Шпаргалки по "Римскому частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:57, шпаргалка

Описание

Работа содержит экзаменационные вопросы и ответы к ним пр предмету "Римское частное право"

Работа состоит из  1 файл

шпора.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

Права на чужие вещи – это частичное господство над вещью,

которое может быть установлено в интересах определённого имущества

или определённого  лица.

Права на чужие  вещи – это третий вид вещных прав с присущими

им чертами: исключительность, абсолютный характер защиты,

бессрочность  и т.д. Признаки прав на чужие вещи:

1. Объектом прав на чужие вещи, в отличие от права

собственности и права владения выступала не "своя", а чужая вещь, иначе

говоря, пользователь изначально относился к вещи как  к чужой.

2. Субъектами  прав на чужие вещи были  собственник,

передававший  вещь в собственность и пользователь, который пользовался

чужой вещью  с определённой целью.

3. Права на  чужие вещи являлись обременением  права

собственности, поскольку отчуждение вещи, являющейся объектом права

на чужую вещь допускалось только вместе с этим правом. Исходя из

этого, права  собственника были существенно ограничены, почему

собственник и  назывался "голым".

4. Пользователь  мог использовать чужую вещь  только в

ограниченном  порядке, т.е. в определённых целях  или использовать её

определённые  функции.

5. Права на  чужие вещи были очень схожи с правом аренды,

однако последнее  является обязательственным правом, в силу чего

установление  арендных отношений, в отличие от прав на чужие вещи,

было добровольным и, кроме того, эти отношения носили срочный

характер. Тогда  как возможность обременения права собственности

допускалась по закону, т.е. в принудительном порядке (например, при

сервитутах).

Система прав на чужие вещи:

1. Сервитуты.

2. Эмфитевзис.

3. Суперфиций.

4. Залог. 

15. Опека и попечительство

Частично недееспособными признавались мальчики с 7 до 14 лет и девочки с 7 до 12 лет. Частично недееспособные могли совершать действия, которые были связаны с приобретением чего-либо, но не влекли потерь и не устанавливали обязанностей. В двух последних случаях для совершения сделки требовалось разрешение опекуна (ближайшего родственника по указанию отца, сделанному в завеща-нии). Такое разрешение опекун должен был дать в момент соверше-ния сделки. 
Хотя закон говорил о дееспособности лиц с 14 (для девочек с 12) до 25 лет, им предоставлялось право обратиться к претору, чтобы по-следний дал возможность отказаться от заключенной сделки (так на-зываемая реституция). Со II в. н. э. Эти лица имели право требовать назначения для себя попечителя. В этом случае для действительно-сти совершаемых ими сделок, с которыми было связано уменьшение имущества, требовалось согласие попечителя, которое последний мог дать в любое время. 
Без согласия попечителя лица в возрасте от 14 (12) до 25 лет мог-ли вступать в брак и составлять завещания. 
Отсутствие дееспособности и ее ограничение было связано не только с возрастом. 
Признавались недееспособными душевнобольные и слабоумные. Для них назначался попечитель, равно как и для совершеннолетних, не достигших 25-летнего возраста. 
Признавались ограниченно дееспособными "расточители" и "бесчестные" лица. "Расточителями" признавались слабовольные лица, т. е. те, кто был не способен соблюдать необходимую меру в расходовании имущества, что создавало угрозу разорения. В силу этого сделки, связанные с уменьшением имущества этих лиц и уста-новлением обязательства, а также составлением завещания совер-шались с участием попечителя. 
"Бесчестие" наступало: а) при осуждении за уголовные преступле-ния; б) при осуждении за особо порочные частные правонарушения; в) при осуждении по некоторым искам (по искам из таких отношений, где должна быть исключительная честность, например, из договора хра-нения, товарищества); г) при нарушении некоторых норм, касающихся брака (например, вдова не вправе была вступать в новый брак ранее чем через год после смерти мужа). 
"Бесчестные" лица существенно ограничивались по римскому классическому праву. Они не могли вступать в законный римский брак со свободнорожденными, были ограничены в области наследования и процессуальной сфере. Так, им запрещалось представлять в суде ин-тересы других лиц, а также возлагать на кого-либо обязанности по представлению в процессе своих интересов. 
В римском праве ограниченно правоспособными и дееспособными являлись женщины. В республиканский период женщины находились под опекой домовладыки, мужа, ближайшего родственника. Уже к кон-цу классического периода женщины, не находящиеся под властью му-жа или отца, получили право самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Они, однако, не имели прав принимать на себя ответ-ственность по чужим долгам. 
17. правовой статус латинов и перегринов

Исходя из национальной замкнутости цивильного права,

чужестранцы, лица, не имеющие римского гражданства, приобретали  в

римской империи  особый статус. К числу чужестранцев в Риме

относились латины и перегрины.

Категория латинов была неоднородна. К ним относились:

• Бывшие рабы (вольноотпущенники). Эти лица могли легко

добиться римского гражданства, вступив в законный брак.

• Жители Лациума  – территории вокруг Рима. Эти лица имели

общие этнические корни с квиритами, поскольку некогда составляли одно

племя италиков, а в дальнейшем заключили с  римлянами Латинский союз.

Эта категория  лиц была наиболее приближена по своему статусу к статусу

римских граждан.

Латины не имели  публичных прав, но практически не были

ограничены в  частных правах – они могли  вступать в римский брак,

селиться в  Риме, становиться римским гражданином, заключать сделки с

римскими гражданами. В целом же грань между римским  гражданином и

латином была достаточно гибкой – эти лица отличались только по месту

жительства (например, римлянин, переселившийся в латинскую  колонию,

становился латином, но, вернувшись в Рим, становился римским

гражданином; также, как и латин в период пребывания в Риме, приобретал

право голоса).

