Шпаргалки по "Римскому частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:57, шпаргалка

Описание

Работа содержит экзаменационные вопросы и ответы к ним пр предмету "Римское частное право"

Работа состоит из  1 файл

шпора.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

3.  Периодизация РЧП.

В политическом отношении римская история делится  на:

• Царский период (VIII-VI в.в. до н.э.)

• Период республики (V-I в.в. до н.э., а именно: ранняя

республика – V-III в.в. до н.э., и поздняя республика – II- I в.в. до н.э.);

• Период империи (I-V в.в. н.э.). Императорский период в свою

очередь делится  на период принципата (I-III в.в. н.э.), при  котором

власть императора не передавалась по наследству, монарх (принцепс)

выбирался из состава  Сената, власть императора была существенно

ограничена Сенатом; иначе говоря, это был период ограниченной

монархии. Вторая часть императорского периода –  доминат (IV-V в.в.

н.э.), который  представлял собой абсолютную монархию – власть

императора ничем  и никем не была ограничена, власть передавалась по

наследству.

История римского права не совпадала с историей римского

государства. Так, в развитии РЧП можно выделить пять основных

периодов:

• Архаический (753-367 г.г. до н.э.);

• Предклассический (367-27 г.г. до н.э.);

• Классический (27 г. до н.э. – 235 г. н.э.);

• Постклассический (IV-V в.в. н.э.);

• Юстиниановский (527-565 г.г. н.э.)

Для каждого  периода развития были характерны свои источники

права. Так, в  архаический период преобладали  нормы обычного права,

постановления народных собраний, в период цивильного права

(предклассический  – деятельность юристов, постановления  Сената,

преторские эдикты). В этот период вырабатывается понятие

справедливости (aequitas). Для классического периода  характерен такой

источник как  постоянный эдикт, затем – деятельность юристов. В этот

период развёртывается творческая деятельность юристов, она  достигает

своего апогея. В постклассический период источниками  права становятся

законы, императорские  конституции. Юстиниановский период (период

компиляций Юстиниана) был отмечен процессом кодификации римского

частного права.

Для архаического периода характерны все признаки

патриархального общества – почитался культ предков, основу

мировоззрения составляли мифы. Первоначальные римские  колонии жили

семьями, культ  индивида поглощается культом коллектива, человек

мыслится как  часть коллектива. С точки зрения правового сознания в этот

период начинает формироваться исконно римское  право – цивильное

право, доступное  только квиритам, чужестранцы не входили  в систему

римского общества, а потому древнеримские нормы права на них не

распространялись. В этот же период произошло падение  царского режима

(режима военной  демократии), формируется институт  магистратуры

(магистраты  – должностные лица в Риме, обладающие судебными и

административными полномочиями).

В предклассический период на фоне проводимых Римом

завоеваний (Пунических войн) происходит становление новых  форм

сделок, а также  зарождается правовая наука. Отменяется ритуальности и

формализованность ряда сделок путём предоставления сторонам сделки

преторской защиты. Для этого периода также характерно развитие

преторского права, что повлекло за собой отмену отживших институтов

цивильного права.

Классический  период – это расцвет РЧП. В  этот период

происходит формирование юридических школ, связанных с именами

Юлиана, Цельса, Гая Кассия Лонгина и т.д. Окончательно формируются

основные институты  РЧП, совершенствуются и оттачиваются многие

юридические конструкции, которыми юристы оперируют до сих  пор.

Постклассический  период соответствует эпохе домината. В этот

период начинается политическое и экономическое разложение Римского

государства, что  повлекло за собой и распад римской  юриспруденции.

Основной источник права – конституции императоров.

В Юстиниановский период была предпринята попытка

возрождения классической юридической культуры Рима, что повлекло за

собой начавшийся и закончившийся процесс кодификации  римского

права. Это, пожалуй, наибольшее достижение римских юристов  в данный

период, что однако, не спасло Римское государство от вымирания.

Схематично историю Римского государства и римского права

можно представить  следующим образом:

Царский период \ Республика \ Принципат \ Доминат

753 г. до н.э. 565 г.  н.э.

