Система разделения властей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание

В разных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних руководство со стороны государства означает прямое насилие, в других - скрытое принуждение, в - третьих - организаторскую деятельность. Имеет место и сочетание разных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, принимаемые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдаются анархия (безвластие) или возвышение какой-то иной власти.1

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы разделения властей…………………………..7
1.1. Исторический аспект теории разделения властей……………………...7
1.2. Содержание принципа разделения властей……………..……………..10
Глава 2. Современная система разделения властей в России……………….13
2.1. Законодательная власть………………………………………………....13
2.2. Исполнительная власть…………………………………………………18
2.3. Судебная власть…………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………...………..28
Библиографический список………………………………………….…...30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая1.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

К ведению системы федеральных органов исполнительной власти по предметам исключительного ведения Российской Федерации относятся: разработка и проведение государственной политики в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития; установление единого рынка, экономического, финансового и таможенного пространства; управление федеральной государственной собственностью; проведение единой денежной, валютной и кредитной политики; федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральная банковская система и федеральные фонды регионального развития. Эта система должна обеспечивать устойчивое функционирование и развитие базовых инфраструктур жизнедеятельности общества и государства, к которым относятся федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, включая трубопроводный, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе. К ее ведению относится обеспечение полноправного участия страны в международных отношениях, осуществление внешней политики и внешнеэкономической деятельности. Предметами исключительного ведения системы федеральных органов исполнительной власти являются: оборона и безопасность; защита государственной границы, территориального моря и воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа; оборонное производство, порядок продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство и использование ядовитых веществ и наркотических средств. Кроме того, в ее ведении находятся метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, статистический и бухгалтерский учет14.

В соответствии со ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать собственные территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц15. Кроме того, федеральные и региональные органы исполнительной власти по соглашениям между ними могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Система федеральных  исполнительной власти является составной частью единой системы федеральных органов государственной власти, в рамках которой она должна функционировать самостоятельно, но в постоянном взаимодействии с президентской властью, федеральными органами законодательной и судебной власти на основе конституционной системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях органов государственной власти.

В рамках единой системы  органов исполнительной власти каждый орган наделен определенными  государственно-властными полномочиями, которые по видам можно рассматривать как:

- правоустановительные (правонаделительные) полномочия, которые дают возможность соответствующему органу устанавливать определенные правила, в том числе стандарты, нормативные требования, запреты, административные режимы и т.п.;

- правоприменительные  полномочия, т.е. право совершать  определенные юридические действия, принимать ненормативные правовые  акты, разрешать коллизии между  субъектами управленческой деятельности, обеспечивая законность и государственную  дисциплину.

Таким образом, исполнительная власть в РФ определяется Конституцией РФ. Осуществляют исполнительную власть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Главное ее назначение – исполнение законов и их реализация методами, предусмотренными законодательством.

 

2.3. Судебная власть.

Конституция РФ и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. устанавливают полномочия и принципы деятельности судебной власти Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» сыграл особую роль в разработке необходимых законодательных основ судоустройства. Хотя этот закон и не обеспечивает завершенного регулирования судебной системы, но является стержневым актом в сфере судоустройства, определившим не только тактику, но и стратегию необходимого развития.

В Конституции РФ (ст. 10-11) суды наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ перечислены как органы, осуществляющие государственную власть16. В рамках системы сдержек и противовесов Конституции РФ (ст. 104) высшие судебные органы – Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ограниченным правом законодательной инициативы только по вопросам их ведения17.

Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный РФ используют это право в достаточной мере для формирования и развития гражданского, уголовного, административного законодательства, законодательства, регулирующего разрешение экономических споров и иных отношений в сфере предпринимательской и экономической деятельности, а также процессуального законодательства.

Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, независимость, исключительность, законность и полнота.

Исключительность судебной власти состоит в том, что никакой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя

функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Государство предоставляет именно суду право использовать принудительные полномочия государственной власти: в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении правонарушения, преступления и назначить наказание.

Законность судебной власти состоит в том, что все судебные органы и судья осуществляют применение действующего закона к доказанному в ходе разбирательства факту, подчиняются только Конституции РФ и законам и не вправе отступать в своих действиях и решениях от законодательных требований и установлений.

Полнота судебной власти состоит в том, что осуществляющие ее суды обладают всей полнотой юрисдикции. Никакие другие органы власти не вправе ставить под сомнение законность вынесенного судом вердикта. Вступившее в силу решение суда является окончательным, имеет необратимую силу и подлежит обязательному исполнению18.

Назначение судебной власти – защита прав и свобод гражданина, конституционного строя, обеспечение соответствия актов законодательной, исполнительной и президентской власти Конституции РФ, соблюдения законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов.

Ст. 118 Конституции РФ устанавливает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом и судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства19.

