Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 00:21, шпаргалка

Описание

1 ВОПРОС. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ ИГПЗС. ЕЕ ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ИСТОЧНИКИ
2 ВОПРОС. СОЦ. СТРУКТУРА И ГОС. СТРОЙ ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА
3 ВОПРОС. ОБЩЕСТВННО-ГОС. УСТР-ВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
4 ВОПРОС. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩ-ГОС. УТР-ВА И ПРАВОВЫХ НОРМ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
...
68 ВОПРОС. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВ ПРОЦЕСС

Работа состоит из  1 файл

Dokument_Microsoft_Word_4.docx

— 213.34 Кб (Скачать документ)

Но развитию государственного управления были присущи и другие черты Государственные службы, сконструированные  таким образом, оказывались вне  действенного государственно-правового  контроля. Такое положение во многом обусловливалось и отсутствием  в США административных судов  и прокурорского надзора. Недовольство общественности коррупцией, злоупотреблением властью, а подчас и некомпетентностью  части государственного аппарата вынудило конгресс заняться его реформированием. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в XIX веке. Закон о гражданской службе Пендлтона (1883 г. ) установил принципы комплектования федеральных государственных служб. Предусматривались открытые конкурсы г экзамены на замещение государственных должностей, запрещение увольнения чиновников по политическим мотивам. Контроль за выполнением закона возлагался на создаваемый независимый орган - комиссию гражданской службы (КГС). Во многом благодаря этому закону, а также другим принятым позже нормативным актам в США удалось избежать формирования коррумпированной касты чиновников. В то же время появилось немало высококвалифицированных гражданских специалистов по государственному управлению.

Но это не привело к  полному исчезновению "системы  добычи". Не выполнялся и принцип  недопустимости и увольнения по политическим мотивам. В 1939 г. законом Хэтча "О политической деятельности" запрещалось участие государственных служащих в "политических кампаниях".

К середине XX века особую значимость приобрели такие государственные учреждения, как Федеральное бюро расследования, Центральное разведывательное управление, Совет национальной безопасности, Министерство обороны. Президенты, опираясь на них, получили возможность принимать важные государственные решения, превышая при этом свои полномочия, предоставленные им конституцией. Особенно это сказывалось в решении вопросов о войне и мире. Не считаясь о предписаниями конституции, президенты неоднократно, без предварительной санкции конгресса, отдавали приказы о начале военных действий на территории других государств, что по существу означало ведение там войны. Весьма авторитарно вела себя исполнительная власть и внутри страны. Показательно в этом отношении ее вторжение в область законодательства. Посредством так называемых "исполнительных приказов", формально призванных конкретизировать должное исполнение принятых законов, президенты», по существу, приобрели в известном смысле право на "делегированное законодательство". В XX в. в США возросла роль Министерства юстиции и прокуроров (атторнеев) по контролю за соблюдением законности.

В итоге централизация  привела к усилению федеральной  власти во главе с президентом. Вместе с тем усиление исполнительной власти не означало подмены ею других ветвей власти. Законодательная и судебная власти продолжают оставаться важным звеном системы "сдержек и противовесов". Здесь особое значение имеют финансово-бюджетные  права конгресса, возможность судебного  обжалования административных распоряжений, утверждение сенатом представленных президентом кандидатур на занятие  должностей, право импичмента. 

 

56 ВОПРОС. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ  В ГОС СТРОЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В течение XX века в Великобритании сохраняется двухпартийная политическая система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. Но ее структура претерпевает серьезные изменения.

После окончания Первой мировой  войны в декабре 1918 г. в Великобритании прошли очередные парламентские  выборы, показавшие, что либеральная  партия находится в, (Состоянии упадка. Стоявшая до этого у власти почти 100 лет, она потеряла на этих выборах  около сотни депутатских мест. Состав партии заметно поредел. Часть  либералов перешла к консерваторам, другая - к лейбористам, влияние которых  возросло. Отныне либералы перестали  быть одной из двух основных партий, уступив это место лейбористам.

