Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:35, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".

Работа состоит из  1 файл

тгп шпоры к госам.docx

— 215.56 Кб (Скачать документ)

 

 

 

23.Юридические факты:  понятие, виды.

Под юридическими фактами понимаются конкретные жизненные обстоятельства, с которыми юридические нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.

В целом юридические факты можно разделить на две большие группы: действия и события.

1)события - такие юридические обстоятельства, возникновение которых не зависит от воли субъектов правоотношений. Их подразделяют на:

абсолютные события - события, которые возникают и развиваются независимо от воли субъектов права, т.е. абсолютно не зависят от жизненных и природных обстоятельствах. Как правило, это экстремальные явления природы - землетрясение, наводнение, удар молнии, шторм, снегопады, снежные лавины и т.п.

относительные события связаны с действием человека, его волей, например, поджег сена на поле.

2)действия - факты, связанные с волей участников правоотношений.

Действия подразделяют на:

1)правомерные действия - волевое поведение субъектов права, соответствующие правовым нормам, зафиксированным в них субъективным юридическим правам и субъективным юридическим обязанностям.

2)неправомерные действия (противоречат праву) - волевое поведение субъектов права, не соответствующее нормам права (правонарушения - виновное противоправное деяние (действие или бездействие). По характеру общественной безопасности (вредности) они подразделяются на преступления и проступки.

В свою очередь, правомерные  действия подразделяются на юридические  поступки и юридические акты.

Юридические поступки - это действия, совершенные без цели породить юридические последствия, но такие последствия возникают в силу указания закона. Примером юридического поступка является создание высокохудожественного литературного произведения, которое заинтересовало издателя и было опубликовано. Автор, создавая произведение, мог не иметь в виду его публикацию, возникающие в этом случае правоотношения и выплату гонорара, но это произошло в силу указания закона. Юридические акты - это действия, совершенные с намерением породить юридические последствия. Подавляющее большинство юридических фактов являются юридическими актами, т.е. направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические акты имеют определенные разновидности - договоры, сделки, процессуальные акты и т.д.

С точки зрения последствий  юридические факты подразделяют на:

1)правообразующие факты лежат в основе возникновения правовых отношений, например, заключение трудового договора, вступление в брак, сдача пальто в гардероб, усыновление (удочерение) и т.д.;

2)правоизменяющие факты изменяют содержание правового отношения, например изменение условий любого юридического договора. Перевод на другую должность в одном предприятии влечет обязательное изменение трудового контракта;

3) правопрекращающие факты прекращают существование правового отношения (расторжение брака, увольнение с работы по собственному желанию).

 

 

24.Толкование права: понятие,  субъекты.

Толкование права - деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и отдельных граждан по уяснению и разъяснению содержания и смысла юридических норм.

Как мыслительная деятельность толкование включает в себя два этапа:

уяснение содержания (смысла) норм права - это первый и обязательный элемент толкования, где лицо раскрывает содержание нормативного предписания для себя (это деятельность как бы “для себя”, т.е. для того, кто толкует юридическую норму);

разъяснение - это результат мыслительного процесса, который фиксируется в совокупности высказываний, отражающих содержание норм права. Уяснив для себя юридическую норму, толкователь доводит ее смысл до других лиц или организаций либо в форме официального документа например, постановлений пленумов высших судов РФ, так и неофициальных в большинстве в качестве научных рекомендаций, даваемых юристами-практиками, учеными (комментарии к законам и т.д.) советов, суждений.

Субъектами толкования могут выступать  государственные органы, должностные  лица, граждане, международные и  общественные организации. Ведущая  роль в процессе толкования конституции  страны принадлежит Конституционному суду Российской Федерации.

Активными субъектами официального толкования одновременно норм материального и  процессуального права в правоприменительном  процессе являются Верховный суд  Российской Федерации и Высший арбитражный  суд Российской Федерации. Постановления  пленумов этих судов предназначены  на устранение затруднений, возникающих  перед судами в применении законодательства, предназначенного регулировать общественные отношения определенного вида.

- Пленумы Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ  призваны разъяснить юридические  нормы по отдельным категориям  дел. В основе такой инициативы  часто лежит противоречивая судебная  практика нижестоящих судебных  инстанций.

- Исполнительные государственные  органы власти в пределах собственной  компетенции и только тех законов,  которые они призваны реализовать. Речь идет о Правительстве РФ, министерствах, ведомствах, комитетах и службах. В пределах своей компетенции они издают постановления, приказы, инструкции, циркуляры, письма и др. во исполнение законов. В этих документах содержатся разъяснительные положения, нормы о порядке применения норм законов, их понимания и др. В современной России в настоящее время таким правом обладают свыше двадцати министерств и ведомств (Сбербанк России, Таможенный комитет и др.)

Правом толковать конституции (уставы) наделены конституционные (уставные) суды субъект            

 

25.Толкование права: объем,  способы.

Объем толкования – выражение результата толкования как соотношение текстуальной формулировки нормы права и интерпретационных суждений.

Способы толкования - совокупность приемов и средств, направленных на уяснение смысла правовых норм.

Существуют различные  способы (приемы) толкования (уяснения) юридической нормы:

1)грамматический прием разъяснения правовых норм, осуществляемый с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии. Представляет собой анализ текста, разбор его морфологической и синтаксической структуры. При языковом толковании интерпретатором должны использоваться правила соответствующего языка. Также важно учитывать и специальные правила, вытекающие из специфики самого права, например, следующие общеязыковые требования:

- разграничение соединительных  и разделительных союзов;

- учет совершенных и несовершенных  форм глаголов и причастий  и др.

2)логический - способ разъяснения смысла правовых норм, осуществляемый с использованием законов и правил логики.

