Совершенствование процессов преобразований государственной собственности в Республике Беларусь в контексте стран Восточной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:36, доклад

Описание

Программа пересмотра роли государства в экономике стран Восточной Европы предусматривала переход от административно-командной системы к экономическому регулированию форм собственности. С этой целью проводилась реформа законодательства, по которому к компетенции государства относятся налоговое и бюджетное регулирование экономики, а также проведение кредитно-денежной политики. Реформирование экономики осуществлялось в «шоковом» вариант, т.е. ориентировалось на преобразования в кратчайшие сроки. Применение шоковых методов сопровождалось острыми социальными проблемами: падением производства, инфляцией, возрастанием безработицы, резким снижением уровня жизни и ухудшением положения наиболее уязвимых слоев населения.

Работа состоит из  1 файл

Совершенствование процессов преобразований государственной собственности в Республике Беларусь в контексте стран Восточной Европы.doc

— 32.50 Кб (Скачать документ)

Совершенствование процессов  преобразований государственной собственности  в Республике Беларусь в контексте  стран Восточной Европы

Программа пересмотра роли государства в экономике стран  Восточной Европы предусматривала  переход от административно-командной системы к экономическому регулированию форм собственности. С этой целью проводилась реформа законодательства, по которому к компетенции государства относятся налоговое и бюджетное регулирование экономики, а также проведение кредитно-денежной политики. Реформирование экономики осуществлялось в «шоковом» вариант, т.е. ориентировалось на преобразования в кратчайшие сроки. Применение шоковых методов сопровождалось острыми социальными проблемами: падением производства, инфляцией, возрастанием безработицы, резким снижением уровня жизни и ухудшением положения наиболее уязвимых слоев населения.

Республика Беларусь не могла принять  опыт «шокового» варианта приватизации стран Восточной Европы, который  сопровождался бы ухудшением жизненного уровня нашего народ. Была разработана белорусская модель социально-экономического развития. В ее основе – создание рыночной экономики с действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, рациональным развитием частного сектора наряду с государственным при обеспечении приоритета общенародных  интересов, с эффективной властью и сильной социальной политикой.

Модель Республики Беларусь основывается на активном участии государства в формировании рыночных отношений и структурной перестройке экономики. По мере создания новых рыночных институтов происходит постепенное и последовательное сокращение его прямого участия в экономических процессах. Однако по отношению к тем сферам экономики, где решаются крупномасштабные стратегические задачи, позиция государства остается однозначной: здесь регулирование обязательно.

  В Беларуси выбрана модель, которая базируется не на массовой, а на индивидуальной приватизации, нацеленной на повышение эффективности производства. Главная задача – привлечь в реальной сектор экономики инвесторов, заинтересованных в техническом перевооружении и повышении конкурентоспособности приватизируемых объектов.

Следствием, а также фактором, способствующим процессу преобразованию собственности, стал активный приток иностранного капитала в Польшу. Ситуация в этом плане была в Польше достаточно благополучной уже в первой половине 90-х годов: чистые прямые иностранные инвестиции составили в 1991 году 117 млн. долларов США. Эта ситуация сохраняется: в 1998 году инвестиции получено 6 млрд. 6 млн. Долларов США – почти в 6 раз больше, чем в 1995 году. Помимо прямых денежных средств иностранные инвесторы привносят в приватизированные предприятия современный менеджмент, новые производственные и управленческие технологии способствуют проникновению на новые рынки. В Беларуси в настоящее время государственная экономическая политика нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата, в том числе для привлечения иностранных инвестиций. И доля пока еще не велика и составляет 5% от всего объема инвестиции.

Немаловажным фактом в развитии человеческого потенциала является обеспечение увеличения реальных денежных доходов населения. В странах Восточной Европы средние доходы самых богатых семей превышают доходы самых бедных в 4,5 – 5,5 раз, а в Болгарии и Румынии в 10 раз. Начиная с 1996 года, наметилась устойчивая позитивная тенденция к их росту и в Беларуси.

Экономический рост в Польше, ставший  примером с «шоковой» терапией начался  в 1992 году, а в Беларуси в 2006 году.

Следует отметить, что Беларусь достигла весьма высоких и устойчивых темпов экономического роста в сравнении с другими странами СНГ, добилась успехов в борьбе с инфляцией.

Белорусская модель развития не позволила  сформироваться в нашей стране олигархических кланам. База для неправедного обогащения и разворовывания национальных богатств была подорвана тем, что основные производственные мощности, градообразующие предприятия, природные богатства остались под контролем государства, а не в частных руках.

Не было допущено к власти криминальных элементов. Системная борьба с коррупцией и преступностью позволила Беларуси сохранить свой международный авторитет как одной из самых некоррумпированных стран мира.

Наша модель не привела к массовой безработице и обнищанию людей, к разрыву традиционных экономических  связей с партнерами и развалу реального сектора экономики, имеющей открытый, ориентированный на экспорт характер.

Таким образом, в Беларуси формируется  эффективная система повышения  социальной защиты населения и реализуется  социально-ориентировочная модель регулирования рыночной экономики.


Информация о работе Совершенствование процессов преобразований государственной собственности в Республике Беларусь в контексте стран Восточной Европы