Осуществление правосудия – это исключительное полномочие судебной власти. Конституция РФ устанавливает, что правосудие призвано обеспечивать права и свободы человека и гражданина, которые являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства. Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод и предоставляет возможность обжалования в суде решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 2, 18, 46)20.

Закон о судебной системе  устанавливает, что судебная власть осуществляется только судом в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. При этом никакие другие органы и лица не в праве принимать на себя осуществление правосудия.

Данное законодательное  положение определяет круг лиц, которые  вправе осуществлять правосудие. К  таким лицам на ряду с профессиональными  судьями относятся представители  общества – присяжные, народные и арбитражные заседатели. Закон о судебной системе устанавливает, что участие присяжных, народных и арбитражных заседателей является гражданским долгом21.  К гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, предъявляются определенные требования, установленные законом, а за время участия в осуществлении правосудия присяжным, народными и арбитражными заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Эти положения закона конкретизируют формы и условия, в которых может быть реализовано установленное Конституцией РФ право граждан Российской Федерации на участие в определении правосудия.

Граждане могут участвовать  в отправлении правосудия как  присяжные, народные и арбитражные  заседатели, которые выступают в  качестве непрофессиональных членов судейской коллегии и являются участниками коллегиального рассмотрения и разрешения судебных дел. В различных судебных процедурах заседатели могут обладать различными полномочиями и действовать по разным правилам. При этом заседатели наделяются полномочиями по отправлению судебной власти только в период их участия в осуществлении правосудия и только в составе судейской коллегии.

Конституция РФ, а в  соответствии с ней и закон о судебной системе устанавливают, что судебная власть может осуществляться посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Перечисление используемых видов судопроизводства предопределяет децентрализацию судебной власти по отраслевому критерию и подчеркивает, что деятельность судов, в отличие от всех других органов государственной власти, строго регламентирована процессуальными правилами, устанавливаемыми на законодательном уровне и предписывающими, как должно совершаться каждое действие суда при рассмотрении и разрешении дел. Различия в формах судопроизводства обусловлены характером рассматриваемых дел и назначением соответствующего суда.

Конституционное судопроизводство представляет собой форму правосудия, в процессе которого разрешаются  юридические споры, имеющие конституционное значение22. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ оно осуществляется Конституционным судом Российской Федерации23. Процедура конституционного судопроизводства определяется указанной статьей Конституции РФ и конкретизируется федеральным конституционным законом о Конституционном Суде РФ.

Гражданское, административное и уголовное судопроизводство осуществляется судами общей юрисдикции, в том  числе военными и специализированными  судами и мировыми судьями, рассматривающими соответственно гражданские, уголовные и административные дела. В соответствии со ст. 126 Конституции РФ высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, является Верховный Суд Российской Федерации24. Все эти суды осуществляют судопроизводство в гражданском процессуальном, уголовно-процессуальном и административно-процессуальном порядке, который устанавливается в зависимости от вида дел, а не судов, и закрепляется в Гражданско-процессуальном кодексе РФ и Кодексе об административных правонарушениях РФ.

Гражданское судопроизводство осуществляется на основе норм Гражданского кодекса РФ и действующих федеральных  законов в порядке, установленном, прежде всего, Гражданско-процессуальным кодексом РФ, а для мировых судей  – также федеральным законом о мировых судьях.

Особой формой производства, сходной с гражданской, является разрешение экономических споров арбитражными судами, которое выделяется в специализированный, самостоятельный вид судопроизводства – арбитражное судопроизводство. В соответствии с Конституцией РФ высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами, является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Порядок арбитражного судопроизводства определяется федеральным конституционным законом об арбитражных судах, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и нормами ряда материально – правовых актов, в частности Гражданского кодекса РФ. В соответствии с Конституцией РФ гражданское, арбитражное и уголовное законодательство, в том числе процессуальное относятся к исключительному ведению Российской Федерации, и поэтому нормы и правила этих видов судопроизводства регламентируются только федеральными законами. Так как административное судопроизводство в соответствии с Конституцией РФ относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то его нормы и правила, регламентируются как федеральными законами, так и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными правовыми актами субъектов федерации.

Конституция РФ относит  судоустройство и установление системы  федеральных округов судебной власти к ведению Российской Федерации  и предусматривает существование  единой судебной системы Российской Федерации.

Итак, судебная власть в  РФ есть самостоятельная ветвь власти, действующая независимо от законодательной и исполнительной властей. Она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118)25. Судебная власть осуществляется только судом в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.

 

 

 

 

Заключение.

Принцип разделения властей  получил широкое распространение  в конституционном законодательстве большинства современных государств как неотъемлемая часть правового демократического государства. Принцип разделения властей предполагает разделение основных государственных управленческих функций на три основные: законодательные, исполнительные и судебные, осуществляемые органами государственной власти, как правило, соответствующего профиля: парламентом, правительством и судебными органами.

Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее единственным источником в  Российской Федерации является многонациональный  народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций и ответственности между различными государственными органами.

Информация о работе Система разделения властей в РФ