В 1924 г. лидер лейбористов  Рамсей Макдональд сформировал первое лейбористское правительство, которое  просуществовало не долго, т. к. не опиралось  на парламентское большинство. Второе правительство лейбористов было образовано в 1929 г. и просуществовало до 1931 г. После парламентских выборов 1945 г. , где лейбористы получили 393 депутатских места из 640, либеральная партия окончательно вытесняется из двухпартийной политической системы, . Таким образом, основой политической системы Англии до 1923 г. были партии консерваторов и либералов, а с 1923 г. - партии консерваторов и лейбористов. Двухпартийная система не исключает существование и других политических партий (так, в 1920 г. была создана коммунистическая партия). Однако эта система, естественно, направлена на укрепление господства именно двух партий, оказавшего огромное влияние на развитие английской конституции. Двухпартийную систему можно считать одним из неписаных конституционных обычаев Великобритании.

Важной особенностью двухпартийной  системы является тот факт, что  лидеры двух основных политических партий безоговорочно приемлют основы существующего  общественного строя и, сменяя друг друга у власти, не ставят цели кардинальных изменений.

Основным средством сохранения существующей двухпартийной системы  является избирательная система, в  основе которой, лежит принцип избрания одного депутата от каждого избирательного округа. В результате представители  малых; партий оказываются в невыгодном положении, им трудно получить место  в парламенте.

. Усиление исполнительной  власти

Основные предпосылки  усиления исполнительной власти были заложены в конце XIX века, а события XX века создали благоприятные условия для ее реализации. Одним из таких событий явилась Первая мировая война. К числу важнейших ее последствий относится дальнейшее законодательное и фактическое расширение полномочий правительства. В первый же год войны было приостановлено действие Хабеас Корпус Акт. В 1914 г. принимается "Акт о защите государства", передающий (на законном основании) на время войны всю полноту власти в руки правительства. По окончании войны этот акт был отменен, однако некоторые права, врученные правительству в. качестве временных и экстраординарных, применялись и после их официальной отмены. Кроме того, было положено начало практике издания законов, предоставляющих правительству чрезвычайные полномочия.

В 1920 г. был принят закон  о чрезвычайных полномочиях, который  носил уже не временный характер, а являлся постоянно действующим  актом. Этот закон предусматривал возможность  издания правительством от имени  короля указа о введении в стране чрезвычайного положения, если какое-либо лицо или группа лиц своими действиями будет нарушать нормальную жизнь  общества (мешать снабжению продовольствием, , водой, топливом). В условиях чрезвычайного  положения правительство может  применять любые меры, которые  сочтет необходимыми для поддержания  общественной безопасности и нормальной жизни общества- Содержание акта позволяло его применять против забастовок, что и делалось неоднократно на практике.

Накануне Второй мировой  войны, в 1939 г. , парламентом принимается  новый Акт о чрезвычайных полномочиях, предоставляющий исполнительной власти право на издание таких предписаний, которые представляются правительству  необходимыми для обеспечения общественной безопасности, защиты государства, Поддержания  общественного порядка.

Предоставляя правительству  чрезвычайные полномочия, парламент  фактически передал ему власть законодательную. Получает распространение так называемое "делегированное законодательство".

"Делегирующий акт"  наделял исполнительную власть  правом издавать нормы в "развитие  закона". В случае необходимости  возможно было изменение самого "делегирующего" статута. Формы  делегированного законодательства  были самыми разнообразными: распоряжения, приказы, указания, инструкции министров  и т. д. Делегированное законодательство  является одним из проявлений  всемогущества кабинета министров.  Парламент практически утратил  контроль над деятельностью органов  управления. Палата общин лишилась  ведущей роли в осуществлении  политической власти. При помощи  партийной системы правительство  контролирует палату общин.

Право премьер-министра в  любое время добиться роспуска парламента способствует еще большему усилению власти кабинета. Результатом такой  диктатуры кабинета монстров является то, что он может сначала действовать, а потом уже ожидать одобрения  своих действий со стороны парламента. - .

Одновременно происходит усиление роли премьер-министра, получившего  возможность самостоятельно осуществлять все важнейшие назначения и перемещения  внутри правительства, определять порядок  работы кабинета и его повестку дня, решать вопросы о созыве и роспуске палаты общин и т. д. Это позволяет  говорить о том, что система "правлений  Кабинета" была заменена "системой правления премьер-министра", , и  даже о "президентском стиле правления".

57 ВОПРОС.  4 РЕСПУБЛИКА  ВО ФРАНЦИИ . КОНСТИТУЦИЯ 1946. ЕЕ  ХАРАКТЕРИСТИКА

Четвертая республика была парламентарной. Единственным законодательным органом страны провозглашалась нижняя палата парламента – Национальное собрание. Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных договоров Франции объявления войны, утверждало состав подотчетного ему Совета министров. Национальное собрание избиралось по системе пропорционального представительства на основе всеобщего избирательного права. Вторая палата – Совет республики – была наделена лишь совещательными функциями. Совет республики избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальным собранием.

