Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 06:33, шпаргалка

Описание

1. Понятие конституционного права
2. Конституционно правовые нормы
3. Конституционно правовые отношения
4. Ответственность в системе конституционного права
5. Наука конституционного права

Работа состоит из  1 файл

KPR_lektsii.doc

— 536.00 Кб (Скачать документ)

 

1. Понятия и  признаки федерации.

2. Становление  и развитие федеративных отношений в России.

3. Принципы российского  федерализма. 

4. Особенности  российского федерализма на современном  этапе.

А) Ассиметричность  федерации.

Б) Проблема суверенитета и сецессии.

В) Размежевание предметов ведения и полномочий.

Г) Участие субъектов федерации в решении общефедеральных вопросов и федеральное принуждение.

5. Конституционно-правовой  статус субъекта.

А) Республика

Б) Край, область, города федерального значения.

В) Автономной области  и автономных округов.

6. Конституционно-правовой  статус Нижегородской области.

 

1. Понятия  и признаки федерации.

3 глава Конституции  посвящена федеративному устройству.

Федерация –  форма государственного устройства.

Факторы, влияющие на выбор формы государственного устройства:

1) Национальный  состав данной территории.

2) Исторический фактор (Германия – Восточная Пруссия).

3) Идеологический (Югославия).

4) Фактор копирования  (Страны Латинской Америки, Мексиканские  Штаты Америки).

 

Вывод: Федерация  – государственное образование, части которого обладают некоторой политической и юридической самостоятельностью. Степень самостоятельности определяется федеративным договором и законодательством федерация.

Черты федерации:

1. Территория  федерации состоит из территории  ее субъектов. 

2. Два уровня  государственного аппарата – федеральный и уровень субъекта.

3. Двухканальная система налогов.

4. Возможно наличие  двойного гражданства (6.12.2001 Определение  №250 КС – РФ не предусматривает  гражданство республик).

5. Субъекты имеют  право создавать свою правовую  систему – не должна идти в сильный разрез с федеральным законодательством.

6. Субъекты могут  иметь судебную систему (КУС  – где то есть, где то отсутствует).

6. Участие субъектов  в международных отношениях (экономика,  культура, спорт, кроме внешнеполитических  вопросов).

7. Право выхода  субъекта из состава федерации  – сецессия. В РФ невозможно – ч.3, ст.5. (в РФ право выхода есть, но отсутствие возможности, т.е. не закреплено на законодательном уровне (ФКЗ «О Конституционном собрании)). Квебек (Канада).

 

1. Виды федерации:

А) Национальные – компактное проживание наций (Россия – национальные образования).

Б) Территориальные

В) Национально-территориальные. 

 

2.04.12

2. Федерации:

А) Симметричные – равный статус субъектов по отношению  к друг другу и по отношению  к центру. Абсолютно симметричных федераций нет, более-менее приближено в Германии

Б) Ассиметричные  – разный статус, различные права. Пример – Россия.

Примеры конфедераций – Великая Колумбия, Австро –  Венгрия.

 

4. Особенности российского федерализма

 В мире более 20 федераций, большинство других – унитарные. На территории России – 191 этнос.

При царском  режим Россия – унитарное государство.

В 1918 году страна признается Федеративной республикой, состоящей из автономных образований. Появляются новые формы автономии – трудовые коммуны, автономные области.

В 1920 процесс  образования автономных единиц в  России завершился. В 1922 году образуется СССР, РСФСР – составная часть  этого государства.

К 1925 году в составе  РСФСР выделяют автономные республики, автономный округ. Административные единицы – края и области.  К 1936 году в состав РСФСР входило:

- административно  - территориальные единицы (края, области)

- 17 автономных  республик

- 6 автономных  областей.

- 4 автономных  округа.

Конец 40ых годов  – были упразднены немцы в Поволжье и др. В этот период в состав РСФСР были включены: Тувинская народная республика, часть территории Финляндии ( Педсамо), часть территории Восточной Пруссии, Карельская автономная республика (до этого – союзная республика). Вышли из состава РСФСР – Крымская область была передана Украине (1954 год).

После 20го съезда партии (1956 год) некоторым репрессированным народам были восстановлены их права  – возрождение их государственности (Калмыкия, Чечено-Ингушская республика).

После распада  СССР некоторое время продолжала действовать Конституция 1978 года, в которую вносились многочисленные поправки (РСФСР à РФ или Россия). Парад суверенитетов.

