Лекции по "Правоохранительным органам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:21, курс лекций

Описание

4. Общая характеристика НПА.
5. Судебная власть: понятие и функции.
6. Понятие и признаки правосудия.
7. Принципы правосудия.

Работа состоит из  1 файл

правоохранительные органы.doc.docx

— 178.76 Кб (Скачать документ)

49. понятие и общая характеристика  органов предварительного следствия.

Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Судебное следствие – составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.

Систему органов предварительного следствия  составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов ФСБ, органов Госнаркоконтроля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. Задачи органов предварительного следствия:

  • быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
  • всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
  • обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;
  • обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
  • обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;
  • установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;
  • выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия.

Независимо  от ведомственной принадлежности все  следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие  в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими  законов осуществляется в одинаковом объеме.

Для лучшей организации  работы следователей в соответствующих  ведомствах образованы следственные аппараты (системы структурных подразделений). Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

 

50. понятие и общая характеристика  органов дознания.

К органам  дознания относятся:

1) ОВД РФ  и входящие в их состав территориальные,  в том числе линейные, управления  полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,  а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с ФЗ полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы  Федеральной службы судебных  приставов;

3) командиры  воинских частей, соединений, начальники  военных учреждений или гарнизонов;

4) органы  государственного пожарного надзора  федеральной противопожарной службы.

Задачами  органов дознания являются:

быстрое и  полное раскрытие преступлений;

изобличение виновных;

обеспечение правильного применения закона с  тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию  и ни один невиновный не был привлечен  к уголовной ответственности  и осужден.

Органы дознания при расследовании уголовных  дел осуществляют две группы процессуальных действий:

дознание  по уголовным делам, возбуждаемым в  отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям  небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях  этих категорий дознание может производиться  только по указанию прокурора;

производство  неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным  делам, по которым предварительное  следствие обязательно.

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

руководитель (начальник органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;

дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура.

 

51. понятие и общая характеристика  органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность.

Оперативно-розыскная  деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями  государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об оперативно-розыскной  деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных  мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и  гражданина, собственности, обеспечения  безопасности общества и государства  от преступных посягательств.

Задачами  оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих  или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов  дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также  розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической  безопасности РФ;

установление  имущества, подлежащего конфискации.

На территории РФ право осуществлять ОРД предоставляется  оперативным подразделениям:

ОВД РФ. Органов  ФСБ.

 Федерального  органа исполнительной власти  в области государственной охраны.

 Таможенных  органов РФ.

Службы внешней  разведки РФ.

Федеральной службы исполнения наказаний.

 Органов  по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Контроль  за оперативно-розыскной деятельностью  осуществляют Президент РФ, Федеральное  Собрание РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

 

52. министерство юстиции РФ.

Министерство  юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Указ президента РФ «Вопросы Министерства юстиции РФ»  и Положение о Министерстве юстиции РФ. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, координирует ее Правительство РФ. Возглавляет Минюст на основе единоначалия Министр юстиции, наделенный значительными полномочиями, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

На Минюсте России возложены следующие основные задачи: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; обеспечение установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; обеспечение исполнения уголовных наказаний. В целях реализации государственной политики в сфере юстиции Минюст России:

  • координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;
  • обеспечивает деятельность полномочных представителей Правительства РФ в Государственной Думе и Конституционном Суде РФ;
  • проводит юридическую экспертизу законопроектов и иных нормативных правовых актов, выносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;
  • осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также проверку отбора ими актов, подлежащих государственной регистрации, и контроль за правильностью и своевременностью их опубликования;
  • ведет государственный реестр актов федеральных органов исполнительной власти и учет актов субъектов РФ;
  • ведет федеральный регистр нормативных актов субъектов РФ и проводит их юридическую экспертизу;
  • участвует в работе по ведению классификатора правовых актов и подготовке Свода законов РФ;
  • изучает практику применения законодательства РФ в сфере юстиции;
  • участвует в разработке реализации программ правовой информатизации;
  • осуществляет информационное обеспечение судов общей юрисдикции;
  • готовит ежегодные доклады Президенту РФ и Правительству РФ о соблюдении законности органами государственной власти и должностными лицами при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению актов судебных и других органов, исполнению уголовных наказаний

53. Федеральная  служба исполнения наказаний  России .

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, и по контролю за лицами, содержащимися под стражей.

ФСИН России подведомственна Минюсту России.

Основными задачами ФСИН России являются:

1) исполнение  в соответствии с законодательством  РФ уголовных наказаний, содержание  под стражей лиц, подозреваемых  либо обвиняемых в совершении  преступлений, и подсудимых;

2) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

3) обеспечение  охраны прав, свобод и законных  интересов осужденных и лиц,  содержащихся под стражей;

4) обеспечение  правопорядка и законности в  учреждениях, исполняющих уголовные  наказания в виде лишения свободы  или в виде принудительных, и  в следственных изоляторах, обеспечение  безопасности содержащихся в  них осужденных, лиц, содержащихся  под стражей, а также работников  уголовно-исполнительной системы,  должностных лиц и граждан,  находящихся на территориях этих  учреждений и следственных изоляторов;

5) охрана  и конвоирование осужденных и  лиц, содержащихся под стражей,  по установленным маршрутам конвоирования,  конвоирование граждан РФ и лиц без гражданства на территорию РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

6) создание  осужденным и лицам, содержащимся  под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного  права, положениям международных  договоров РФ и федеральных законов;

7) организация  деятельности по оказанию осужденным  помощи в социальной адаптации;

8) управление  территориальными органами ФСИН  России и непосредственно подчиненными  учреждениями.

ФСИН России в своей деятельности руководствуется  Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Минюста России, а также Положением «О ФСИН».

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно  и (или) через свои территориальные  органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также  предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

ФСИН России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Информация о работе Лекции по "Правоохранительным органам"