Семья и брак в Римском частном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:53, реферат

Описание

Семья – это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство……….3
Отцовская власть. Личное и имущественное положение подвластных…………..4
Узаконение и усыновление. Формы усыновления…………………………………5
Опека и попечительство……………………………………………………………...5
Брак. Понятие и виды………………………………………………………………....6
Условия и формы заключения брака. Брачные препятствия………………………7
Личные отношения супругов…………………………………………………………8
Имущественные отношения супругов………………………………………………..9
Способы прекращения брака………………………………………………………...10

Список источников и литературы………………………………………………………..11

Работа состоит из  1 файл

Семья в Римском частном праве - готово.docx

— 37.46 Кб (Скачать документ)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по предмету:

 

«История государства и права  зарубежных стран»

 

 

ТЕМА:

«Семья и брак в Римском частном праве»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

Федяева Ирина

 

Группа в/о 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Королев, 2011

СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………………..2

  1. Введение………………………………………………………………………………3

  1. Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство……….3

  1. Отцовская власть. Личное и имущественное положение подвластных…………..4
  2. Узаконение и усыновление. Формы усыновления…………………………………5
  3. Опека и попечительство……………………………………………………………...5
  4. Брак. Понятие и виды………………………………………………………………....6
  5. Условия и формы заключения брака. Брачные препятствия………………………7
  6. Личные отношения супругов…………………………………………………………8
  7. Имущественные отношения супругов………………………………………………..9
  8. Способы прекращения брака………………………………………………………...10

 

Список источников и литературы………………………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ.

 

     Семья – это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

     Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем.

     Семья - это ячейка общества. Можно бесконечно говорить о философских, нравственных и других моментах семейной организации людей. Однако задача моей работы - рассмотреть государственный и правовой аспекты семейной организации.

     От благополучия каждой отдельной семьи будет в конечном итоге зависеть благополучие и поступательное развитие общества и государства в целом. Следовательно, роль ее достаточно велика, и ее нельзя не учитывать при тщательном анализе какой-либо исторической ситуации.

     Целью данной работы служит исследование вопросов, касающихся семьи и брака как способа ее создания в древнем Риме.

  1. ПРАВОВЫЕ  ЧЕРТЫ РИМСКОЙ СЕМЬИ. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО.

 

Институт, который регулировал  семейные отношения, распространялся  только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава  семьи, жена, дети, родственники, зависимые  люди и рабы. Семья представляла собой область личных прав, которые  имеют связь с конкретным лицом.

Тот факт, что в Риме существовали большие семьи, объясняется тем, что была необходима дополнительная производительная сила. Широко применялся коллективный труд всех членов семьи, в том числе и рабов.

Римская семья называлась familia. Данный термин произошел от латинского слова «famel» – «раб». Из смысла термина выходит, что familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы. Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи.

Семья в Древнем Риме строилась  на культе предков, которые почитались всеми членами семьи.

В IV в. до н. э. патриархальная семья превратилась в малую патриархальную семью, где со смертью отца, главы семьи, его сыновья становились во главе собственных семей.

Правоспособностью в римской  семье обладал только глава семьи, он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом. Все остальные  члены семьи не обладали правоспособностью  и находились под властью отца.

Главе семьи предоставлялось  право жизни и смерти, он мог  предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного  наказания, иначе его действия пресекались  публичной властью.

Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось. Только признанный отцом ребенок становился членом семьи.

Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей  семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в  качестве рабочей силы. Это право  домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном.

Власть главы семьи  над женой и детьми была абсолютной и практически не отличалась от власти над рабами. Но постепенно власть домо-владыки ограничилась, и подвластные члены семьи стали получать признание в праве.

Римское право признавало два вида родства – агнатическое и когнатическое.

К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтому родственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи. Агнатическое родство – законное родство.

Когнатическое родство (или  кровное) следует из общности крови. Лицо, которое является агнатом, является и когнатом, но не всегда когнат является агнатом.

