, с помощью которого государство  на практике проводит политику по улаживанию разного рода противоречий (индивидуальных, групповых, национальных, территориальных, классовых и т.п.) и удовлетворению материальных, социальных, культурных потребностей разных групп населения. Это достигается с помощью конкретных действий политического, правового, организационного, финансового и т.п. характера, что включает различные этапы административной подготовки и реализации необходимых управленческих решений и социальных программ, посредством которых происходит координация и осуществление политики государства. В этом смысле государственное управление представляет конкретно-содержательную часть государственной политики. С другой стороны, государственное управление наряду с отличиями имеет общие черты с менеджментом в частных организациях, в основном касающиеся управленческих технологий и учета интересов клиента. Отсюда вытекает, что от успешного соединения рационального анализа с принятием политических решений в процессе государственного управления зависит уровень использования административных возможностей, а также финансовых, информационных, людских и, наконец, властных ресурсов государства.

    Таким образом, можно дать следующее определение: государственное управление - это  деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях. Это означает, что государственные органы:

    во-первых, обладают определенными государственно-властными полномочиями и тем самым возможностями оказывать влияние на развитие дел в обществе и, следовательно, несут ответственность за их состояние;

    во-вторых, обладают правомочиями и возможностями  выступать в пределах своей компетенции  от имени государственного интереса;

    в-третьих, функционируют в условиях сочетания  строгой нормативной регламентированности деятельности в формально-процедурном  отношении с довольно широкой  возможностью принятия волевых решений  на основе субъективной интерпретации  как ситуации, так и регулирующих ее законодательных норм;

    в-четвертых, непосредственно занимаются работой  по подготовке, принятию и проведению в жизнь решений в сфере  исполнительно-распорядительной деятельности государства, причем в ряде случаев  указанные действия влекут за собой заметные экономические и иные социальные последствия для всего общества или какой-либо его части. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Специфика государственного  управления 

    Государственное управление относится к виду социальной системы, обнаруживая все видовые признаки:

    1. Социальные системы - наиболее сложные и значимые. Они образуются людьми; функционируют через деятельность людей, объектом их воздействия выступают опять же люди. Это обуславливает и силу, и уязвимость социального управления, его творческий характер и возможность проявлений субъективизма, волюнтаризма.

    2.  Люди одарены сознанием, поступают обдуманно или под влиянием страстей, но при этом всегда стремятся к определенной цели. Присущие им общие цели рождают общие интересы, несовпадение целей рождает конфликты. Однако целеполагание, целенаправленность составляют сущностный и ярко очевидный признак социальной системы, определяют сложность управляющего воздействия ее и на нее.

    3. Для достижения цели требуется  соответствие усилия, что обуславливает необходимость функции организации и обеспечивающая ее подсистема управления есть важнейшая составляющая, основополагающий признак социальной системы. Можно сказать, социальная система - это всегда организованная (в той или иной степени) целостность.

    4. Непременный атрибут социальной системы - стремление к самосохранению в имеющемся качестве, прямым следствием чего является адаптация социальной системы к внутренним и внешним воздействиям. При этом она не только приспосабливается к среде функционирования, но и сама активно воздействует на нее, влияет на взаимодействующие с ней системы. Отношения социальной системы с внешней средой могут принимать форму сотрудничества или борьбы (с другими социальными системами, с природой), определять режим ее развития.

    Системный подход к изучению государственного управления позволяет представить  его как функционирование нескольких сложных социальных систем. Условно они называются:

    • система управляющая - государство как определяющий субъект управления;

    • система управляемая - компоненты общества, подверженные государственному воздействию как объекты управления;

    • система взаимодействия - различные институты государства и общества, реализующие связи: прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и пр. Сущностной характеристикой этой системы является наличие в ней разного рода отношений: субъектно-субъектных, субъектно-объектных. Общественная система формирует главным образом содержание взаимодействия, выступающее как диалектическое сочетание потребностей, интересов общества и возможностей государства.

    Системный характер государственного управления, объективно связывающий все его  компоненты и элементы в определенную динамическую целостность, вполне резонно  ставит вопрос о выделении в государственном управлении чего-то общего, распространенного, в какой-то мере универсального и одновременно чего-то единичного, индивидуального, неповторимого. 

    2.1. Типичное в государственном  управлении 

    Исторический  анализ теоретических постулатов и  практических действий в области государственного управления, по крайней мере, в течение XX века, позволяет утверждать, что у нас часто отождествлялись и отождествляются такие понятия, как единство, унификация (шаблонирование) и типичное. Считается, что чем больше будет унифицированных (однозначных, одинаковых) элементов, чем повсеместнее утверждается один и тот же шаблон, тем, надежнее единство системы государственного управления. "Сверху" навязываются одинаковые для всех структуры, компетенции, штаты и прочее государственных органов, подгоняются под один какой-либо "ранг" управляемые объекты, унифицируется правовая регламентация способов реализации управленческих функций и осуществления управленческой деятельности. В государственном управлении общий взгляд, главным образом с вершины управленческой пирамиды, однозначный подход к огромному многообразию общественных явлений и ситуаций распространен пока довольно широко.

    Между тем все это нельзя ассоциировать с типичным в государственном управлении. Типичное означает не унификацию, не шаблонирование, а выделение наиболее общего, определяющего, характерного, того, что отражает явление, процесс в главном и "схватывает" в нем самое существенное. Типичное - это общее качество множества элементов, в каждом из которых оно может быть представлено в различных количественных параметрах. Типичное не должно проявляться в равной мере повсеместно и подчинять себе все свойства элементов. Достаточно и того, что оно обусловливает некое начало, служащее основанием формирования системных взаимосвязей.

Информация о работе Специфика (типичное и уникальное) в государственном управлении