Шпаргалка по "Теории права в зарубежных странах "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 13:53, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория права в зарубежных странах".

Работа состоит из  1 файл

KPZS_otvety_k_ekzamenu.doc

— 741.50 Кб (Скачать документ)

1.Понятие  и источники государственного  права в зарубежных странах.

Конституционное право  как отрасль права – это  система норм, закрепляющих и регулирующих основы социально-экономической структуры  общества, его политической системы, духовной жизни и правового статуса личности, обеспечивающих правовыми средствами условия для осуществления государственной власти, участия в ней, борьбы за нее мирными, конституционными средствами.

Нормы конституционного права регулируют основы правового  статуса личности, принципы общественного и государственного строя, форму государства, способы осуществления представительной и непосредственной демократии (избирательную систему, референдум), организацию и деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, основы местного самоуправления и управления.

Регулируя в комплексе  основы жизни общества, конституционное  право тем самым играет центральную, ведущую роль во всей правовой системе  страны. Нормы конституционного права, особенно конституций, являются исходными  для других отраслей права, развиваются в этих отраслях.

Конституционное право зарубежных стран это не особая отрасль права, поскольку свое конституционное право существует в каждой стране, а раздел единой науки конституционного права, комплексно и сравнительно изучающий конституционное право различных стран.

Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран служит конституция – основной закон. К другим источникам относятся:

1) законы – конституционные  (вносят изменения в конституцию  или дополняют ее), органические (принимаются в усложненном порядке  и обычно регулируют какой-либо  институт конституционного права в целом), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы), чрезвычайные (могут отступать от положений конституции, но принимаются только на короткий срок);

2) внутригосударственные  публично-правовые договоры;

3) регламенты парламентов  и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов;

4) акты главы государства  и исполнительной власти (указы  монархов, декреты президентов, постановления  правительства, акты министров,  некоторых ведомств, например постановления  центральной избирательной комиссии о порядке составления списков избирателей);

5) акты органов конституционного  контроля (конституционных судов,  конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования  конституции, признают те или  иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;

6) судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве)  – решения судов высоких инстанций,  публикуемые ими и становящиеся  основой для принятия другими  судами аналогичных решений по  подобным делам;

7) конституционный обычай – сложившееся в практике единообразной деятельности органов государства правило, имеющее устный характер, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, где нет писаной конституции;

8) религиозные источники  (особенно в монархических государствах) – в единичных мусульманских  странах конституцию заменяет  Коран, в других же Коран  считается актом, стоящим выше конституции;

9) правовая доктрина (редко  и лишь в отдельных странах  суды основывают свои решения  по конституционным вопросам  не только на правовых актах,  но и на трудах выдающихся  юристов, специалистов по конституционному  праву);

10) международно-правовые акты.

На локальном уровне – в субъектах федерации, автономных образованиях - действуют свои источники  конституционного права (например, конституции  штатов в США, конституция Автономной Республики Крым в Украине). В городах  нередко имеются свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

 

3.Классификация  зарубежных стран по уровню  их социально- экономического  развития, по другим критериям.

Более 200 стран, существующих в мире, сильно отличаются друг от друга по уровню социально-экономического развития и характеру политического строя. Значительная группа государств достигла высокого уровня капиталистического развития (страны Западной Европы, Северной Америки, Япония, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия). В их экономике господствуют крупные монополистические объединения, действует антимонопольное законодательство, направленное на сохранение свободной конкуренции. Наряду с крупными акционерными объединениями существует много средних и мелких фирм. Сельское хозяйство ведется капиталистическими методами, хотя есть мелкие и средние фермеры, ведущие хозяйство на основе собственного труда и труда членов семьи. В сельском хозяйстве занята, однако, незначительная часть населения, причем класса крестьян фактически нет.

Социальной опорой государственной власти является в этой группе «средний класс» — рабочие, служащие, мелкая городская буржуазия, люди со сравнительно высоким уровнем жизни, заинтересованные в стабильности, устойчивости, — а реальные рычаги государственной власти сосредоточены в руках политической элиты, основное влияние на которую оказывает довольно прагматичная крупная буржуазия.

Вторая группа — страны среднего уровня развития капитализма (немного выше или ниже этого уровня). Это почти все страны Латинской Америки, многие государства Азии (Индия, Ирак, Пакистан, Сирия, Филиппины и др.), отдельные государства Северной Африки (Алжир, Египет и др.). В большинстве стран этой группы уже возникли собственные, национальные монополии, но не они господствуют в экономике. Основные позиции занимают зарубежные, а чаще транснациональные компании, иностранный финансовый капитал. В сельском хозяйстве этих стран проведены земельные реформы, но феодальные пережитки в большинстве стран еще значительны (не только помещики, но и кулаки и даже капиталистические предприниматели используют аренду, издольщину, отработки долга и т.п.). В ряде стран этой группы крестьяне преобладают среди населения (Индия, Пакистан, Ирак и др.), но в некоторых странах Латинской Америки (Венесуэла, Чили и др.) они уже не составляют большинства жителей страны.

Буржуазия еще  недостаточно сильна, помещики оказывают  значительное влияние на политику государства. Лишь в отдельных странам политическая власть сосредоточена в руках так называемой национальной буржуазии (Индия, Шри-Ланка).

