Шпаргалка по "Правоохранительные органы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:16, шпаргалка

Описание

Понятие, предмет и система курса «Правоохранительные органы Российской Федерации».
Понятие правоохранительной деятельности, ее отличительные признаки.
Система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.
Законодательство и иные правовые акты, регламентирующие правоохранительную деятельность.
Понятие правосудия и его признаки.
Принципы соотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями.
Принцип осуществления правосудия только судом.
Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов.
Принцип презумпции невиновности.

Работа состоит из  1 файл

все.docx

— 207.55 Кб (Скачать документ)

38.Компетенция (полномочия) Верховного Суда. 1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

2. Верховный Суд Российской Федерации  в пределах своей компетенции  рассматривает дела в качестве  суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым  или вновь открывшимся обстоятельствам  в порядке, предусмотренном федеральными  законами.

3. В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

4. Верховный Суд Российской Федерации:

1) изучает, обобщает судебную  практику и в целях обеспечения  ее единства дает судам общей  юрисдикции разъяснения по вопросам  применения законодательства Российской  Федерации;

2) разрешает в пределах своей  компетенции вопросы, связанные  с международными договорами  Российской Федерации;

3) публикует судебные акты Верховного  Суда Российской Федерации, а  также решает вопросы обеспечения  доступа к информации о деятельности  Верховного Суда Российской Федерации  в соответствии с федеральными законами;

4) осуществляет иные полномочия  в соответствии с федеральными  конституционными законами и  федеральными законами.

 

39.Судебный департамент  при Верховном Суде, его основные  функции.     Является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции среднего и основного звена — гражданских и военных, специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

          Судебный  департамент, его органы и учреждения  в субъектах РФ призваны способствовать  укреплению самостоятельности судов,  независимости судей и не вправе  вмешиваться в осуществление  правосудия.

          Судебный  департамент возглавляет Генеральный  директор, который назначается на  должность и освобождается от  должности Председателем Верховного  Суда РФ с согласия Совета  судей РФ.

Судебный департамент, а также  управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ и создаваемые  им учреждения образуют систему Судебного департамента.

    Структура: главные управления — организационно-правового обеспечения деятельности судов, обеспечения деятельности военных судов, финансово-экономическое, управления — контрольно-ревизионное, делами, капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений и отделы — учебных и образовательных учреждений, международно-правового сотрудничества и др.

     Работники аппарата, органов и учреждений Судебного  департамента являются государственными  служащими, им присваиваются классные  чины и другие специальные  звания в соответствии с федеральным  законодательством.

Задачи: разрабатывает и представляет в Правительство РФ предложения о финансировании судов, вносит предложения о создании либо об упразднении судов, определяет потребность судов в кадрах, обеспечивает работу по отбору и подготовке кадров на  должность судей, разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппарата судов, во взаимодействии с органами юстиции ведет судебную статистику, организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их, осуществляет информационно-правовое обеспечение судебной деятельности, принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей, организует материальное и социальное обеспечение судей.

      Аналогичные мероприятия  осуществляют, в пределах своей  компетенции, управления (отделы) Судебного  департамента в субъектах РФ. Управления (отделы) Судебного департамента осуществляют организаци¬онное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъектов РФ, а также финансирование мировых судей. В этих целях они осуществляют подбор кандидатов на должности судей в соответст¬вии с законом о статусе судей; организуют и обеспечивают работу экзамена¬ционных комиссий по приему квалификационных экзаменов на должности судей; изучают организационную деятельность районных судов и принимают меры ло ее совершенствованию; ведут судебную статистику, организуют делопроизводство и работу архивов судов; осуществляют финансирование районных судов и квалификационных комиссий судей в субъектах РФ; обеспечивают районные суды программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правовое обеспечение деятельности указанных судов; обеспечивают районные суды материально-техническими и транспортными средствами; принимают во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независи¬мости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; организуют материальное и социальное обеспечение судей и работников аппарата суда; осуществляют меры по обеспечению деятель¬ности районных судов и органов судейского сообщества субъектов РФ.