Перегрин  – это жители завоёванных территорий. Изначально

статус перегрина  зависел от степени самостоятельности  колонии, в

которой он проживал. Существовали самостоятельные общины, имеющие

независимое управление; подчинённые общины, обладающие

определённой  степенью политической и экономической автономии;

покоренные общины, полностью управляемые в централизованном

порядке из Рима. Исходя из этого, какое-то время перегрины  жили по

праву государства, гражданами которого они были. Однако, в дальнейшем

их статус был  унифицирован, чему, в частности способствовало

учреждение в 242 г. до н.э. должности перегринского  претора,

разбирающего  дела между римскими гражданами и  иностранцами или

между иностранцами.

Перегрины не имели  публичных прав и были существенно

ограничены в  частных правах. Так, они могли совершать гражданско-

правовые сделки только через патронат римских граждан. То же самое

касалось и  права выступать в римском  судебном процессе, споры между

перегринами и  между перегринами и квиритами  рассматривались особым

перегринским претором, praetor peregrinus (именно толкование правовых

норм перегринскими  преторами легло в основу права  народов). Кроме

того, перегрины  до определённого времени были лишены права

составлять завещания.

Источниками перегринства были:

• Рождение от перегрина;

• Присуждение  к такому наказанию, как "лишение  воды и огня"

(применялось  в период республики);

• Присуждение  к высылке (применялось в период империи).

Колон – это мелкий арендатор земли, экономически и лично

зависимый от землевладельца. 
 
 

19. Правовое положение колонов

Колон – это мелкий арендатор земли, экономически и лично

зависимый от землевладельца.

Истоки колоната лежат в разложении основ рабовладельческого

строя. Труд рабов  становится экономически не выгодным, поскольку раб

не заинтересован в результатах своего труда, в недрах рабовладения

зарождаются феодальные отношения. Землевладельцы, нередко  и само

государство сдавали  в аренду землю (такие земельные  участки назывались

"парцеллы") за высокую плату, обычно бывшим  рабам, что приводило к

долговой зависимости арендаторов, а в дальнейшем и к юридической

зависимости. Таким  образом, бывшие рабы становились

самостоятельными  производителями. Кроме изначальной  аренды земли,

колонами становились  лица, рождённые от колонов, а также  лица, более

30 лет проживающие на землях, на которых живут колоны.

Колонатные отношения  развивались в обширных имениях,

принадлежавших  императорам. Эти имения назывались сальтусами.

Отношения колонов  в сальтусах регламентировалось специальными

уставами.

Колоны были лишены публичных прав, однако, сохраняли

ограниченные  частные права – право совершать  определённые сделки, но

только с согласия господина. Таким образом, постепенно появился новый

пласт общества – юридически свободные лица, однако, их статус мало чем

отличался от статуса  рабов. В частности, личная зависимость  колонов от

землевладельцев проявлялась в том, что колоны могли быть проданы

вместе с землёй (римское законодательство называло их "рабами земли")

Если колон  сходит с земли, то землевладелец  имеет право вернуть его на

землю и даже наказать. Колонат – состояние  наследственное. Таким

образом, колоны в дальнейшем пополнили класс  феодальных крестьян. 

20.правовое  положение вольноотпущенников

Вольноотпущенники – категория населения, приобретающие

свободу не в силу рождения, а отпущенные на свободу из рабства.

Римское частное  право предусматривало различные  процедуры

освобождения  раба:

1. Путём фиктивного  судебного процесса.

2. По завещанию.

3. Выкуп раба  за его деньги.

4. Занесение  цензором раба в список граждан  с согласия

господина.

Данные процедуры  освобождения раба носили публичный

характер, что говорило о высокой социальной значимости

предоставления  свободы лицу – раб приобретал правоспособность,

становясь субъектом  права. Были и другие, неформальные способы

отпущения раба на волю:

5. Объявление  в кругу друзей;

6. Объявление  в письме к рабу.

7. Усаживание  раба за стол рядом с господином.

8. Получал свободу  раб, выдавший дезертировавшего солдата.

Постепенно, когда  отпуск рабов на волю приобрёл массовый

характер и  численность рабов существенно  сократилась, были введены

законодательные ограничения данного процесса: ограничения  на отпуск

рабов определённого  возраста, лимит по количеству и т.д.

Приобретшие свободу  рабы приобретали статус

вольноотпущенника и имели латинское гражданство, однако, римское

право предусматривало  ряд средств для приобретения и римского

гражданства.

Объём правоспособности вольноотпущенников был следующим.

Они не имели  публичных прав и были существенно  ограничены в частных

правах. В частности, эти ограничения проявлялись  в степени зависимости

вольноотпущенника от семьи бывшего господина: бывший раб должен

был в "благодарность" предоставлять различного рода услуги господину –

оказывать помощь в публичных и частных делах, выполнять работу,

обеспечивать  содержание господина при необходимости, материально

помогать матери господина. Господин имел право домашнего  суда над

рабом. Бывший раб  не имел права подавать иски против господина под

угрозой обратного  обращения в рабство. Данные обязанности  юридически

закреплялись  в специальном клятвенном обещании вольноотпущенника,

совершавшегося  публично в форме стипуляции. При  этом патрон был

обязан помогать клиенту в нужде. Таким образом, между

вольноотпущенником  и его бывшим господином складывались

отношения патроната – господин как бы брал раба на поруки,

обеспечивая возможность  его участия в жизни общества. Нередко такая

ситуация приводила  к многочисленным злоупотреблениям среди

рабовладельцев, которые принуждали рабов давать клятвенное обещание

несения обременительных  обязанностей в обмен на отпущение  на волю,

что вынудило законодателя обусловить право патрона на услуги от

Информация о работе Шпаргалки по "Римскому частному праву"