31 марта 1992 год  – подписывается федеративный  договор:

- договор о  разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти и органов государственной власти республик в составе РФ

- договор о  разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами государственной власти  и органами государственной власти краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт- Петербург)

-- договор о  разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами государственной власти  и органами государственной власти  автономных округов и областей.

Чечня и Татарстан  не подписали договор. С последним  был подписан другой договор, более похожий на конфедерацию ( приоритет статьи договора, а не статьи Конституцию РФ).

12 декабря 1993 принимается Конституция РФ, где  3 глава посвящена вопросу федеративного  устройства. Состав РФ закреплен  в таком виде: 89 субъектов делятся  по национально-государственному признаку (21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область) и по государственно-территориальному признаку (6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения).

На 2.04.2012  - 83 субъекта: 21 республика, 1 автономная область, 4 автономная округа, 2 города федерального значения, 9 краев, 46 областей. Процесс укрупнения субъектов продолжается.

Возможно несколько  вариантов изменения численного состава субъектов:

1. Принятие в  состав РФ нового субъекта  извне

2. Формирование  нового субъекта внутри РФ.

- укрупнение  субъектов

- разъединение

 

Для приведения законодательства субъектов в соответствии с федеральным законодательством 13 мая 2000 года Указом Президента учреждается  институт полномочных представителей Президента в федеральном округе. Сейчас 8 федеральных округов (ранее – 7).

 

А) Ассиметричность  федерации

В чистом виде симметричных федераций не существует, это скорее идеал. В РФ субъекты различаются  по:

1) По территории и численности населения.

2) Субъекты различаются по месторасположению: у некоторых есть выходы к морю, другие на пересечении транспортных путей.

3) По наличию природных ресурсов: Саха – богата ресурсами.

4) По наименованию: субъектам предоставляется разный  объем правомочий.

5) Ассиметричность  в бюджетном плане: субъекты – донор, субъекты – дотационные.

6) Возможность взаимного делегирования полномочий: центр ßà субъект.

7) Представительство  в федеральных органах власти.

 

Выход для национальных меньшинств, не имеющих государств – создание национально-культурной автономии.

 

9.04.12

Б) Проблемы суверенитета и сецессии.

В соответствии с международным правом каждый этнос  обладает национальным суверенитетом, а, следовательно, и правом на самоопределение. Но при этом необходимо учитывать, что  суверенитет национальный, не есть суверенитет государственный. Необходимо учитывать целесообразность выбора для этноса государственного суверенитета. Согласно статье 5, ч.3. Конституции РФ субъекты федерации имеют право на самоопределение, но в рамках федерации.

Не смотря на отсутствие в федеральной Конституции тезисе о безусловном суверенитете субъектов, понятие суверенитета употребляется практически во всех конституций республик в составе РФ.

С проблемой  суверенитета тесно связана проблема сецессии. Сецессия – право выхода субъекта из состава федерации. Даже в СССР был принят закон о сецессии – выход Прибалтики, России, Беларуси, Украины. Согласно законодательству РФ, этносы могут самоопределяться только как национально-культурные автономии.

 

В) Размежевание предметов ведения и полномочий.

Конституция предусматривает  исключительно ведение федерации- ст.71 К РФ. Совместное ведение федерации  и субъектов – ст.72. Компетенция  – ст.73 К РФ.

Федеральные законы, которые принимаются в сфере  статьи 71 и 72 – имеют высшую силу. По ст.73 – законы субъектов выше, чем федеральные (ч.6, ст.76).

При совместном ведение – федерация принимает  основы, азы («скелет» закон), субъект  дорабатывает на основании местных  особенностей.

Центр и субъект  могут делегировать свои полномочия друг другу.

Федерация делегирует субъекту часть своих полномочий. Субъект в рамках данных полномочий принимает нормативный акт. Будет  ли обладать данный нормативный большей  юридической силой, чем федеральный  акт, изданный по тем же вопросам?

Для осуществления  полномочий федеральной государственной власти в субъектах создаются территориальные органы федеральных исполнительной власти ( военные комиссариаты, отдел налоговой, миграционной службы). Эти органы не вправе вмешиваться в собственные полномочия субъектов и муниципальных образований. Порядок их образования в субъектах должен быть единообразен.

 

Г) Участие субъектов  в решении общефедеральных вопрос и федеральное принуждение.

