Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:35, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".

Работа состоит из  1 файл

тгп шпоры к госам.docx

— 215.56 Кб (Скачать документ)

 

14.Закон: понятие, виды.

Закон - это НПА акт, принятый всенародным голосованием (референдумом), либо высшим представительным органом государственной власти (Государственной Думой), регулирующий наиболее важные вопросы общественной жизни и обладающий высшей юридической силой.

В широком смысле  закон – любой источник права.

Виды законов:

– федеральные;

– региональные;

– законы, принимаемые Государственной  Думой;

– региональные (Совет народных депутатов);

По юридической силе:

1)Конституция РФ/международные  соглашения ратифицированные

2) особые НПА по применению и изменению конституции;

3) конституционные законы –  принимаются по вопросам обозначенным  в Конституции;

4) федеральные;

5) региональные (уставы, Конституции  республик)

– НПА по принятию уставов/конституций

– текущие законы.

Локальные (Устав КемГУ).

По территориальному действию:

1)федеральные;

2)законы субъектов Федерации.

По сфере регулирования:

1)общие;

2)специальные.

Общие законы посвящены определенной сфере общественных отношений. К  ним относятся: Основы законодательства; основные принципы законодательства; кодексы. Специальные законы регулируют более узкие сферы общественных отношений (например, Законы РФ «О полиции», «О залоге» и др.)

По субъектам правотворчества:

1)принятые в результате референдума;

2)принятые органами власти.

По сроку действия:

1)постоянные;

2)временные.

По внешней форме выражения:

1)Конституция;

2) кодекс;

3)постановления;

4)положение;

5)регламент;

6)закон;

7)др.

По кругу лиц:

1)граждане;

2)иностранные граждане;

3)лица без гражданства.

По отраслевой принадлежности:

1)содержат нормы различных отраслей  права.

 

15.Юридическая сила нормативных актов: понятие, процедурные и материальные моменты.

Юридическая сила нормативно-правового акта - это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая обязательность любого нормативного акта, а также его приоритет перед другими актами или степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства. 
Ю.с.з. определяется положением органа, их издавшего, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и характером самих издаваемых актов. Юридическая сила служит критерием классификации нормативных актов, их подразделения на два основных вида группы: законы и подзаконные нормативные акты.

В зависимости от юридической силы в каждой стране, а точнее - в каждой правовой системе устанавливается  иерархия, т.е. строгая система соподчиненности нормативных актов.

Внизу этой иерархии находятся нормативные  акты, издаваемые органами местного самоуправления и местного государственного управления. Вверху ее замыкают нормативные акты (законы, статуты и т.п.), издаваемые высшими органами государственной  власти в той или иной стране, которые обладают высшей юридической  силой по отношению ко всем другим подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона.

Сложившаяся и поддерживаемая в  каждой стране иерархия нормативных  актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.

16.Систематизация законодательства: понятие, виды. Компьютерная обработка  нормативно-правового массива.

Систематизация законодательства - деятельность по обработке, упорядочению и совершенствованию действующих законов и иных НПА и приведение их в единую, согласованную систему в целях удобства пользования ими.

Систематизация нормативных правовых актов позволяет, во-первых, быстро отыскать нужный документ, проследить его изменение, дополнение или отмену; во-вторых, выявить пробелы, коллизии, иные несогласованности в нормативном  материале; в-третьих, совершенствовать действующую систему законодательства.

Виды систематизации нормативных  правовых актов:

Инкорпорация – форма систематизации, совершаемая путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

При инкорпорации акты подвергаются внешней обработке – в них  вносятся последующие официальные  изменения, устраняются устаревшие положения и противоречия, материал распределяется по определенной схеме.

Хронологическая - если нормативные акты располагаются по годам издания;

предметная - если по предмету регулирования (например такой инкорпорацией являлся союзный Свод законов).

официальная - если инкорпорацией занимается орган, уполномоченный на это законодательством. (Министерство юстиции, Прокуратура, иное министерство по законодательству своей отрасли и др.);

неофициальная - осуществляемая организациями или отдельными лицами по собственной инициативе.

Кодификация - форма систематизации, совершенная путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный законодательный акт с изменением их содержания, в результате чего создается принципиально новый акт.

В процессе кодификации нормы перерабатываются, отменяется устаревший правовой материал, а также устраняются противоречия в нормах, результатом чего является единый, цельный, согласованный акт - кодекс (Налоговый кодекс, Жилищный и т.д.).

Кодификационные акты подразделяются на несколько видов:

1)основы законодательства республик; 2)кодексы; 3)уставы; 4)положения.

Консолидация - форма систематизации, совершенная путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый документ, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.

(Свод законов Российской империи,  Свод законов СССР).

Новый акт полностью заменяет акты, в него вошедшие, имея при этом собственные  реквизиты, что свидетельствует  о том, что консолидация является одной из разновидностей правотворческой  деятельности государственных органов.

Компьютерная обработка  нормативно-правового массива осуществляется с помощью СПС.Цель СПС – систематизация документов для повышения эффективности их дальнейшего использования.

