Система разделения властей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание

В разных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних руководство со стороны государства означает прямое насилие, в других - скрытое принуждение, в - третьих - организаторскую деятельность. Имеет место и сочетание разных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, принимаемые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдаются анархия (безвластие) или возвышение какой-то иной власти.1

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы разделения властей…………………………..7
1.1. Исторический аспект теории разделения властей……………………...7
1.2. Содержание принципа разделения властей……………..……………..10
Глава 2. Современная система разделения властей в России……………….13
2.1. Законодательная власть………………………………………………....13
2.2. Исполнительная власть…………………………………………………18
2.3. Судебная власть…………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………...………..28
Библиографический список………………………………………….…...30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая1.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Система разделения властей в РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы разделения властей…………………………..7

1.1. Исторический аспект  теории разделения властей……………………...7

1.2. Содержание принципа разделения властей……………..……………..10

Глава 2. Современная система разделения властей в России……………….13

2.1. Законодательная власть………………………………………………....13

2.2. Исполнительная власть…………………………………………………18

2.3. Судебная власть…………………………………………………………21

Заключение………………………………………………………...………..28

Библиографический список………………………………………….…...30

 

Введение

Власть всегда означает, с одной стороны, навязывание  чьей-то воли, а с другой - подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому государственную власть определяют как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения.

В разных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних руководство со стороны государства означает прямое насилие, в других - скрытое принуждение, в - третьих - организаторскую деятельность. Имеет место и сочетание разных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, принимаемые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдаются анархия (безвластие) или возвышение какой-то иной власти.1

Как в зарубежной, так  и в современной российской литературе уделяется большое внимание теории разделения властей. Само разделение властей существовало и в античные времена, но сформулирована, обобщена и изложена на бумаге теория разделения властей была только в 17 - 18 в.в. в трудах английских и французских мыслителей Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье. Теория разделения властей не могла возникнуть на пустом месте. Она возникает и начинает материализоваться лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в политических процессах страны. Теория разделения властей исходила из вполне рациональной предпосылки: в любом государстве необходимо осуществлять три вида деятельности - принимать законы, исполнять их и наказывать нарушителей этих законов. Естественно, что более эффективно и компетентно будут выполнять эти функции государственные органы, специализированные только на одной из них, но с другой стороны, с точки зрения сохранения демократии целесообразно разделить три этих направления государственной деятельности между тремя различными ветвями власти, чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним человеком или одним органом.

Общепризнанной нормой построения и функционирования аппарата управления в современных демократических государствах является разделение властей. Когда власть сосредоточена в одних руках, то это может стать опасностью, угрожающей демократическим принципам, порождающей бесправие и деспотизм.

Одним из основополагающих признаков функционирования демократии стало разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.  Так как необходимое условие для осуществления демократии – отсутствие сосредоточения власти в одном политическом органе, то демократия не должна допускать смешения законодательной и исполнительной власти. Все имевшие до последнего времени попытки  пренебрегать этим принципом вели к тому, что государственное руководство лишалось правовой основы и превращалось в произвол, попирающий гражданские права личности.

При разделении властей  исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимыми друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют опасной для демократических процессов концентрации власти в руках представителей какой-либо одной ее ветви. Исполнительные институты обязаны в той или иной мере согласовывать свои действия с законодательными институтами, то есть органами народного представительства: отчитываться перед ними, а если речь идет о парламентских республиках, то получать от них мандат на осуществление своих функций. В то же время уже на ранних стадиях разработки правовых актов парламенты согласовывают их содержание с правительственными инстанциями.

   Сущность принципа  разделения властей — исключить  возможность концентрации всей  полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного повелителя, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и наказывающего за непослушание. Именно поэтому к числу основных принципов всех современных демократический государств отнесен принцип разделения властей. Составными частями механизма власти повсеместно признаются законодательная, исполнительная и судебная власти, каждая из которых, воплощая единство власти, принадлежащей народу, остается самостоятельной.

   Разделение властей — это принцип,  который  заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.

В современном мире принцип  разделении властей так же важен, потому что он основывается на Конституции, которая в свою очередь обеспечивает свободу и права личности. Многие люди не знают даже о том, кем и  как осуществляется государственная  власть. И для того, чтобы их права не ущемлялись, а свобода не ограничивалась, необходимо изучение вопроса о системе разделения властей.

Исходя из вышесказанного, целью  курсовой работы является исследование системы разделения властей в Российской Федерации. В задачи курсовой работы входит изучение  истории, понятия и содержания принципа разделения властей. Объектом исследования является государственная власть в Российской Федерации, а предметом исследования – система разделения властей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы разделения властей.

1.1. Исторический аспект теории разделения властей.

Еще с древнейших времен стал зарождаться институт  разделения  властей. Еще в Афинской и  в  Римской  республиках  граждане стремились не допустить концентрации власти в одних руках.

В Греции существовало несколько  политических институтов, которые не должны были позволить сосредоточения власти в одних  руках.  Таким  образом, после реформ Солона, Клисфена, Эфиальта  и  Перикла  в  стране  образовались следующие  взаимодействующие  друг  с  другом  органы:  народное   собрание, обладающее законодательной инициативой; за ним следил суд Гелиэя, который  к тому же обладал правом  толкования  законов;  исполнительную  власть  делили совет 500 и  две  коллегии  —  стратегов  и  архонотов; контроль  за  всеми органами  власти  осуществляло  так  называемое  особое  народное  собрание, которое собиралось раз в месяц и занималось проверкой  деятельности  властей.

