Конституционно-правовые отношения, их понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:07, реферат

Описание

Конституционно-правовые отношения могут иметь общий и конкретный характер. Примером отношений общего характера могут служить отношения между гражданином и государством, которые регулируются, в частности, нормами, закрепляющими основные права и обязанности граждан. Отношения общего характера - это отношения постоянные. Они длятся в течение всего времени, пока существуют субъекты, являющиеся их сторонами, т.е. срок их действия не определен.

Работа состоит из  1 файл

дзюба.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

Номер два, хотя этот субъект может быть назван и  номером один, - это субъект, который в демократическом государстве всегда является источником власти, т.е. народ, нация или избирательный корпус. Эти три термина применяются отдельно, но они могут применяться также и как синонимы, потому что понятие «народ» может быть применено в географическом смысле, не политическом; понятие «нация» может быть применено в этническом смысле; «избирательный корпус» - это специфический термин, обозначающий избирателей. Но, применяя все три определения, мы имеем в виду одно и то же - правоспособные и дееспособные граждане каждого государства, которые принимают активное участие в политической жизни, т.е. это также такой субъект, без которого не может существовать государство, это субъект конституционного права, который обслуживается государством в демократическом обществе.

К третьей группе субъектов конституционного права  следует отнести политические партии. Политические партии в современном  мире - это такой элемент, без которого невозможно существование государства. Безусловно, также в качестве субъекта следует назвать такое общественное формирование, которое по нашим традициям называется «общественные организации», на западе эти общественные формирования, чаще всего, называются «союзы и ассоциации». Т.е. это не политические в чистом виде организации, а организации, которые принимают участие в политической жизни: союзы предпринимателей, профессиональные союзы и т.д.

Безусловно, субъектом  конституционного права являются территориальные  образования, такие, как составные  части федеративного государства, субъекты федерации, например, штаты в США, кантоны в Швейцарии, земли в ФРГ. А также отдельно в качестве субъекта можно назвать автономные единицы, обладающие определенным юридическим и политическим статусом.

Например, такие  единицы, как Андалусия, Галисия, Каталония в Испании.

В качестве субъектов  выступают органы местного самоуправления, например, муниципалитеты городов, мэры городов, городские советы. Естественно, они в качестве субъектов выступают  редко, но все же такие ситуации бывают. Например, ряд органов местного самоуправления в некоторых государствах образуют верхнюю палату парламента, т.е. избирают членов этой верхней палаты.

В качестве субъекта конституционного права следует  назвать судебные органы. Судебные органы, безусловно, выполняют определенные, характерные для них обязанности, т.е. осуществляют правосудие в сфере гражданского, уголовного права. Но в ряде случаев судебные органы участвуют в государственно-правовых отношениях и являются субъектами конституционного права. Например, в тех случаях, когда суды выступают в качестве органов конституционного надзора и признают нормативные акты неконституционными. Также суды, в тех случаях, когда они имеют право законодательной инициативы и вносят какие-то законодательные предложения, безусловно, являются субъектами конституционного права.

Следующая группа субъектов конституционного права  очень часто объединяется одним  термином «физические лица». Хотя этот термин скорее относится к гражданскому праву, но он иногда употребляется и  в конституционном праве, и под ним в конституционном праве понимаются граждане, иностранцы и лица без гражданства (апатриды). Эта категория субъектов не так уж часто вступает в конституционно-правовые отношениях, и эти случаи достаточно легко назвать. Граждане вступают в конституционно-правовые отношения в процессе выборов, в случаях участия в референдумах, плебисцитах. Иностранцы и апатриды вступают в конституционно-правовые отношения в тех случаях, когда они обращаются в компетентные государственные органы с просьбой о принятии их в гражданство.

В некоторых  странах субъектом конституционного права выступают религиозные  конфессии, как правило, те конфессии, которые являются господствующими  в данной стране. Например, в Иране  лидером государства, т.е. наиболее важным должностным лицом признается глава господствующей религии. Он носит титул имама (употребляется также термин - факих), и, фактически, это более значительное должностное лицо, чем существующий параллельно и избираемый народом президент страны. В Великобритании главой англиканской церкви является глава государства - монарх. В настоящее время это королева Елизавета II. В Палате лордов есть, так называемые, духовные лорды, т.е. епископы, возглавляющие ряд наиболее известных и значительных церковных приходов.

У субъектов права, обычно, называют такие их характеристики, как правоспособность и дееспособность, т.е. способность иметь права и обязанности и реальная возможность самостоятельно их осуществлять. Категории правоспособность и дееспособность, чаще всего, употребляются в отношении физических лиц. Говоря об органах, чаще применяется термин «компетенция» или «правомочия». Для того, чтобы субъекты любой отрасли права, в том числе конституционного, могли вступать в урегулированные правом отношения, они должны обладать правоспособностью и дееспособностью, либо должны быть наделены определенными полномочиями, обладать компетенцией. То есть, иначе говоря, они должны обладать соответствующим правовым статусом. В тех случаях, когда они необходимым правовым статусом не обладают, это служит препятствием для вступления в конституционно-правовые отношения.

