Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:34, шпаргалка

Описание

Работа содержит 69 вопросов с ответами по по "Теории государства и права"

Работа состоит из  1 файл

Вопросы по ТГП.doc

— 405.50 Кб (Скачать документ)

     

  1. Правореализация: понятие и формы;
 

    Реализация  права (правореализация) - воплощение в  практической деятельности (т.е. в жизни) прав и обязанностей субъектов. 

    Выделяют следующие  формы реализации права:

    Использование – наделение субъекта правом поступать  по его усмотрению. Здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение. Например, право заниматься предпринимательской деятельностью. Пожалуйста, если можешь - занимайся, а если не хочешь - не занимайся.

    Исполнение  – требует от субъекта активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний. Например, субъект обязан платить налоги.

    Соблюдение  – воздержание субъекта от совершения действий, находящихся под запретом. Государство, возложив конкретную обязанность  на различных субъектов общественных отношений вправе требовать соблюдения этих предписаний от субъектов, а в необходимых случаях принуждать их к этому. Например, запрещено воровать чужое имущество.

    Применение  права – специальная форма  реализации. Это активная властная деятельность государства в лице его компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела.

    Нарушение запретов или неисполнение обязанностей влечет юридическую ответственность (если, конечно, есть состав правонарушения)!! 

  1. Правоприменение: сущность, понятие, стадии;
 

    Применение норм права - это сложный процесс, включающий в себя несколько взаимосвязанных стадий. 

    Стадии применения права:

    1) Установление  фактической основы дела. Здесь  правоприменителю нужно собрать  всю значимую информацию по  делу.

    2) Установление  юридической основы дела. Установив на первой стадии все обстоятельства правоотношения, правоприменитель анализирует какой нормой права это правоотношение регулируется. Т.е. сопоставляет фактическое правоотношение с юридической моделью. Норма права должна быть действующей на момент применения. Также правоприменитель разрешает коллизии, если они есть.

    3) Вынесение  решения. Правоприменитель здесь  ограничен рамками материального  права, которое подлежит применению  в данном случае. 

    Как мы все  прекрасно знаем и помним, реализация права состоит в воплощении в практической деятельности субъектов права своих субъективных прав, юридических обязанностей и соблюдении запретов. 

    Реализация  имеет следующие формы:

    1) Соблюдение;

    2) Исполнение;

    3) Использование;

    4) Применение - как особая форма реализации. 

    Применение  права - особая форма реализации права, властная деятельность по разрешению дела и вынесению персонифицированного предписания. 

    Признаки применения права:

    1) Осуществляется  только уполномоченными государственными  органами и лицами;

    2) Носит властный  характер;

    3) Применение  права - процессуальная деятельность  имеющая взаимосвязанные стадии;

    4) Осуществляется  в области права;

    5) Конечная  цель - вынесение индивидуального  ненормативного решения по делу. 

    Применение  права необходимо:

    1) Реализация  права и обязанностей невозможна  без применения;

    2) Возникает  спор о права и стороны не  могут самостоятельно его решать (обращение в суд);

    3) Совершено  преступление и нужно наказать  виновного (как мы знаем, признать  человека виновным в преступлении может только суд). 

  1. Правоприменительные акты: сущность, понятие, структура;
 

    Акт применения нормы права (правоприменительный  акт) - официальный документ государственного органа или должностного лица, содержащий властное предписание, содержащее индивидуальное предписание. Может выносится только установленным законом компетентным органом или должностным лицом. 

    Виды правоприменительных  актов:

    1) По форме  (приговоры, указы, решения);

    2) По субъектам,  которые выносят решение (суд,  орган исполнительной власти);

    3) По функциям (регулятивные, охранительные);

    4) По отраслям (тут любые отрасли придумайте);

    5) По характеру  (материальные, процессуальные);

    6) По юридической  природе (основные, дополнительные). 

    Правоприменительный акт имеет следующую структуру: 

    1) Вводная  часть. Краткая информация о  рассматриваемом деле, кто рассматривает,  в отношении кого рассматривается.

    2) Описательная  часть. Следует описание рассматриваемого  дела.

    3) Мотивировочная  часть. Содержит описание достоверно  установленных обстоятельств.

    4) Резолютивная  часть. Изложение содержания решения. 

    Требования  к правоприменительному акту:

    1) Законность;

    2) Справедливость;

    3) Обоснованность. 

  1. Пробелы в законодательстве и способы  их восполнения;
 

    Пробел в  законодательстве - полное или частичное отсутствие правовых установлений, необходимость которого обусловлено правоотношениями. Другими словами, надо бы правоотношение регулировать, да в законе это не предусмотрено. 