 

40.Право законодательной  инициативы. Разъяснения по вопросам  судебной практики, их значение. Право законодательной инициативы – это право определенных Конституцией РФ (основными законами субъектов РФ) субъектов представлять на рассмотрение Государственной Думы РФ (законодательного органа субъектов РФ) свои законопроекты и законопредложения в установленном законодательством порядке. Правом законодательной инициативы обладают, как правило, члены парламента и правительство, однако, в зависимости от принятых в отдельно взятом государстве норм, это их право может быть ограничено. Глава государства также может быть наделён этим правом. В ряде стран с законодательной инициативой могут выступать самостоятельные группы граждан. В этом случае закон определяет минимальную численность инициативной группы и особую процедуру прохождения предложенного проекта. Лица, не обладающие указанным правом, также могут осуществлять законодательную инициативу, но опосредованно, через субъектов, которым оно гарантировано законом. Законодательная инициатива может являться средством политической борьбы и лоббизма[2].

Разъяснения По Вопросам Судебной Практики - функция, возложенная Конституцией РФ на Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Непосредственно  она выполняется пленумами этих судов на основе результатов обобщения  судебной практики и статистических данных. Оформляются такие разъяснения документами, именуемыми постановлениями соответствующих пленумов. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов общей юрисдикции, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение, а разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ - для арбитражных судов. (К. Г.)  
В соответствии со ст. 56 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Все правоохранительные органы должны соблюдать требования, изложенные в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ способствуют точному и единообразному применению как материального так и процессуального закона, укреплению законности и правопорядка в государстве.  

 

41.Военные суды в судебной  системе РФ. Особенности задач  военных судов, их полномочия. Входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных  Сил РФ. Военные суды создаются  и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может  быть упразднен, если отнесенные к его  ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность  их судей устанавливаются Верховным  Судом РФ.

В систему военных судов входят:

1. гарнизонные военные суды (рассматривают в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности военных судов высшего и среднего звена. В частности, им подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением преступлений, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни)

2. окружные (флотские) военные суды (выполняют функции первой, второй (кассационной) судебных инстанций, а также судебной инстанции, призванной осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств)

3. Высшее звено - Военная коллегия в составе Верховного суда.

Задачи военных судов во многом сходны с задачами общих судов. Однако между военными и гражданскими судами есть ряд отличий:

1. правосудие в военных судах  осуществляется в основном по  уголовным делам и в отношении  военнослужащих и военнообязанных  во время прохождения ими военных  сборов.

2. уголовные дела в отношении  гражданских лиц подведомственны  военным судам только при обвинении  в шпионаже и в случаях обвинения  военнослужащих в совершении  преступления в составе группы  лиц.

3. судьи военных судов являются  офицерами и генералами Вооруженных  Сил страны, на которых распространяются  предельные сроки пребывания  на действительной военной службе.

4. их деятельность по проверке  правомерности решений государственных  органов и должностных лиц  распространяется лишь на органы  военного управления и соответствующих  должностных лиц.

 

42.Подведомственность гражданских  и уголовных дел военным судам.  Разграничение подсудности военных  судов различных звеньев

Федеральный конституционный закон  от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ

"О военных судах Российской  Федерации"

Статья 7. Подсудность дел военным  судам

     1. Военным судам подсудны:

     1) гражданские и административные  дела о защите нарушенных и  (или) оспариваемых прав, свобод  и охраняемых законом интересов  военнослужащих Вооруженных Сил  Российской Федерации, других  войск, воинских формирований  и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы,  от действий (бездействия) органов  военного управления, воинских должностных  лиц и принятых ими решений;

      2) дела о преступлениях,  в совершении которых обвиняются  военнослужащие, граждане, проходящие  военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при  условии, что преступления совершены  ими в период прохождения военной  службы, военных сборов;

     3) дела об административных  правонарушениях, совершенных военнослужащими,  гражданами, проходящими военные  сборы.

По первой инстанции гарнизонные  военные суды рассматривают все  подсудные военным судам гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные Федеральным конституционным  законом «О военных судах Российской Федерации» к подсудности Военной  коллегии Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда. 

Кроме того, гарнизонный военный  суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств) в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу. Исходя из положений, содержащихся в ст. 29 УПК, он также принимает вышеуказанные процессуальные решения досудебного производства, которые отнесены к компетенции суда. 

 

Гарнизонным военным судом рассматриваются  также жалобы на действия (бездействие) и решения органов, осуществляющих досудебное производство в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы. 

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительные органы"