Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание

Целью и задачей моей курсовой работы является определение понятий законности и правопорядка и выявление гарантий, обеспечивающих их нормальную взаимосвязь. Предложенная тема мною будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:
- законность: понятие, содержание и основные принципы;
- система гарантий законности;
- понятие, структура и функции правопорядка;
- соотношение правопорядка, общественного порядка и законности.

Содержание

Введение 2
1. Законность 4
1.1 Понятие, требования и принципы законности 4
1.2 Гарантии законности 12
2. Правопорядок 14
2.1 Понятие, структура и функции правопорядка 14
2.2 Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности 19
Заключение 23
Список используемой литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Соотношение правового, общественного порядка и законности.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение   2

1. Законность    4

1.1 Понятие, требования и принципы законности   4

1.2 Гарантии законности    12

2. Правопорядок    14

2.1 Понятие, структура и функции правопорядка    14

2.2 Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности   19

Заключение    23

Список используемой литературы     25

Введение

Управление государством осуществляется с помощью различных методов и средств - экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди последних – важнейшее место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества и его граждан. Правопорядок и законность – своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность – есть и правопорядок.

Законы и их соблюдение - древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня он общепринят во всех развитых демократических странах, в мировом сообществе. Ничего лучшего, более разумного и рационального человечество пока не придумало. Не будь законов, любое общество погрузилось бы во мрак невежества. Еще римские юристы провозгласили широко известные и поныне постулаты: «Государством должен править закон», «Закон превыше всего», «Закон выше любой должности»,  «Пусть рухнет мир, но восторжествует закон», «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными», «Закон должен властвовать над всеми», «Кто живёт по закону, тот никому не вредит», «Закон суров, но это закон».  Все эти изречения содержат глубокий смысл, опыт и мудрость. В своё время Сократ говорил: «Что законно, то и справедливо». В законе воплощён коллективный разум, поэтому он и авторитетен, ставится превыше всего, почитается. Во всяком случае, так должно быть. Право же издревле называли искусством добра, беспристрастности и объективности, а в законе видели некое высшее божественное установление, закон мыслился как собирательный, положительный образ, как идеал.

Однако недостаточно просто провозгласить законность и правопорядок, мало издать хорошие законы – необходимо, чтобы существовали определенные гарантии этих ценностей, их реальности, доступности и эффективности. Речь идёт о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов для поддержания должного правопорядка в обществе, так как автоматически, само собой это не происходит.

Разумеется, законы обязана соблюдать и сама власть, создающая эти законы, считать себя связанной ими. Обратим внимание на часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации. Здесь требование соблюдения законов в равной мере обращено как к органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, так и к гражданам и их объединениям.   В противном случае власть не будет иметь морального права требовать этого от других и, следовательно, не сумеет обеспечить должного порядка в обществе. Известный русский юрист А.Ф. Кони писал: "Власть не может требовать уважения к закону, когда сама его не уважает, ибо граждане вправе отвечать на ее требования: «Врач, исцелись сам»[1]. В подчинении власти собственным законам - суть правового государства, т.к. там, где кончаются законы, начинается произвол. В свою очередь, законы должны основываться на идеях естественных прав человека и гражданина, свободного развития личности. Эти права как раз и служат ограничителем власти, ее возможного произвола.

В недалеком прошлом отечественная наука анализировала законность преимущественно в аспекте требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами. Это по своей сути  правильное понимание, однако,  оно  нашло однобокое  отражение в  содержании  и  сущности  данного явления. В этом случае  требование  законности  распространялось  только  на граждан и их организации, органы, непосредственно реализующие свои  права  и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое  регулирование (правотворческих и правоприменительных), находилось вне ее содержания. Обеспечение законности сводилось главным образом к работе контрольно-надзорных и правоохранительных органов – выявлению нарушителей правовых предписаний и их последующему наказанию. Результатом этого и стал обвинительный уклон в их деятельности. Такое понятие законности совершенно не обеспечивает нормального функционирования общества в условиях демократии, не способствует формированию и укреплению правового государства и общества, потому что сущность законности – есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

Целью и задачей моей курсовой работы является определение понятий законности и правопорядка и выявление гарантий, обеспечивающих их нормальную взаимосвязь. Предложенная тема мною будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:

- законность: понятие, содержание и основные принципы;

- система гарантий законности;

- понятие, структура и функции правопорядка;

- соотношение правопорядка, общественного порядка и законности.

1. Законность

1.1. Понятие, требования и принципы законности

В юридической литературе существует несколько определений правовой категории «законность». Ранее, Борисов В.В. даёт следующее определение: «Законность – демократический принцип Советской власти. Он проявляется в том, что ко всем органам государства, учреждениям, предприятиям, общественным организациям, должностным лицам и гражданам, предъявлено требование строжайшего выполнения советских законов»[2]. Провозглашенные права и свободы граждан, их законные интересы гарантируются, и обеспечиваются выполнением возложенных на них обязанностей. Реализация ответственности, точное и неуклонное выполнение нормативных актов и актов реализации права обеспечивается государственными и общественными мерами.