Участие субъектов в решение вопросов федерального уровня обеспечиваться закреплением Конституции предметом собственного ведения центра и субъектов (ст.72). В РФ существует 300 ФЗ, где разграничиваются полномочия федерации и субъектов по конкретным вопросам.

- Создание в парламенте особой палаты – Совет Федерации

- членство всех  глав субъектов (губернаторов) в Государственном Совете (Совещательный орган при Президенте)

- существование  при Президенте или Правительстве  представительств субъектов. 

- участие субъекта  в подготовке и обсуждении  международных договоров России, если они касаются данного субъекта.

- согласование  с субъектами кандидатур некоторых  федеральных должностных лиц  или обязательные консультации  по поводу таких кандидатур.

- участие в  мероприятиях текущего характера

- совещания  по линии профильных министерств

- участие субъектов в обсуждении законопроектов и даче заключений (при образовании новых субъектов)

 

Принуждение.

Субъект не только участвует в решении общефедеральных  вопросах, но и подвергается контролю (принуждению):

А) Проверка законности актов субъектов, их соответствии Конституции РФ – по запросу в КС.

Б) Финансовый контроль (в том числе и за целевым  расходом средств, выделяемых федерацией)

В) Контроль за деятельностью исполнительных органов  власти субъекта (осуществляется в  связи с принципом «вертикаль органов исполнительной власти»)

Г) Президент, как гарант Конституции, осуществляет президентский контроль.

Д) Контроль в отношении соблюдения прав и свобод граждан субъектов. Этим занимается управомоченный по правам человека.

Все вышеназванные  виды представляют собой повседневный контроль. Вместе с тем существуют чрезвычайные способы контроля, связанные с особыми обстоятельствами. Эти чрезвычайные способы контроля и получают название – федеральные способы принуждения:

1. Введение чрезвычайного  положения в субъекте

2. Назначение  полномочных представителей Президента  для временного осуществления  власти (п. «к», ст.83)

3. Роспуск Законодательного  Собрания субъекта

4. Отрешение  от должности главы субъекта  или его временное отстранение  от должности.

5. Использование  Президентом согласительных процедур (ч.1, ст.85 К РФ).

 

 

16.05.12

Принципы  российского федерализма.

1. Государственная  целостность 

Ч.3, ст.5 Конституции  говорит о государственной целостности  РФ. Включает:

А) Единство территории – связано с единой государственной границей. Статус границы определяется ФЗ. В соответствии с нормами международным правом и законам РФ, граница может быть изменена только федерацией.

Б) Единый государственный  суверенитет – в соответствии с ст.1 и ст.3 Конституции суверенитетом  обладает государство в целом. Положение республики о ее суверенитете является неконституционным на основании решения Конституционного Суда (от 6 декабря 2001 года №250-О, от 7 июня 2000 года).

В) Государственная  целостность предполагает единое экономическое пространство –

- единая денежная  система

- единые правила  перемещения товаров, услуг, рабочей  силы по территории страны

Г) Единство правового  пространства

- верховенство  норм федерального права (исключение  при коллизии актов центра  и субъекта, приоритет у акта субъекта – ч.6, ст.76 К РФ)

2. Единство  государственной власти и ее  системы (ч.3, ст.5 К РФ)

А) Единство природы  государственной власти (источник власти – народ)

Б) Однотипные организации  государственной власти. Принципиальные сходства организации власти в субъектах определено ФЗ от 6 октября 1999 года №4 «Об общих принципах организации законодательных (представительных)  и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Государственная власть федерации представляет весь народ данной страны, государственная власть субъекта – часть народа на его территории. Первая власть – суверенна, вторая – нет. Федеральная власть ограничена только теми полномочиями, которыми федеральная Конституция закрепляет за субъектами. Государственная власть субъекта ограничена и подчинена государственной власти федерации. Отсюда вытекает возможность федерального принуждения в отношении субъектов.

3. Равноправие  народов и субъектов.

А) Равноправие народов

1) Народ =население  страны = электорат. 

2) Народ =  коллектив, проживающий на одной территории, имеющий свои этнические особенности, традиции, культуру.

Конституция закрепляет положения о равноправии народов, проживающих на территории РФ (ч.3, ст.5). Но говорить о реализации конституционного принципа на практике с абсолютной уверенностью не совсем корректно (часть народов не оформлена). Для «выравнивания» статуса народов, проживающих на территории РФ, в России возможна такая форма самоопределения народа, как национально-культурная автономия. В 1996 – закон об автономии.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"