 

  1. ОТЦОВСКАЯ ВЛАСТЬ. ЛИЧНОЕ И ИМУЩЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ  ПОДВЛАСТНЫХ.

 

Власть главы семьи  в отношении своих подвластных – особый институт римского семейного права.

Все члены семьи подчинялись  главе семьи. Сын мог занимать высокие государственные должности, иметь в своем подчинении армию, но в семье он был подчинен только отцу и действовал с его непосредственного  согласия. Данное правило действует, даже если сын сам имеет семью.

Имущественная правоспособность наступала гораздо позднее политической – после смерти отца. Отцовская  власть распространялась только на тех  детей, которые были рождены в  законном браке. Отцовская власть над  внебрачными детьми принадлежала тому лицу, которое публично демонстрировало  брачные отношения.

Выделялось несколько  оснований возникновения отцовской  власти:

1) рождение детей в браке лиц, являющихся гражданами Рима. Законными признаются дети, которые рождены не ранее 182 дней после свадьбы и не позднее 300 дней после свадьбы. Дети, рожденные до 182 дней после свадьбы, признавались законными, если муж признавал свое отцовство;

2) признание законными детей, рожденных вне брака;

3) усыновление.

Отец в отношении своего ребенка обладал многими правами. Отец мог распоряжаться жизнью ребенка  вплоть до достижения им совершеннолетнего  возраста. Однако это право ограничивалось нравами и обычаями. Домовладыка был вправе оставить ребенка безнадзорным. Отец нес ответственность за правонарушения, совершенные его ребенком. Он мог отвечать лично либо выдать ребенка лицу, которое является потерпевшим. Кроме этого, отец мог продать в рабство своего ребенка исходя из имущественных интересов семьи или в наказание. Домовладыка имел право винди-кационного иска к лицу, удерживающему его детей.

Дети, находясь под властью  отца, не обладали никаким самостоятельным  имуществом за исключением: имущества, приобретенного сыном на войне, которое  признавалось его собственностью; имущество, полученное по наследству от матери или  из ее семьи, также признавалось собственностью ребенка.

Отцовская власть над детьми прекращалась по таким основаниям, как: смерть отца; утрата им статуса  свободы или римского гражданства; высвобождение (это добровольный акт  отца, который по своей форме и  содержанию приравнивался к освобождению раба на свободу). Принудительно-правовые основания применялись за нарушения  родителями своих обязанностей в  отношении детей. Согласно частному праву сын был вправе выкупиться из-под власти отца, если последний  отказывал в добровольном высвобождении.

Дочери не обладали никакой  самостоятельностью (ни личной, ни имущественной) и переходили из-под власти одного домовладыки к другому (брату, племяннику и т. д.).

  1. УЗАКОНЕНИЕ  И УСЫНОВЛЕНИЕ. ФОРМЫ УСЫНОВЛЕНИЯ.

 

Если ребенок родился  у лиц, не состоящих в законном браке, то родители должны признать его  рождение законным.

Способы узаконения ребенка:

  1. заключение брака между родителями внебрачного ребенка;
  2. издание специального соответствующего указа императора (рескрипта) при отсутствии или смерти матери;
  3. зачисление сына в члены муниципального сената, а если вне брака будет рождена дочь, то выдача ее замуж за члена муниципального сената.

Усыновление – установления отцовской власти над чужими детьми.

Формы усыновления:

1) arrogatio – усыновление семейно-самостоятельных лиц. На первоначальном этапе осуществлялось публично в Народных собраниях, затем императором и судом. Но особенно важным было то, чтобы об усыновлении было публично объявлено;

2) adoptio – усыновление семейно-подвластных лиц, в результате чего происходила смена домовладыки, которому подчинялся подвластный. Данный вид усыновления влек за собой разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя.

