Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:34, шпаргалка

Описание

Работа содержит 69 вопросов с ответами по по "Теории государства и права"

Работа состоит из  1 файл

Вопросы по ТГП.doc

— 405.50 Кб (Скачать документ)

    -      на акты общего действия, охватывающие  всю совокупность отношений определённого вида на данной территории;

    -      на акты ограниченного действия  – распространяются только на  часть территории или на строго  определённый контингент лиц,  находящихся на данной территории;

    -      на акты исключительного (чрезвычайного)  действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

               По основным субъектам государственного  правотворчества нормативно –  правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера). 

                Закон. Это главный и преимущественный  нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом : это нормативно – правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. 

    Иерархия нормативно-правовых актов РФ:

    1) Нормы международного права. Согласно Конституции РФ, в России установлен приоритет международных норм права перед национальными. Поэтому первая строка в иерархии - за нормами международного права.

    2) Конституция  РФ 1993 года. Главный закон РФ, имеющий  высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации. Устанавливает форму российского государства, определяет субъекты государственной власти и их формирование, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

    3) Федеральные  конституционные законы (ФКЗ) - обладают  высшей, после Конституции юридической  силой. Принимаются по вопросам, предусмотренных в Конституции  РФ. Например, ФКЗ "О правительстве  РФ", ФКЗ "О Государственном  флаге РФ" и т.д.

    4) Федеральные законы - принимаются по всем остальным вопросам. Сюда же относятся и Кодексы.

    5) Указы Президента  РФ;

    6) Постановления  Правительства РФ;

    7) Акты федеральных  органов исполнительной власти (министерств,  федеральных служб и агентств);

    8) Нормативно-правовые акты субъектов РФ:

    - Конституции  (уставы) субъектов РФ;

    - Законы субъектов  РФ.

    9) Локальные  (местные) нормативно-правовые акты. 

  1. Действие  нормативного акта в пространстве, во времени и по кругу лиц;
 

    Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

     Вступление  в силу нормативно-правового акта  может быть осуществлено одним  из следующих способов:

    1) По общему  правилу - по истечении определенного количества дней после даты его официального опубликования;

    2) Прямое указание  в тексте нормативного акта  на календарную дату, с момента  наступления которой он вступает  в юридическую силу;

    3) Указание  на обстоятельства, с которыми  связано вступление акта в юридическую силу (например, сразу с момента опубликования). 

     Момент  утраты юридической силы определяется:

    1) Истечением  срока на который был принят  нормативный акт;

    2) Отмена нормативно-правового  акта законодателем, либо принятие  нового нормативного акта в замену старого.  
     

    В общепринятой практике закон не имеет обратной силы. В исключительных случаях это  возможно если:

    1) Нормативно-правовой  акт прямо устанавливает обратную  силу;

    2) Уголовный  закон декриминализирует преступность  деяния, смягчает наказание или другим образом улучшает положение субъекта. 

    Действие нормативно-правовых актов в пространстве определяется территорией суверенного государства. К территории государства в соответствии с международным правом относят:

    1) земная территория (суша), в том числе недра;

    2)  континентальный  шельф;

    3) внутренние  и территориальные воды (по международному  праву - 12 морских миль);

    4) воздушное  пространство над земной и  водной территорией государства  до границ с космосом (примерно 100—110 км);

    5) речные и морские суда под флагом своего государства в открытом море. Военные суда - не зависимо от места нахождения;

    6) космические  объекты РФ;

    7) территория  дипломатических представительств  и консульств на территории  иностранного государства. 

    Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц - нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан, лиц без гражданства, иностранцев и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресоваться лишь некоторым из них (например, о повышении пенсий - касается только пенсионеров и иных лиц пользующихся социальной защитой). Иностранные граждане пользующиеся дипломатическим иммунитетом изымаются из сферы действия национального права. В случае нарушения ими норм права этих государств, они не подлежат ответственности на данной территории, а объявляются персонами non grata и обязаны покинуть страну. 
     

  1. Понятие систематизации нормативного акта;
  2. Виды систематизации нормативного акта;
 

    Систематизация  нормативно-правовых актов (систематизация законодательства) - это деятельность (обычно уполномоченных государственных органов), направленная на совершенствование и упорядочивание правовых норм.

    Систематизация  законодательства необходима для:

    1. Дальнейшего  развития и совершенствования законодательства.

    2. Правильного  уяснения и применения нормативно-правовых  актов.

