Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:35, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории отечественного государства и права ".

Работа состоит из  1 файл

ИОГП ответы на билеты.docx

— 210.57 Кб (Скачать документ)

Билет№1 Предмет, методы и периодизация истории отечественного государства и права 

 

История отечественного государства и права (ИОГП) является составной частью исторической и юридической наук.

В отличие от общей истории, которая  изучает всю совокупность фактов и процессов, происходящих в определенном государстве на всем пути его развития, и теории государства и права, предметом которой является исследование основных типов и форм государства  и права без учета особенностей какого-либо конкретного государства, областью исследования ИОГП являются основные правовые и государственные  институты отдельно взятого государства  в их историческом развитии.

Предметом ИОГП является изучение в хронологическом порядке возникновения и развития государства и права, эволюции общественного и государственного строя на различных исторических этапах. ИОГП изучает юридические факты и явления и закономерности их исторического развития.

В ИОГП выделяются два блока исследования:

1) история государства, которая изучает устройство государства, государственные органы и механизмы управления от их возникновения до состояния на сегодняшний день;

2) история права, которая изучает процесс создания правовых систем, отдельные правовые акты, кодификации, возникновение и эволюцию различных отраслей права (гражданского, уголовного, процессуального и т. д.). ИОГП, изучая отдельные факты и правовые акты, исследует также причины, условия и закономерности, следствием которых являются изменения, происходящие в государстве и праве. Метод ИОГП - это совокупность приемов, способов и средств, использующихся при изучении ИОГП. Выделяют следующую систему методов ИОГП:

1) общие методы;

2) специальные методы.

К общим методам относятся: метод историзма (или хронологический) и философский метод.Суть хронологического метода заключается в исследовании государства и права как явлений, последовательно изменяющихся во времени под воздействием характерной для изучаемого периода политической и социальной обстановки.

Среди философских методов выделяют диалектический материализм, диалектический идеализм, прагматизм, структурализм, позитивизм, экзистенциализм, инструментализм.

К специальным методам относят: сравнительный  метод, который изучает государственно-правовые явления в сопоставлении с  другими странами или основные институты  государства и права на разных стадиях общественного развития; статистический, математический, социологический  методы. Периодизация ИОГП - это разделение всего курса

изучаемой дисциплины на определенные периоды  и этапы, временные рамки которых  ограничены более-менее однородным течением жизни Российского государства и общества. Разделение ИОГП на различные периоды исторического развития способствует лучшему изучению данного предмета и позволяет более наглядно и качественно проследить динамику изменений в основных институтах государства и права при смене различных исторических эпох.

На  процесс периодизации оказывают  влияние многие явления, от уровня развития которых зависит выделение определенного  исторического этапа. Из них можно  выделить:

- уровень  социального развития общества (классовая  структура, наличие противоречий  между определенными слоями общества);

- уровень  экономического и технологического  развития общества (степень технического  прогресса, соотношение ручного  и машинного производства);

- уровень  развития государства (политический  режим, форма правления, тип  государства);

- уровень  развития права (развитие и  появление различных отраслей  права, изменение наиболее важных

правовых  институтов (например, права частной  собственности), появление новых).

При изучении курса ИОГП основное внимание должно быть уделено вопросам развития государства и права как основных значимых факторов. Однозначного и  единообразного деления ИОГП на периоды  не существует. Периодизация зависит  от восприятия исследователя той  исторической эпохи, в которой он проживает. В настоящее время  ученые выделяют несколько периодов:

1. Древняя Русь (X-XII вв.).

2. Период феодальной раздробленности  (XII-XV вв.).

3. Период образования Русского  централизованного государства  (XVI-XVII вв.).

4. Россия в период абсолютизма  (XVIII – середина XIX в.).

5. Россия в период буржуазной  монархии (середина XIX-начало XX в.).

6. Россия в период буржуазно-демократической  республики (февраль-октябрь 1917 г.).

7. Создание Советского государства  (октябрь 1917-1920 г.).

8. Советское государство в период  нэпа (1921-1929 гг.).

9. Период тоталитаризма (1929-июнь 1941 г.).

10. Советское государство в период  ВОВ (июнь 1941 -1945 г.).

11. Советское государство в период  либерализации общественных отношений  (1953 - октябрь 1964 г.).

12. Советское государство в период  кризиса социализма (1960-1990 гг.).

13. Период перестройки (апрель 1985 - декабрь1991 г.).

14. Российская Федерация на современном  этапе.

 

 

Билет №2. Образование Древнерусского государства. Норманская и славянская теории происхождения государства 

 

Формирование  единого Древнерусского государства  обусловлено становлением древнерусской  народности и процессом объединения восточнославянских племен. Большинство историков относит образование Древнерусского государства к IX веку. Этот период характеризуется: разложением первобытнообщинного строя и формированием феодальных общественных отношений; становлением общественного и государственного строя раннефеодального государства; возникновением и развитием государственно-правовых институтов; введением на Руси христианской религии; принятием нормативных актов, регламентирующих основные стороны жизни государства и общества; укреплением внешнеполитических связей русского государства и т. д.

Особенностями формирования Древнерусского государства являются:

1) географические и климатические  условия (большие слабонаселенные территории, трудности сообщения между отдельными землями - реки, озера, что затрудняло координацию всех земель и проведение единой государственной политики);

2) проживание на территории .Древнерусского государства различных по этническому составу племен, что выразилось в образовании многонационального государства;

3) взаимоотношения с соседними  народами и государствами.