    Способы преодоления  пробелов в законодательстве:

    1) Аналогия  закона - решение юридического дела по норме, рассчитанного не на конкретный, а на схожий случай. В уголовном праве - не применяется.

    2) Аналогия  права - принятие решения по  конкретному делу по общим  принципам и духу права, когда  нельзя подобрать норму права.  Практически не применяется. 

    Заметим, что  пробелы в праве нельзя путать с квалифицированным молчанием  законодателя!! 

  1. Понятие и структура механизма правого  регулирования;
 

    Механизм правового  регулирования - комплексная система  включающая юридические средства и  процедуры, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. 

    Элементы механизма  правового регулирования (инструментальная составляющая):

    1) Норма права  как модель поведения;

    2) Нормативно-правовой  акт как источник нормы права;

    3) Акты официального  толкования;

    4) Юридические  факты;

    5) Правоотношения;

    6) Акты реализации  права;

    7) Акты применения  права;

    8) Правосознание;

    9) Режим законности.

    Обычно выделяют следующие стадии правового регулирования:

    1) Издание  нормы права;

    2) Индивидуализация  и конкретизация прав и обязанностей;

    3) Воплощение  в жизнь прав и обязанностей  конкретных субъектов;

    4) Применение  права как отдельная стадия. Только  в случаях, когда необходимо  участие в правоотношениях властного  государственного органа (совершено  преступление, имеется спор о праве и т.д.). 

  1. Понятие толкования права;
 

    Толкование (интерпретация) права — это интеллектуальный познавательный процесс, направленный на выявление смысла норм права самим  интерпретатором (уяснение) и доведении  этого смысла до сведения других лиц  (разъяснение).

    Уяснение и  разъяснение правовых норм — взаимосвязанные  этапы толкования. Иногда толкование ограничивается только уяснением, когда  смысл норм толкуется только для  себя. 

    В конечном счёте  толкование как юридическая деятельность служит задачам обеспечения законности и повышения эффективности правового регулирования. 

    Существенным  признаком норм права является их общий и абстрактный характер (нормативность), распространение их действия на широкий круг субъектов  и ситуаций . В то же время нормы  права реализуются в конкретных действиях субъектов , применяются к конкретным ситуациям . В ходе толкования общие и абстрактные нормы переводятся на язык конкретных высказываний , которые не вызывают сомнения об относимости толкуемого нормативного акта к ситуации , подлежащей юридическому разрешению.  

    Необходимость толкования нормативных актов вызывается также применением специальных  юридических терминов или терминов других отраслей знания , не имеющих  аналогов в обиходной речи . Особенности  формулирования предложений, содержащих норму права , тоже обуславливают необходимость толкования. 

    Функции толкования права: 

    1) Познавательная  функция;

    2) Конкретизационная  функция (правовые предписания  конкретизируются, уточняются с  учетом конкретных обстоятельств);

     3) Регламентирующая функция (граждане и организации, а также органы государства и должностные лица, применяющие право, должны руководствоваться не только юридическими нормами, но и актами их официального толкования);

    4) Правообеспечительная  функция (некоторые акты толкования издаются для обеспечения единства и эффективности правоприменительной практики, например, Постановления Пленума Верховного суда РФ о судебной практике по уголовным делам). 

  1. Способы толкования права;
 

    Способы толкования — это специальные приемы, правила и средства познания смысла нормы права, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых явлений.  

    Способы толкования:

    языковой (лингвистический, филологический, грамматический). Заключается  в исследовании текста нормативно-правового акта.  Он состоит в определении смысла слов, установлении лексической связи между ними;

    функциональный. Исследует факторы и условия, в которых функционирует, реализуется  толкуемая норма;

    исторический. Состоит в выявлении смысла правовой нормы путем обращения к истории ее принятия и целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования;

    систематический. Этот способ заключается в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения  ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в нормативном акте, отрасли или системе права;

    логический. Заключается  в уяснении смысла правовой нормы  с помощью познавательных законов  логики и общего смысла нормы. 

  1. Виды толкования права;
 

    Общепринятой  классификацией толкования права является разделение на официальное и неофициальное. 

    Виды официального толкования:  

    1) нормативное  — толкование норм права, которое  является юридически обязательным  для применения на практике  во всех случаях, когда применяются толкуемые нормы;

    В свою очередь  нормативное толкование делится  на аутентичное - разъяснение содержания нормы права тем органом, который  их установил и легальное - толкование норм права тем органом, который  их не устанавливал, но уполномочен законом давать такого рода разъяснение.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"