Усыновление семейно подвластных  лиц осуществлялось в два этапа:

    1. Освобождение подвластного от власти предыдущего отца семейства. Для этого осуществлялась троекратная фиктивная продажа лица с последующим освобождением мнимым покупателем. В Древнем Риме досрочное освобождение из-под отцовской власти в осуществлялось при посвящении дочери в весталки, а сына – во фламины, а в период Римской империи – при назначении на высшие государственные или церковные должности;
    2. Вступление под власть нового отца семейства путем предъявления виндикационного иска, возникающего из отцовской власти. После продажи ребенка в третий раз мнимый покупатель не отпускал его на свободу, а использовал в качестве ответчика по указанному иску, который к нему предъявлял усыновитель, в соответствии с заранее достигнутой договоренностью.

Усыновитель и его подвластный являлись к  претору, где и признавали иск. После указанной процедуры претор объявлял подвластного состоящим под властью отца семейства, усыновителя. Усыновителями могли выступать мужчины. Женщины могли выступать усыновителями только в исключительных случаях (для возмещения потери сына).

Также усыновителем могло  выступать только семейно-самостоятельное  лицо. Подвластные не могли выступать  усыновителями по той причине, что  ответственность за совершаемые  сделки нес глава семейства. Усыновитель  должен был быть старше усыновляемого  на 18 лет, но не моложе 60 лет. В период Римской империи был отменен  запрет на усыновление несовершеннолетних детей.

 

  1. ОПЕКА И  ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО.

 

Опека – правовой режим, при  котором опекун наделяется правом принимать  решения за опекаемого и в его интересах.

В большинстве случаев  опека устанавливалась над малолетними  гражданами независимо от пола. Опекунство устанавливалось в связи с  возрастом лица, состоянием здоровья, а также по другим причинам.

Опекунство над лицами мужского пола продолжалось до достижения ими возраста 14 лет, а над лицами женского пола – 12 лет.

Выделялись три формы  опеки:

1) обязательная опека – опека домовладыки членов своей семьи и подвластных;

2) завещательная опека – устанавливалась по завещанию главы семейства в отношении наследника;

3) наставленная опека – назначение опекуна по решению магистрата в отношении лиц, которым необходима опека.

Опека представляла собой  публичную повинность. Опекун мог  отказаться от осуществления опеки  только при наличии уважительных причин (таких как неграмотность, возраст более 70 лет и т. д.). Запрещалось осуществлять одному лицу опеку более чем над тремя лицами. Опека устанавливалась в отношении несовершеннолетних и женщин. Опекунство над женщиной было постоянным и не зависело от достижения какого-либо возраста. При этом опека устанавливалась как в отношении замужней, так и в отношении незамужней женщины. Однако в отношении замужней женщины опека осуществлялась по ее личному желанию.

Попечительство – вид  законной опеки, который устанавливается  только по решению властей в отношении  сумасшедших, безумных и расточителей.

Магистрат исследовал психическое  состояние и социальное поведение  определенного лица и при положительном  результате выносил решение об установлении над этим лицом попечительства. Безумные могли быть признаны полностью недееспособными, и тогда на попечителя возлагалась  обязанность по ведению дел в  отношении опекаемого. Но при наличии  определенных светлых промежутков  действия опекаемого, совершаемые в  данные промежутки, могли иметь юридическую  силу.

Расточители являлись ограниченно  дееспособными, в связи с чем над ними устанавливалось попечительство. Они не могли совершать сделки отчуждения или заключать обязательства личного характера, но сохраняли право на приобретение имущества, несли ответственность за причиненный их действиями вред и др.

Опекунами и попечителями не могли быть: несовершеннолетние, лица, не являющиеся гражданами Рима, расточители, безумные, глухие, немые, нездоровые, рабы, женщины, солдаты и др.

Основания прекращения опеки  и попечительства: исчезновение обстоятельств для продолжения опеки или попечительства, а также со смерть опекуна или попечителя.

Информация о работе Семья и брак в Римском частном праве