Основные теории образования Древнерусского государства:

1) ≪норманнская теория≫, создателями которой являются немецкие ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер. Основанием для норманнской теории послужила древнерусская летопись XII века Повесть временных лет, где говорилось о призвании на княжение на Русскую землю варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, опираясь на которую сторонники этой теории делают вывод

о том, что братья-варяги основали Древнерусское  государство и дали ему название Русь;

2) антинорманнская теория (М.В. Ломоносов, В.Г.Белинский, Н.И. Костомаров и др.) считает, что образование Древнерусского государства явилось следствием глубоких эволюционных исторических процессов (разложение первобытнообщинного строя и развитие феодальных отношений), а не было создано выходцами из Скандинавии. Опровергая норманнское происхождение слова Русь, российские исследователи доказали, что племя рось существовало среди восточных славян задолго до появления варяжских князей. Норманнская теория утвердилась как антирусская политическая доктрина и широко использовалась Гитлером в годы Второй мировой войны для оправдания захватнических войн против славянских народов.

 

Билет № 3

Общественный строй Древней  Руси

Социальная  организация общества восточных  славян в начале IX в. отражает процесс складывания феодальных отношений. В основе их лежит собственность феодала на основное средство производства- землю и неполная собственность на феодально-зависимого работника. В этот период военно-дружинная знать становится собственником земель, а живущие и работающие на ней общинники-земледельцы платят им за пользование землей налог. Выделяются два основных класса - крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы. Смердами назывались люди, занимающиеся сельскохозяйственным трудом. Они составляли основную массу населения и делились на свободных общинников, которые вели натуральное хозяйство и платили дань князю, и зависимых людей. Зависимое население состояло из:

- закупов  - разорившихся общинников, которые  попали в зависимость от князя,  взяв у него «купу» (долг) деньгами, скотом, семенами или инвентарем;

- рядовичей  - зависимых людей, заключивших  с князем договор («ряд»);

- изгоев - обедневших выходцев из общин;

- холопов  - зависимых людей, находившихся  на положении рабов и выполнявших  хозяйские работы в вотчине;

- всего  населения, работавшего в вотчине  и зависимого от вотчинника, или  челяди.

Класс феодалов составляла военно-княжеская знать -- представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, старшие дружинники. В начале IX в. происходит объединение групп восточнославянских племен. В основе его лежали следующие причины:

- экономическое  развитие;

- социальные  процессы в период военной  демократии;

- развитие  торговых связей;

- общность  языческих верований;

- необходимость  защиты от внешних нападений;

- осуществление  завоевательной политики.

Центрами  объединения стали города Киев и  Новгород. Удобно расположенные на торговом пути «из варягов в греки», они объединили две группы восточнославянских племен - северную и южную. В первую вошли славяне, кривичи и ряд  неславянских племен. Во вторую - поляне, северяне, вятичи. 

 

 

Билет № 4. Государственный строй

Киевская Русь не была централизованным государством. Как и другие государства периода формирования феодальных отношений, например, империя Карла Великого в Западной Европе, Древнерусское государство было "лоскутным", его населяли разные племена - полян, древлян, кривичей, дреговичей и др. Местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей, присутствовали на феодальных съездах, некоторые из них входили в состав княжеского совета. Но по мере развития феодальных отношений, углубления процесса феодализации связи местных князей с киевским великими князем все больше ослабевают, возникают предпосылки для феодальной раздробленности.

Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура государства покоилась  на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот - от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору (участвовать в его  военных экспедициях и платить  ему дань). В свою очередь сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств  соседей и прочих притеснений. В  пределах своих владений вассал обладал  иммунитетом. Это означало, что в  его внутренние дела не мог вмешиваться  никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великого князя были местные  князья, обладавшие такими иммунитетными правами, как право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов.

Во главе Древнерусского государства  стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и  др. Великий князь киевский сосредоточил в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Он возглавлял всю военную организацию  древнерусского государства, лично  водил войско в бой. (Князь Владимир Мономах вспоминал в конце  жизни о своих 83 больших походах). Внешние функции государства  великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим  путем. Древняя Русь стояла на европейском  уровне дипломатического искусства. Она  заключала различные международные  договоры военного и торгового характера  в устной или письменной форме. Дипломатические  переговоры вели сами князья; они же иногда возглавляли посольства, направляемые в другие страны. Выполняли князья и судебные функции.

Фигура князя возникла в результате эволюции власти, принадлежавшей племенному вождю, но князья периода военной  демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение - княгиня Ольга.

Хотя великие князья были монархами, все же они не могли обойтись без  того, чтобы выслушивать мнения приближенных. Так сложился совет при князе, юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины - княжьи мужи. Иногда в древнерусском  государстве созывались феодальные съезды, в которых принимали участие  крупные феодалы. Съезды решали междукняжеские споры, некоторые другие вопросы. В литературе высказывалось предположение, что на одном из таких съездов и была принята Правда Ярославичей - важная составная часть Русской Правды. Существовало в Древнерусском государстве и вече, выросшее из древнего народного собрания. Особенно была высока его активность в Новгороде.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права "