Архаич. / Предкласс. / Классич. / Постклассич. / Юстиниан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Обычное право и закон

Исторически первым источником права как и любом

раннеклассовом  обществе был обычай. Обычай – это повторяющаяся и

типичная в  повседневном социальном поведении  норма, которой

придерживается  общество. Это некий общественный стандарт, который

передаётся из поколения в поколение, нередко  сливающийся с

религиозными  нормами. По содержанию обычаи представляли собой

нормы морали, а  значит, являлись первоначальными представлениями

общества о  плохом и хорошем, добром и злом, и нарушение обычных

норм влекло за собой меры общественного воздействия. Примером обычая

могут считаться  обычай кровной мести, принцип Талиона (воздаяние

равным за равное).

Обычай как  древнейшая форма образования римского права

включал в себя:

• Обычаи предков;

• Обычная практика (обычаи, сложившиеся в

толковательной  практике жрецов);

• Обычаи, сложившиеся  в практической

деятельности  магистратов.

Обычные нормы  не закрепляются в письменной форме,

передаются из поколение в поколение, преемственность  обычаев

осуществлялась  с помощью понтификов, жрецов, которым было вверено

хранение заветов  предков. Но именно в обычаях была заложена идея

доброго и справедливого, что в дальнейшем предопределило понятие

права как "искусства  о добром и справедливом", и  вот почему нормы

обычного права  в дальнейшем были письменно закреплены и

интерпретированы  в законах.

Первым таким  письменным кодексом, в котором были

сосредоточены обычаи, являлись Законы XII таблиц (451-450 г. до н.э.),

представлявшие  собой источник национального римского права. Таблицы

представляли собой 12 деревянных или мраморных дощечек,

выставленных  у входа в сенатскую курию. Нормы, закреплённые в

Законах XII таблиц, носят не казуистический, а общий  характер, что

говорит о признаках  юридических, а не религиозных норм в таблицах.

Нормы носят светский, а не сакральный характер. Но при этом язык

Законов XII таблиц весьма архаичен, а нормы – формальны  и жестоки

(взять хотя  бы обычай воздаяния равным  за равное). К сожалению,

первоначальный  текст таблиц не дошёл до наших  дней и сохранился лишь

в отдельных  отрывках в произведениях римских  юристов. Но именно с

созданием Законов XII таблиц связывают формирование так  называемого

обычного права  – это совокупность обычаев догосударственного

общества, получивших санкцию государства и поддержанных

принудительной силой государства.

По мере расширения границ и укрпеления римского государства,

роста товарно-денежных отношений обычное право перестаёт

удовлетворять потребностям юридической практики и уступает дорогу

закону (lex). Закон – это первый письменный источник римского права,

принятый народным собранием.

Гай говорил: "Закон  – это то, что народ повелел  и постановил". Эта

формула отражает сущность закона – это только тот  источник права,

который принят коллегиально и принял в народном собрании; закон,

принятый единолично или с нарушением процедуры его  принятия,

юридической силы не имеет.

Порядок принятия закона:

1. Магистрат  разрабатывает проект закона  и созывает народное

собрание.

2. Народное собрание  принимает или отклоняет закон  (но не

обсуждает). Принятие закона происходит в комициях, куриях, центуриях,

трибах.

3. Ратификация  закона сенатом.

Виды законов:

• Плебисцит (это  решения народных собраний плебса;

первоначально были обязательны только для плебеев, с 287 г. до н.э. – для

всего населения).

• Несовершенные (законы, не содержащие санкции);

• Законы, воспрещавшие какой-либо юридический акт и

объявлявшие его  недействительным;

• Законы, устанавливающие  угрозу применения санкций за

совершение юридических  актов, не объявляя ничтожности данных

юридических актов.

Закон, в отличие  от обычая, был письменно закреплённым

источником права, содержал в себе не нормы морали, а юридические

нормы, а значит и поддерживался принудительной силой государства, а не

просто мерами общественного воздействия.

Структура закона была троякой, что соответствует современному

построению правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция):

• Надпись (указание на имя инициатора закона и вид  народного

собрания, принявшего закон);

• Содержание самого закона (правило поведения, которое

следовало исполнять);

• Санкция за неисполнение закона.

Изначально закон  и обычное право сосуществовали вместе, но

постепенно закон  вытеснил обычай и в период республики был основным

источником права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Сенатусконсульты  – это нормативные акты, издаваемые Сенатом

и представляющие собой речь императора, произносимую в Сенате.

Сенатусконсульты  являлись основным источником права  в период

Информация о работе Шпаргалки по "Римскому частному праву"