В других источниках интерпретировано сходное, по сути, определение законности как принципа. Законность как принцип, представляет собой совокупность идей и взглядов, посредством которых у всех участников правовых отношений формируется внутренняя потребность в совершении правомерных поступков. В характеристике законности, как метода государственного руководства обществом, как режима, состояния, фактически речь идёт о строгом соблюдении всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, юридических норм. Таким образом, «Законность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, общественными и иными организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гражданами – всеми без исключения)»[3]. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, закон­ность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает спра­ведливую дифференциацию интересов людей.

В последние годы предпринимались попытки по–новому сформулировать понятие законности. В частности Н.В. Витрук пишет: «Законность означает идею, требование, систему реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном правотворчестве»[4], В.Н. Кудрявцев говорит о том, что: «Законность – определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов»[5].

Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественные отношения приобретают новое ка­чество, то есть когда из отношений зависимости, подавления и уг­нетения они постепенно превращаются в отношения относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, учас­твующих в его воспроизводстве. Таким образом, как устойчивое явление общественной жизни, законность возни­кает и формируется в условиях цивилизованного общества, способно­го обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие ус­ловия в значительной мере создаются рыночными экономическими от­ношениями, при которых свобода частной собственности становится рав­ной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере произ­водства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия – главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а, следовательно, и о законности.

Рассмотрев понятия законности, можно выделить основные, характеризующие её признаки: Во-первых, важнейшей чертой законности является её всеобщность. Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты, законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования являются граждане государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан. Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к его гражданам. Государство ответственно перед гражданином, а гражданин перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Понятно, что государство не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно. Однако посредством законодательной деятельности оно может и должно предоставлять своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой деятельности[6]. Обеспечение всеобщности, соблюдение правовых предписаний - задачи государства и его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надёжно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане негосударственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни. Во-вторых, законность неразрывно связано с правом, юридическими нормами. Однако оценить состояние режима законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц и определённых социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоёв населения, но не гарантируют их, то и здесь не может идти речи о законности [6]. Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие двух взаимосвязанных факторов: совершенного, чётко отработанного законодательства, отвечающего потребностям полной и безусловной реализации предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.

          Как  режим   общественно-политической   жизни,  законность   не   есть определённый, устоявшийся порядок отношений. Законность выступает как  необходимость, которая выражается в системе субъектов, участников    общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая – к различным ветвям   государственной   власти (законодательной, исполнительной, судебной)[7].

Каковы же основные требования законности? Они заключаются в следующем:

1. Верховенство закона в отношении ко всем другим правовым актам. В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общес­твенных отношений. Те отношения, которые в силу объективных ус­ловий должны находиться в сфере правового воздействия, регули­руются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случаи, когда какие-либо отношения законодательно не урегули­рованы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с за­коном и на основе закона. Наивысшую юридическую силу имеет Конституция – основной  закон государства. А потому в содержании законности как важнейший  компонент выделяется конституционная законность.

2. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия. Законы представляют одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере временного и простран­ственного действия. Законы федеративного государства имеют одина­ковую силу на территории всех государственных образований, входя­щих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответ­ствует действительному смыслу законов и проводит в жизнь заложен­ные в нём регулятивные функции.

3. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом). Прочный эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объёме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться тре­бованиям закона. С другой стороны, государство должно создавать все необходимые условия для осуществления законных прав и интересов всех граждан.

4. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц. В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобо­да одного человека не может быть реализована в ущерб свободе дру­гого. Закон не допускает ущемление прав одних за счёт прав и ин­тересов других граждан государства.

5. Недопустимость противопоставления законности и целесообраз­ности. Почему нельзя противопоставлять законность целесообразности? Прежде всего, потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отра­жаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Житейская целесообразность не может игнорировать це­лесообразность закона. Нарушая требования закона, некоторые должностные ли­ца и граждане оправдывают свои противоправные действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подме­няют его субъективными противозаконными действиями, с точки зре­ния более полезными и нужными для данного случая.

6. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями – ­важное требование законности. Правовое государство создаёт необ­ходимые материальные, политические, социальные и другие предпо­сылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприят­ные материальные условия жизни, социальная защищённость населе­ния, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима за­конности. Непосредственная защита интересов субъектов права, любого граж­данина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, полицией. Обеспечивая законное функционирование об­щественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.

    Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического процесса. Законность представляет собой процесс осуществления законов.

    «Первым условием законности, - пишет П.И.Стучка, - является сам закон».

Важной предпосылкой законности в современной России является Конституция, которая всенародно принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. В ней нашли отражение качественные изменения российского общества, происшедшие на рубеже 90-х гг. ХХ столетия. Можно сказать, что Основной Закон России - важный фактор политической стабильности, учитывающий общепризнанные принципы и нормы международного права, инструмент, обеспечивающий необходимость демократизации общества.

Исходя из этого, законность можно определить как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества путём строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства с целью формирования состояния правомерности в системе социальных отношений.

Информация о работе Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности