Лекции по "Правоохранительным органам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:21, курс лекций

Описание

4. Общая характеристика НПА.
5. Судебная власть: понятие и функции.
6. Понятие и признаки правосудия.
7. Принципы правосудия.

Работа состоит из  1 файл

правоохранительные органы.doc.docx

— 178.76 Кб (Скачать документ)

4. общ. Характеристика НПА

По сложившейся  терминологии законодательные акты принято делить на законы и иные(подзаконные) нормативные правовые акты. Законы можно разделить с учетом их юридической силы на несколько групп.

Конституция РФ как акт прямого действия непосредственно регулирует важнейшие вопросы осуществления судебной власти: принципы правосудия, организацию судебной системы страны, правовой статус судей, порядок деятельности и полномочия Конституционного Суда РФ и других высших судов.

Федеральные конституционные законы, т. е. акты законодательства, принятие которых предусматривает Конституция РФ, имеют большую юридическую силу по отношению к федеральным законам.

Федеральными  законами регулируется деятельность практически всех правоохранительных органов. Кроме того, законами федерального уровня утверждены Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы РФ и другие соответствующие кодифицированные акты.

Законодательные акты субъектов РФ регулируют и развивают сравнительно узкий круг вопросов, о которых шла речь в конституциях и уставах субъектов Федерации, а также устанавливают отдельные полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны порядка и безопасности.

К этой группе актов в силу своих юридических  свойств могут быть отнесены международные  пакты, декларации и договоры с другими государствами.

Подзаконные акты принимаются на основе Конституции, действующих законов и в развитие нормотворческой деятельности главы государства и Правительства РФ и составляют другую часть правовых актов, регламентирующих правоохранительную деятельность. В их числе: указы и распоряжения Президента РФ, обязательные для исполнения на всей территории страны, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам; указы Президента, имеющие отношение к деятельности судебных органов; постановления и распоряжения Правительства РФ, издающиеся во исполнение законов и указов Президента РФ; ведомственные нормативные акты: приказы, указания, инструкции, издаваемые руководителями правоохранительных органов; постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ.

 

5. Судебная власть: понятие и функции

Судебная  власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Одна  из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие  полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нормоконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие  функции судебной власти реализуются  также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

рассмотрения  жалоб граждан и организаций  на действия и решения органов (должностных  лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления  по делам об административных правонарушениях;

проверки  при рассмотрении уголовных дел  качества предварительного расследования;

рассмотрения  жалоб и протестов о признании  незаконными правовых актов управления;

проверки  при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и  дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных  лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

 

6. понятие и признаки правосудия.

Правосудие – это деятельность специальных государственных органов – судов – по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении требований закона.

Первый  признак правосудия вытекает из Конституции (ст. 118): правосудие осуществляется только судом. Иными словами, это особый вид государственной деятельности, которая составляет компетенцию специального правоохранительного органа – суда.

Второй  признак – реализация правосудия в строго определенной процессуальной форме, установленной законом (УПК, АПК, ГПК).

 

7. принципы правосудия.

В целом же принципы правосудия составляют систему, в которую входят принципы:

законности– при отправлении правосудия соблюдается верховенство закона;

осуществления правосудия только судом - правосудие осуществляется только специальными государственными органами – судами. Никакие другие государственные органы не вправе вершить правосудие;

независимости судей - Судьи должны принимать решения только на основе закона, своего внутреннего убеждения и совести;

осуществления правосудия на началах равенства  всех перед законом и судом - каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод;

обеспечения права на судебную защиту;

участия граждан  в осуществлении правосудия - граждане РФимеют право участвовать в отправлении правосудия;

гласности правосудия (открытости судебного разбирательства). Согласно Конституции разбирательство дел во всех судах должно происходить открыто;

защиты законных интересов личности - презумпция невиновности. В соответствии со ст. 49 Конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда;

состязательности  и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде - уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон;

родного (национального) языка судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке, а также на языках республик, входящих в Российскую Федерацию.

 

 

8. понятие судебной системы РФ, ее структура.

Судебная  система – понятие конституционное. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов РФ. 1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.

Суды  общей юрисдикции РФ, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах рФ и военные суды.

К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» предусматривает создание специализированных фед. судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.

2. Суды субъектов РФвключают: конституционные (уставные) суды и мировых судей.

Вид производства - это порядок разрешения судом отнесенных к его компетенции дел, выделяемый на основе дифференциации предмета судебной деятельности:

Исковое производство - предметом судебной деятельности являются споры о праве частном (в широком смысле слова – собственно гражданские, семейные, трудовые, жилищные, экологические и др.).

Производство  по делам, возникающим из публичных  правоотношений - предметом является проверка судом законности решений и действий органов государственной власти и должностных лиц.

Особое  производство – предметом является защита законных интересов. Это бесспорное производство, в котором споры о праве не разрешаются.

 

9. понятие и общая характеристика  звеньев судебной системы и  судебных инстанций.

С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее.

Применительно к территориальным судам общей юрисдикции: осн. звено – районные суды; среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов фед. значения, суды автономной области и автономных округов; высшее звено – Верховный Суд РФ.

Военные суды: основное звено – гарнизонные военные суды; среднее звено – окружные (флотские) военные суды;  высшее звено – Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда).

Арбитражные суды: основное звено – арбитражные суды субъектов РФ; среднее звено – окружные арбитражные суды; высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Судебной  инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела.

Правосудие  по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды.

Кассационное  разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора.

Апелляционная инстанция имеет особенность: отменив решение суда первой инстанции, этот же суд может заново рассмотреть дело с вынесением нового решения или приговора.

Рассмотрение  дел в порядке надзора возможно после того, как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду.

 

10. понятие конституционного контроля  и его функции. Сущность конституционного контроля состоит в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, принятии мер по устранению этих отклонений.

Данный контроль в основном носит абстрактный  характер, так как проверка конституционности  акта не связана с его действием, применением этого акта в определенных правоотношениях. Такой контроль называется последующим, поскольку проверяется конституционность законов и других актов, вступивших в силу. Исключением из названных правил является конкретный контроль конституционности закона, примененного или подлежащего применению в определенном деле, а такжепредварительный контроль конституционности не вступивших в силу международных договоров.

Конституционный Суд РФ, как гласит ст. 1 Закона, – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Данная формулировка позволяет сделать вывод о двойственном характере правовой природы КС.

С одной стороны, Конституционный Суд – орган  правосудия, составная часть судебной власти – с учетом своих полномочий меняет и толкует конституционные  и иные нормы, в рамках которых  действуют органы государственной  власти, местного самоуправления и  другие субъекты права; с другой –  Конституционный Суд как федеральный  орган независимой ветви государственной  власти (ст. 10 Конституции РФ) в силу занимаемого им места может оказывать существенное воздействие на деятельность их ветвей власти, на установление объема их полномочий.

Конституционный Суд РФ является не только судебным органом, но и одним из высших конституционных  органов, что отличает его от ВС и  ВАС, которые по отношению друг к другу выступают органами одного уровня, являясь высшими судебными органами по конкретным делам.

Информация о работе Лекции по "Правоохранительным органам"