Наиболее важные права и обязанности, т.е. полномочия, компетенция государственных органов закреплены в конституциях, а также в иных наиболее важных источниках права - конституционных законах, органических законах и других писаных нормах права.

Субъектами российского конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основания реализовывать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.

Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то возникает необходимость объединения их в следующие группы:

1. Многонациональный  народ Российской Федерации, нации,  этнические общности (народности).

Исключительность  статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений обусловлена тем, что он является носителем суверенитета и единственным источником власти в России (ст.3 Конституции РФ).

Права образовывать представительные органы государственной  власти, участвовать в выборах  Президента РФ, выражать свою волю путём референдума относятся к исключительному ведению народа.

Нации, этнические общности могут вступать в конституционно-правовые отношения как между собой, так  и с органом государственной  власти по поводу национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их интересы.

2. Государство  - Российская Федерация; субъекты  в составе Российской Федерации  (республики, края, области, города  федерального значения, автономная  область, автономные округа).

В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего, как носитель правотворческой власти.

Указанные субъекты могут участвовать в конституционно-правовых отношениях непосредственно или через государственные органы, выступающие от их имени.

3. Административно-территориальные  единицы (районы, города, районы в  городах, поселки).

Административно-территориальная  единица, это не только географическое, но и политическое образование, основу которого составляет население. Именно население, формируя органы местного самоуправления, придает административно-территориальной единице черты политического образования, выступающего в качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права выступают избирательные округа. Через них реализуется право избирателей представительствовать в органах государственной власти.

4. Органы государственной  власти и местного самоуправления. В Российской Федерации ими  являются: Федеральное Собрание, Правительство,  Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Городская Дума, местная администрация и др.

Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между различными органами власти. Обладая правом на осуществление государственной  власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издания законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и т.д.). Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.

5. Должостные  лица. Субъектами конституционного  права являются: Президент РФ, Председатели  палат парламента - Федерального  Собрания; Председатель Правительства РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Генеральный Прокурор и др.

Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими, правотворческими, управленческими  полномочиями, он вступает в отношения с парламентом, правительством, республиками и другими субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на конституционных нормах, приобретают форму конституционно-правовых.

6. К субъектам  конституционных правоотношений  со специальной правоспособностью относятся избиратели и депутаты (различных представительных органов).

Избиратели участвуют  в данных правоотношениях посредством  выборов представителей народа в  различные законодательные (представительные) органы власти (Государственную Думу, Совет Федерации, Законодательное Собрание, Городскую Думу и т.д.). Депутаты вправе принимать участие в работе тех органов государственной власти, в состав которых они избраны, в решении вопросов, рассматриваемых этими органами, в утверждении актов, издаваемых ими и т.д.

7. Политические  партии, иные общественные объединения.  Политические партии и иные  общественные объединения играют  все более активную роль в  жизни Российской Федерации. Они  участвуют в избирательных кампаниях,  выдвигая кандидатов в депутаты, организуют предвыборные мероприятия. Важно их участие в проведении референдумов, местном самоуправлении, в охране и защите конституционных прав и свобод граждан.

8. Граждане Российской  Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Все физические лица участвуют в конституционно-правовых отношениях, осуществляя свои конституционные права, свободы и обязанности.

Широкой правоспособностью  обладают граждане Российской Федерации. При этом следует отметить, что  граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола, расы, национальности, языка и других признаков.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут  быть, кроме того, субъектами конкретных конституционно-правовых отношений  в связи с приобретением российского  гражданства, получением политического убежища.

Такова система  субъектов конституционного права  России, которые, участвуя в конституционно-правовых отношениях, реализуют свои права  и свободы, исполняют обязанности, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Таким образом, можно сказать, что круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.

Народ выступает в качестве субъекта правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов Государственной Думы, Президента РФ.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются государства - Российской Федерации и республики. В качестве участников правоотношений выступают и такие субъекты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Кроме перечисленных, в качестве субъектов конституционно-правовых отношений выступают органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрание граждан, собрание избирателей, отдельные граждане.

В общей форме  можно сказать, что субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определённые обязанности и предоставляют права.

В качестве субъектов  конституционно-правовых отношений  могут быть в определённых случаях  и иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче заявления о приобретении российского гражданства).

3. Объекты конституционно-правовых  отношений

Под объектом правоотношения понимается то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности  субъектов, т.е. то, по поводу чего возникают  правоотношения.

В конституционном праве Российской Федерации выделятся следующие объекты конституционно-правовых отношений:

1) Государственная  территория.

В Конституции  Российской Федерации имеется норма, согласно которой границы между  субъектами Российской Федерации могут  быть изменены с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67).На основе этой нормы возникают конституционно-правовые отношения, связанные с частью государственной территории России.

Информация о работе Конституционно-правовые отношения, их понятие и виды