Задача логического толкования как самостоятельного способа интерпретации  права представляет исследование логического  построения нормативных правовых предписаний, основанное на непосредственном использовании  законов и правил логики.

3)систематический - разъяснение смысла правовой нормы с помощью анализа ее системных связей с другими нормами, выявления места и роли конкретного правила поведения в иерархии правовых предписаний.

Юридические правила регулируют общественные отношения не изолировано друг от друга, а во взаимосвязи и взаимодействии. В ходе систематического толкования, во-первых, определяется место норм права в отрасли права, институте  права. Во-вторых, устанавливаются нормы, логически связанные с толкуемой. Эти знания необходимы для уточнения  смысла толкуемой нормы.

4)историко-политический - способ разъяснения смысла правовых норм, осуществляемый с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий их принятия.

Задача этого приема сводится к  цели установления смысла норм права  исходя из обстоятельств и условий (исторического момента) ее появления  в правовой системе государства. Для того чтобы правильно уяснить  содержание норм права, а затем эффективно ее реализовать, важно знать ту ситуацию, которая вызвала необходимость  ее появления. Для этого интерпретатору рекомендуется ознакомиться со следующими источниками:проектами нормативных правовых актов; докладами выступлений по проекту будущего нормативного правового акта и иными документами, предшествующих его принятию; и т.д.

5)юридический (анализ юридических конструкций, институтов, приемов юридической техники).,основывается на профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники. Такое толкование предусматривает исследование техникоюридических средств и приемов выражения воли законодателя. Чтобы правильно осуществить правовую квалификацию обстоятельств дела, дать им юридическую оценку, необходимо раскрыть своеобразие языка законов, т.е. уяснить смысл непосредственно юридических понятий, категорий, конструкций.

По  объему толкование норм права разделяют:

1) на буквальное;

2) расширенное;

3) ограниченное.

Буквальное толкование - разъяснение смысла правовой нормы, при котором этот смысл совпадает с ее текстуальным выражением.

Распространительное (расширительное) толкование -разъяснение юридических норм, действительный смысл которых шире их текстуального выражения.

Ограничительное толкование норм права – разъяснение правовой нормы, действительный смысл которой уже ее текстуального выражения.

 

 

 

26.Акты толкования (интерпретационные  акты). Правовая природа разъяснений  данных актов судебными органами.

Акт толкования права (интерпретационный  акт) - правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм и выносится компетентными специальными органами.

Результаты нормативного толкования закрепляются в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Эти документы имеют соответствующую  структуру и реквизиты и публикуются  соответственно в "Бюллетени Верховного Суда РФ" и "Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ".

Интерпретационные разъяснения Конституционного Суда РФ находят выражение в постановлениях и определениях, которые также имеют соответствующую форму и публикуются в "Вестнике Конституционного Суда РФ".

Результаты толкования конституций (уставов) субъектов РФ конституционными (уставными) судами содержатся в постановлениях данных органов. Они также имеют  определенную структуру и соответствующие  реквизиты. Публикуются, как правило, в официальных источниках субъектов  РФ.

Результаты аутентического толкования в правовом регулировании наиболее авторитетны. Аутентическое (авторское) толкование - разъяснение смысла юридической нормы, даваемое тем же органом, который принял данную норму.

Законодательные органы вправе разъяснить принятые ими законы и другие нормативные  правовые акты. Как правило, такие  разъяснения облекаются в форму  закона. Иногда, например, на уровне субъектов  РФ к термину закон добавляется  слово-разъяснение такого-то закона (закон-разъяснение).

Результаты казуального толкования содержатся в решениях соответствующих  судов, которые также обладают соответствующей  юридической формой, например определение  коллегии Верховного Суда РФ по гражданскому делу.

Результаты неофициального толкования аккумулируются в неофициальных  текстах - комментариях к закону, монографиях, научных статьях и т.д. Безусловно, в правоприменительных решениях на них не ссылаются, ибо они не могут выступать официальной  нормативной основой решения.

 

27. Пробелы в праве:  понятие, виды. Аналогия закона  и аналогия права.

Под пробелами в праве понимается отсутствие необходимых для регулирования общественных отношений правовых норм или их неполнота.

реальные и мнимые пробелы. Под мнимым понимается ситуация, когда определенный вопрос, конкретная сфера общественных отношений находится вне пределов правового регулирования, но, по мнению определенного круга лиц, нуждается в этом. Следовательно, мнимым такой пробел называется именно потому, что его фактически и нет. Реальным же пробелом является отсутствие нормы права или ее части, регулирующей конкретные общественные отношения, находящиеся в сфере правового регулирования

Н-р, фактические отношения находятся  в сфере правового регулирования  и подпадают под правовое регулирование, а соответствующей правовой нормы  нет.

По времени возникновения на: первоначальные и последующие. Первоначальные пробелы появляются в момент издания нормативного акта, они возникают вследствие того, что законодатель или не знал вообще о наличии обстоятельств, требующих нормативного урегулирования, или не осознавал необходимости урегулирования известных ему общественных отношений, или, наконец, зная о них и сознавая необходимость их закрепления в праве, упустил их регулирование при издании акта.  
Первоначальные пробелы в свою очередь могут делиться на простительные и непростительные.

простительные - компетентный в процессе издании нормы орган не знал и не мог знать о существовании отношений, требующих правового регулирования

непростительные - если же орган, издающий нормативные акты, мог знать о наличии определенных явлений или возможности их возникновения в ближайшем будущем, выявить потребность их юридического оформления, знал о необходимости закрепления определенных отношений в издаваемом акте, но упустил их регулирование.

последующие пробелы - появляются после издания нормативного акта, их возникновение обусловлено, во-первых, появлением совершенно новых, не существовавших ранее, общественных отношений, новых обстоятельств, которые требуют правового опосредования

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"