В Римской республике положение было очень  схоже  с  Афинской.  Главным государственным органом были  Сенат,  обладающий  правом  толковать законы и также накладывать вето на некоторые решения народного собрания. Ко всему прочему народным  собранием выбирались лица из числа сенаторов, которые должны были занимать государственные  должности  (консулы,  преторы, наместники, эдилы и т.д.). Не будучи судебным органом, Сенат  мог  назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования. Второй  по значимости  государственный  орган  в  Римской  республике  —  это  народное собрание. Перед народным собранием  отвечали  все  государственные  служащие (кроме   диктаторов).   Народные   собрания   избирали   коллегии,   которые осуществляли правительственную власть.  Народное  собрание  обладало  правом принятия законов. Особое положение занимали плебейские  (народные)  трибуны. Они  имели  право  запрещать  исполнение  любых  приказов  (за   исключением приказов диктаторов). Они  могли  налагать  вето  на  постановления  сената.

Судебные функции в  Риме были возложены на  восьмерых преторов, избираемых Сенатом.  Помимо  трибун  каждые  пять  лет  из  бывших консулов избирались  два  цензора  сроком  на  18  месяцев.  Они  занимались проверкой списка Сената и исключали из него недостойных.

В средние века роль противовеса неограниченной власти монарха  частично выполняла церковь. Будучи духовным учреждением, церковь нередко вмешивалась в светские дела. Клятвы, обязательства, обещания, которые монарх  давал на кресте, нередко обязывали его к обязательному выполнению их. И  как   бы  там ни было, принимая какое либо решение, монарх должен  был  обращать  внимание на церковные правила. Позже, конечно, церковь утратила свое  значение,  но  в  определенное  время развития истории влияние церкви и церковных догм было велико.

Помимо церкви ограничить власть правителя пытались и его  подданные того или иного государства. В результате таких попыток в  Англии,  а  позже  и  во Франции  появились  сословно-представительные   институты.   (В   Англии   — парламент; во Франции —  генеральные штаты).

Как в Англии, так и  во Франции главной  целью  парламента  (во  Франции генеральных  штатов)   первоначально   было   взятие   под   свой   контроль распоряжение  финансами.  Единственное   же,   что   смогли   получить   они первоначально, это контроль за налогами.  Таким образом,  они могли всего лишь одобрять новые налоги, либо не одобрять.  Но  в последствие из  этого права вырос полноценный законодательный орган.

В полной мере принцип  разделения  властей  был  впервые  реализован  в Соединенных Штатах Америки, после принятия Конституции 1787 года.

Так впервые за всю  историю  человечества  теория  разделения  властей, которая долгое время развивалась  в  Европе,  была  осуществлена на  другом континенте. В так называемом «Новом свете» появилось «новое» по  своей  сути государство.

Сама теория разделения властей зародилась во Франции  в  середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии  против феодального абсолютизма. Появление  новой концепции было связано  с  именем  Шарля  Луи Монтескье,  человека,  известного  не  только  в   качестве прогрессивного  теоретика,  но  и  как  опытного  практика   государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного  функционирования государственных  органов.  В  своей  фундаментальной работе «О духе законов» (1748г)  Монтескье  изложил  результаты  длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств,  придя  к выводу, что «свобода возможна при любой форме правления, если в  государстве господствует право,  гарантированное  от  нарушений  законности  посредством разделения властей на законодательную, исполнительную  и  судебную,  которые взаимно сдерживают  друг  друга».  Как  видно,  цель  теории  -  создание безопасности граждан от произвола  и  злоупотреблений  властей,  обеспечение политических свобод.

Теория разделения властей  возникла не  на  пустом  месте,  она  явилась логическим продолжением развития  политико-правовых  идей,  возникших  в  17  в.  Англии,  теория  разделения  властей стала    частью начинавшей формироваться теории  правового государства. 

В Советском государстве  господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный  и неприемлемый. Единая государственная власть понималось как власть  Советов, то есть власть представительных по сути органов. Ситуация поменялась  в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР  1977 года  и РСФСР  1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете  РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР  и РСФСР.

В ст. 10 - 11 Конституции Российской Федерации закреплен как принцип горизонтального разделения властей: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны; так и принцип вертикального разделения властей: разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий2. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (согласно ст. 12)3.

Таким образом, институт разделения властей зародился очень  давно. Главной его целью было и остается ограничение власти правителя, предупреждение сосредоточения власти в одних руках, сдерживание злоупотребления властью.

 

1.2. Содержание принципа разделения властей.

«Государственная власть в Российской федерации

осуществляется на основе разделения на законодательную,   исполнительную и судебную. Органы законодательной,

исполнительной и судебной власти самостоятельны».

                                                                                    Конституция РФ ст.10

В самом обобщенном виде власть - это способность и возможность  осуществлять свою волю, оказывать  воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств. Ресурсы власти - это совокупность методов и средств, использование которых обеспечивает, поддерживает и реализует власть.

Информация о работе Система разделения властей в РФ