Третья группа — экономически отсталые страны (большинство государств Тропической Африки, мелкие государства Океании). В экономике этих стран безраздельно господствуют иностранные (обычно транснациональные) корпорации, большинство населения занято в отсталом сельском хозяйстве, ведущемся нередко с использованием не только феодальных, но и патриархальных структур (сельское население, в том числе кочевники, составляет иногда до 90%, например в Афганистане или Эфиопии). Во многих странах этой группы (Западное Самоа, Папуа — Новая Гвинея, Центральноафриканская Республика, Чад и др.) нет сложившегося класса местной буржуазии, господствующей социальной группой является «предбуржуазия». Многие годы ее верхушку, элиту, составляла пробуржуазная автократия, поставлявшая разноге рода «пожизненных президентов» при однопартийной системе. На рубеже 80—90-х годов к руководству государством пришли более демократические слои общества, что не исключило, однако, новых государственных и военных переворотов. Влиятельную роль в обществе этих стран играют племенные и родовые вожди, хотя их административные полномочия давно отменены законами.

Особое место  в классификациях занимают страны тоталитарного социализма (Вьетнам, Китай, КНДР, Куба, Лаос), единичные сохранившиеся страны социалистической ориентации в Африке, а также постсоциалистические государства (Болгария, Венгрия, Монголия, Польша, Румыния и др.). Социалистические страны — это, как правило, страны среднего уровня развития, хотя мировая статистика относит многие государства, возникшие на территории прежнего СССР, к развивающимся странам, несмотря на то что некоторые из них, а также Китай являются 
ракетно-ядерными державами. Страны социалистической ориентации — экономически отсталые государства. Экономика тех и других, их политические системы строятся на иных конституционных принципах, чем в демократических странах с рыночной социально ориентированной экономикой.

Постсоциалистические государства включают в свои конституции принципы рыночной экономики, но на деле в них сохраняются еще многие элементы прежних порядков.

 

4.Понятие  и сущность конституции в зарубежных  странах.

Термин «конституция» (от латинского слова constitutio — установление, утверждение) употреблялся еще античными мыслителями. Так назывался один из видов декретов римских императоров. В эпоху феодализма применялась и формулировка «основ ной закон», которая теперь используется как аналог конституции. Однако ни в античном мире, ни в средние века современного понятия конституции не было, не существовало тогда и основных законов, которые служили бы юридической базой текущей правотворческой деятельности.

В современной  науке конституционного права термин «конституция употребляется в двух основных значениях: конституция фактическая \ конституция юридическая. Фактическая конституция — это реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране. Конституция юридическая — это документ, основной закон (несколько основных законов) имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый  особом порядке, регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества.

В какой-то мере несовпадение норм и фактических отношений есть  всегда, например в результате того, что конституция «стареет», что \ имеет место в США. Но если возникает противоречие между принципами конституции и фактическим положением, характеризующим основные параметры общественного и государственного строя (например, между нормами о широких правах граждан и условиями тоталитарного строя), конституция становится фиктивной.

Структура конституции. Юридическая конституция может представлять собой один документ (это консолидированная, или кодифицированная, конституция). Таково подавляющее большинство конституций стран мира. Однако иногда поправки к конституции в ее текст не вносятся, а прилагаются к ней в определенной нумерации. Законодательный акт, составляющий консолидированную конституцию, чаще всего так и называется: «конституция».

В ряде стран  конституция представляет собой  совокупность законов, принятых в разное время (неконсолидированная, или некодифицированная, конституция).

В отдельных  странах конституция включает не только собственно конституцию, но и некоторые другие основополагающие документы. Так, во Франции это конституция 1958 г., преамбула отмененной конституции 1946 г. и Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Для того чтобы  конституция действовала, она должна учитывать реальные условия страны, уровень правовой культуры населения и многие другие факторы общественной жизни. Прогрессивная демократическая конституция способствует подлинному выражению и учету воли народа, укреплению демократических порядков, осуществлению назревших социально-экономических реформ.

Представители разных юридических школ по-разному характеризуют сущность конституции. Школа естественного права видит в ней своего рода общественный договор, нормативисты — высшую, основную норму, институционалисты — статут не только государства, но и корпоративной организации общества в целом, марксизм-ленинизм — продукт классовой борьбы и закрепления ее результатов. В современной науке конституцию рассматривают не только как юридический, но и как политический и идеологический документ. Ее сущность как юридического документа (в данном случае речь идет не о социальной сущности) состоит в особом ее содержании (предмете регулирования), ее высшей юридической силе, роли конституции как юридической основы текущего законодательства, в повышенной стабильности, что связано с порядком ее принятия и изменения, отличающимся от обычного законодательного процесса.

Как политический документ конституция закрепляет соотношение социальных сил в обществе, их борьбу и сотрудничество, достигнутый компромисс, а иногда господство определенных слоев населения или военно-политических группировок, регулирует политический процесс в обществе.

Как идеологический документ конституция в концентрированном виде отражает господствующую в обществе или принятую его руководящими силами социально-политическую доктрину, определенное мировоззрение. Иногда положения о принятой идеологии непосредственно закреплены в конституции.

 

5.Основные  черты и особенности конституций  в зарубежных странах.

В настоящее время насчитывается  более двухсот действующих конституций. Некоторые из них приняты свыше  двухсот лет назад. Наиболее старыми  являются Конституции США 1787 г., г., Бельгии 1831 г., Люксембурга 1868 г. Особенно бурным процесс создания конституций стал в XX веке.

Каждая из ныне действующих конституций  обладает специфическими индивидуальными  чертами. В них нашли отражение  социальные, национальные, политические, исторические, религиозные и иные особенности соответствующих стран. В то же время всем конституциям присущи некоторые общие, совпадающие черты.

1. Все конституции в той либо  иной форме провозглашают лозунг  народного суверенитета. В этом  отношении едины как старые, так  и новые конституции: в преамбуле  Конституции США устанавливается: "Мы, народ Соединенных Штатов... торжественно провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию..."; в ст. 1 Конституции Италии 1947 г. сказано: "Италия - демократическая Республика, основывающаяся на труде. Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и в границах, установленных Конституцией.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории права в зарубежных странах "