Современная система отечественного образования: стратегия развития.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 20:43, лекция

Описание

Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы — общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления. Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и кор-ригирования.

Работа состоит из  1 файл

педагогика.docx

— 41.27 Кб (Скачать документ)

создание  необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация  личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в  субъект воспитания; организация  и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

4. Умения  учета и оценки результатов  педагогической деятельности: самоанализ  и анализ образовательного процесса  и результатов деятельности учителя;  определение нового комплекса  доминирующих и подчиненных педагогических  задач.  

 Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство

В каком  соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя? В свое время исчерпывающий  ответ на этот вопрос дал А. С. Макаренко. Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными  особенностями, задатками, он показал  его обусловленность уровнем  профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного  процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и  навыкам педагогической техники, в  то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов  мастерства.

Инновационная деятельность учителя — социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выход за пределы нормативной деятельности.   

Акмеология — наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.

 Овладение  педагогическим мастерством доступно  каждому педагогу при условии  целенаправленной работы над  собой. Оно формируется на основе  практического опыта. Но не  любой опыт становится источником  профессионального мастерства. Таким  источником является только труд, осмысленный с точки зрения  его сущности, целей и технологии  деятельности. Педагогическое мастерство  — это сплав личностно-деловых  качеств и профессиональной компетентности  учителя-воспитателя. Учителя-мастера  выгодно отличает от других прежде всего характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив. Так, при разработке урока по конкретной теме мастера имеют в виду всю систему знаний ученика и тот результат, который они хотят получить через несколько лет. Многие учителя наибольшие трудности испытывают в организаторской и коммуникативной деятельности, но эти трудности как бы запрограммированы неумением предвидеть возможные затруднения и предотвратить их системой мер. Конечная цель у такого учителя обычно теряется в суматохе повседневности, поэтому проектирование осуществляется с учетом только ближайших перспектив. Итак, получается, что главная причина трудностей в осуществлении организаторской и коммуникативной деятельности — недостатки в развитии конструктивных умений, в частности прогностических. Коренным отличием в структуре знаний рядовых учителей и мастеров является постоянно совершенствующееся знание психологии детей и умелое применение методики благодаря этому знанию. В-А- Сухомлинский писал:

Информация о работе Современная система отечественного образования: стратегия развития.