    3. Формирования  правового сознания и правовой  культуры субъектов права. 

     Систематизация  законодательства объективно отражает  состояние юридической науки  и практики государства. Наличие большого числа кодифицированных нормативно-правовых актов отражает квалификацию и качество работы правотворческих органов. Объединение нормативных актов в сборники характеризует стремление к надлежащему правоприменению. А четко организованный учет нормативно-правового материала свидетельствует о высоком уровне правовой культуры субъектов систематизации законодательства.

    Виды систематизации законодательства: 

    Инкорпорация - объединение нормативных актов  определённого уровня во всевозможные сборники или собрания законодательства по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания. Т.е. собрание законодательства "как есть" на данный момент. Цель инкорпорации - упорядочить массив нормативно-правовых актов для более удобного практического применения, отслеживания противоречий и т.д. Бывает официальная и неофициальная.

     Инкорпорация  всего законодательства страны  называется генеральной. Данный  вид систематизации характерен  для романо-германской правовой семьи, в т.ч. и для России. 

    Консолидация - унификация нормативных актов, устранение их множественности, что достигается  путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства. Также не вносит изменений в законодательство, не изменяет существующих норм. Данный вид систематизации характерен для правовой семьи прецедентного права (множественность судебных прецедентов делает применение права очень неудобным, поэтому более практично консолидировать прецеденты по какому-либо основанию для большего удобства). 

    Кодификация -коренная переработка какой-либо отрасли  системы права, создание нового, систематизирующего правового акта (кодекса). Устаревшие части нормативного акта утрачивают силу, вносятся новые нормы, создаётся  общая внутренняя структура. Естественно, всегда носит только официальный характер. 

    Также иногда выделяется отдельный вид систематизации, как учёт. Т.е. сбор действующих нормативных  актов для расположения по определённой схеме. Например, собираются все нормативные  акты, которые важны для деятельности какого-либо предприятия. Однако учитывая локальный характер учёта, ставить его в один ряд с другими видами систематизации не вполне уместно. 

  1. Способы учета нормативного акта;

    Под учетом нормативных  актов понимается сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам. Органы, учреждения и организации осуществляют учет как для удовлетворения своих собственных потребностей, так и для снабжения (в том числе и на коммерческой основе) правовой информацией иных учреждений и отдельных лиц. В РФ обычно подлежат учету ФЗ. нормативные указы Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления КС. В зависимости от функций органов и учреждений, производящих учет. в информационный массив могут быть включены и иные акты (например, международные договоры, законодательство субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, нормативные разъяснения высших судебных органов РФ и т.д.).

     Наиболее  простой вид учета законодательства - это фиксация реквизитов нормативных  актов в специальных журналах (журнальный учет). Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам. Хронологический принцип означает, что все подлежащие учету нормативные акты регистрируются в журнале (журналах) по датам их принятия. При алфавитно-предмет-ной регистрации такие акты фиксируются по предметным рубрикам,располагаемым по алфавиту (например, аванс, аккредитив, аренда и т.д.). Оптимальная форма журнального учета - тематико-предметная. когда рубрики разделов журнала определяются в зависимости от деления всего массива законодательства на определенные отрасли (см. Отрасль права), подотрасли и юридические институты.

     Другая, более  совершенная форма учета законодательства - картотечный учет. Это создание  разного ряда системы карточек, расположенных по определенной системе. Такой учет применяется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким, многоотраслевым кругом нормативных актов и нуждаются в разноуровневой и большой по объему правовой информации.

    , На карточках  могут быть зафиксированы либо  основные реквизиты акта(вид акта, его заголовок, дата издания,  место его официального опубликования), либо его полный текст, что представляется более предпочтительным. Рубрики картотеки определяются на базе выработанного заранее словника или рубрикатора. Поиск соответствующих карточек осуществляется как ручным способом, так и в полуавтоматизированном либо автоматизированном режиме (карточки с краевой перфорацией, передвигающиеся полки и тиражирование необходимых карточек и т.д.). Карточки в картотеке обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному либо предметно-отраслевому принципам.

     Третья  форма учета законодательства - ведение контрольных текстов действующих нормативных актов, т.е. внесение в тексты официальных изданий законов,указов, постановлений и других нормативных актов, отметок об отмене, изменении, дополнении таких актов или отдельных их частей с указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки.

     Все более  активно используется так называемый  автоматизированный учет законодательства  на базе применения компьютерной  техники и новейших достижений  информатики.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"