Юридическая обработка  обычно состоит из следующих основных этапов:

· классификации документов;

· выявления взаимосвязей между различными документами;

· составления примечаний к документу.

Классификация документов предназначена для последующего их поиска по некоторым признакам. Это могут быть как формальные признаки, такие как выходные данные, так и неформальные – темы, которые рассматриваются в этих документах. Классификация производится на основании классификатора данной системы. В общем случае классификатор – это иерархическая структура, содержащая все понятия, используемые для описания документов, входящих в информационную базу.

Качество последующей юридической  обработки документа, а также  эффективность его поиска напрямую зависят от корректности классификации  документа в системе.

Выявление взаимосвязей документа позволяет создать список документов, дополняющих его. Таким образом, пользователю предоставляется возможность максимально полно ознакомиться с интересующей его темой, начав работу всего лишь с одним документом.

В качестве примечаний к  документу обычно используются ссылки на связанные с ним информационные ресурсы, данные о текущем статусе документа, комментарии юриста.

Необходимость хранения и регулярного  обновления больших объемов информации накладывает на СПС ряд требований. Эти требования связаны с потребностями  как пользователей системы, так  и разработчиков, производящих обновленную  юридическую обработку массива  правовой информации.

Поиск документов можно условно  разделить на два вида:

- по реквизитам документов;

- по тексту документов.

Поиск по реквизитам документа позволяет  найти документ с определенным номером, выпущенный определенным органом и  т. д. Для повышения эффективности  поиска условия в таком виде поиска можно сочетать, задавать интервалы  номеров или дат.

Поиск по тексту документов заключается  в простом переборе массива документов и нахождении среди них тех, которые  содержат слово, заданное пользователем. Таким образом, описанный поиск  позволяет найти документы по какой-либо теме. Недостатком поиска по тексту является большой шум, т. е. попадание в список найденных документов большого количества документов, удовлетворяющих запросу, но пользователю в данный момент не нужных. Уменьшить уровень шума может, пожалуй, лишь опыт составления запросов к системе.

Многие СПС позволяют использовать одновременно поиск и по реквизитам, и по тексту документов, что может  существенно повысить эффективность  поиска.

 

 

 

 

 

 

17.Система права: понятие  и элементы. Соотношение системы  права и системы законодательства.

Под системой права понимается как внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права и выражающаяся в единстве, согласованности и непротиворечивости юридических норм. Система права как целое состоит из взаимосвязанных и расположенных в определенном порядке частей, элементов системы.

Система права показывает, из каких  частей состоит право и в каком  соотношении между собой они  находятся.

Структурными элементами системы права являются:

- норма права как первичный,  исходный элемент системы права;

- отрасль права;

- подотрасль права;

- институт права;

- субинститут права.

Отрасль права - представляет собой упорядоченную совокупность юридических норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений и объединенных общностью предмета и метода правового регулирования. Именно предмет и метод правового регулирования лежат в основе деления системы права на отрасли.

На основе предмета и метода правового  регулирования в системе права  выделяют государственное (конституционное) право, ГП, ТП, АП, УП, ГПП, УПП и др. отрасли.

В рамках наиболее крупных отраслей права выделяют подотрасли, регулирующие определенный род общественных отношений. Например, в конституционном праве - это избирательное право, в гражданском - наследственное, арбитражное, авторское, патентное, жилищное и т.д.

Институт права - представляет собой самостоятельную обособленную группу юридических норм, регулирующих незначительный круг однородных общественных отношений.

Примерами правовых институтов являются: в гражданском праве – институты собственности, найма жилого помещения, исковой давности, сделки, купли-продажи, институт дарения; в семейном праве - институт брака; в уголовном - институт необходимой обороны, крайней необходимости и т.д.

Правовой институт может иметь  в своем составе более мелкие самостоятельные образования - субинституты (в гражданском праве институт аренды - субинститут - субаренда).

Система права и система  законодательства - тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие собой два аспекта одной и той же сущности - права. Они соотносятся между собой как форма и содержание, при этом система права - его содержание - это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых общественных отношений, а система законодательства - есть внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативных правовых актов.

Однако система права и система  законодательства понятия не тождественные. Между ними есть существенные различия.

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы  права является правовая норма, а  первичным элементом системы  законодательства выступает нормативный  правовой акт. Юридические нормы  отраслей права - это "кирпичики", из которых складывается отрасль  права. И отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями  права.

Во-вторых, законодательство по объему содержащегося в нем материала  шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые  в собственном смысле не могут  быть отнесены к праву (различные  программные положения, указания на мотивы издания нормативных правовых актов и др.).

В-третьих, в основе деления системы  права лежат предмет и метод  правового регулирования, в силу чего отрасли права отличаются высокой  степенью однородности. Отрасли законодательства выделяются по предмету регулирования  и не имеют единого метода, следовательно, и не имеют такой степени однородности.

В-четвертых, внутренняя структура  системы права не совпадает с  внутренней структурой системы законодательства.

В-пятых, если система права имеет  объективный характер, то система  законодательства в большей степени  подвержена субъективному фактору  и зависит во многом от воли законодателя.

 

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"