Главой государства являлся президент республики который избирался на совместном заседании палат парламента сроком на семь лет. Президент не мог распустить Национальное собрание, не назначал министров по своему желанию. Любые акты президента, в том числе назначение на высшие должности требовали контрассигнации председателя кабинета и одного из министров.

Правительство –  Совет министров – было подотчетно Национальному собранию. Председатель Совета министров и министры назначались декретом президента республики, но только после утверждения их кандидатур Национальным собранием. Оно же могло отправить кабинет (председателя Совета министров, его заместителей и министров) в отставку.

Правительство могло распустить парламент только после двух правительственных  кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия или порицания  В такой ситуации на период избрания нового состава Национального собрания создавалось коалиционное правительство, состоящее из представителей всех партийных  фракций во главе с председателем  Национального собрания.

Конституция Франции 1946 г. практически сохраняла в неприкосновенности старую судебную систему и организацию местного управления, подчиненного строгому контролю со стороны центрального правительства. Для руководства судами, назначения и отстранения от должности судей создавался Высший совет магистратуры Франции, председателем которого по должности являлся президент республики. Высший совет магистратуры ведал вопросами назначения и продвижения по должности судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судейского сообщества.

Четвертую республику называли «Режимом Собрания» с перманентным политическим кризисом: за 12 лет ее существования сменилось 45 правительств. К концу 50-х гг. XX в. французскому обществу стала очевидна необходимость смены политического строя изменения формы правления в государстве.

59 ВОПРОС. ГОС СТРОЙ ФРАНЦИИ  ПО КОНСТ 1958. 5 РЕСПУБЛИКА

В мае 1958 г. парламент страны вновь призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство подготовило проект новой Конституции, который с октября 1958 г. вступил в силу. Установилась Пятая республика, существующая и поныне. Конституцию 1958 г. считали «скроенной точно по мерке для де Голля».

Президент республики – центральное звено всей политической системы, «высший арбитр», обеспечивающий нормальное функционирование государственных органов. Он назначает главу правительства, а по его предложению – остальных членов кабинета (министров Франции), а также принимает их отставку. Он председательствует на заседаниях правительства Франции, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры, командует французскими вооруженными силами, представляет республику в международных отношениях. Глава государства промульгирует законы. Президент может передавать некоторые виды законопроектов на референдум, минуя парламент; вправе по ряду вопросов принимать ордонансы, имеющие силу закона; может распустить нижнюю палату парламента. Наиболее важные полномочия президент осуществляет самостоятельно, без контрасигнатуры. Президент первоначально избирался специально создаваемой коллегией выборщиков, а сейчас – всенародно.

Исполнительная власть –  у правительства: издает ордонансы (акты делегированного законодательства) и декреты по широкому кругу вопросов. Правительство также обладает значительными полномочиями по контролю над законодательным процессом.

Парламент состоит из двух палат – Национального собрания (избирается напрямую гражданами) и Сената (формируется путем косвенного голосования коллегиями выборщиков). Акты парламента могут регулировать строго определенный Конституцией Франции 1958 г. и сравнительно небольшой круг вопросов. Но у парламента остаются некоторые полномочия для контроля за деятельностью правительства. Режим Пятой республики стал образцом новой формы правления – «полупрезидентская республика».

Особое положение среди  судов занял Конституционный совет Франции: осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов, толкует основной закон страны. В 1971 г. Конституционный совет признал преамбулу к Конституции Франции 1958 г. составной частью «конституционного блока» Начиная с 1971 г., Конституционный совет Франции декларировал целый ряд положений, определяющих принципы правового статуса личности (Судебная хартия прав человека). Системаспециализированных судов представлена во Франции органами административной юстиции во главе с Государственным советом.

Во французской модели местного управления сочетаются прямое государственное управление на местах и местное самоуправление; причем агенты государственной администрации осуществляют надзор за деятельностью местных представительных органов. В 1992 г. Конституция Франции 1958 г. была дополнена разделом «Европейский союз», с 90-х гг. XX в. – тенденция к признанию верховенства европейского права над национальным.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"