Конституционно-правовая характеристика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:00, курсовая работа

Описание

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
 проанализировать понятийно-предметный аппарат конституционного права России;
 исследовать понятия конституционного строя Российской Федерации и его основ;
 изучить специфику закрепления конституционного строя в Конституции Российской Федерации;
 проанализировать политические основы конституционного строя Российского государства;
 изучить экономические и социальные основы конституционного строя России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
I.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ В РОССИИ.
I.1. Понятийно-предметный аппарат
конституционного права Российского государства........................................5
I.2. Понятия конституционного строя
России и его основ...............................................................................................10
I.3. Закрепления конституционного строя в Конституции Российской Федерации.............................................................................................................13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ........................................................................................16
II. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ.
II.1. Политические основы конституционного
строя Российской Федерации............................................................................19
II.2. Экономические и социальные основы
конституционного строя Российской Федерации.........................................35
II.3. Духовные основы конституционного
строя России.........................................................................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................41
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИИ.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

Итак, какова конкретная роль собственности, ее форм в становлении и развитии основ конституционного строя? Ведь ясно, что экономическая основа — главная, ведущая среда всех основ конституционного строя. Она оказывает решающее влияние на развитие других основ.

История ряда цивилизованных стран показала, что там, где утверждается плюрализм форм собственности, имеет место быстрый и эффективный рост ВВП (валового внутреннего продукта) и на этой основе устанавливается высокий уровень жизни населения. Это способствует становлению правового государства, расцвету демократии, утверждению социального государства и т.п.

Граждане, имея высокий уровень жизни, будучи экономически независимыми от государства, способствуют становлению правового государства. Через своих представителей они заставляют государство, его должностных лиц в судебном порядке отвечать за нарушения закона.

Только высокоразвитая экономика способствует становлению социального государства, которое обеспечивает всем достойный уровень жизни. Эта экономика позволит не делить субъекты федерации на «богатые» и «бедные» с соответствующими доходами населения, а установить федерацию, в которой все субъекты равны не только согласно Конституции, но и фактически.


II.3. Духовные основы конституционного строя России.

 

Идеологическое многообразие. Идеология является сложным духовным образованием. Она включает в себя определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой, а так же вытекающие из этой системы программы действий и механизмы распространения идеологических установок среди населения.

Установление в Конституции принципа идеологического многообразия является одним из важнейших демократических достижений народов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, группам людей, их объединениям свободно создавать и развивать свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законопроектов и т. д. [23]

Идеологическое многообразие означает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Конечно, это не значит, что в обществе не должно быть вообще какой-либо стержневой идеологии. Такая идеология, которую разделяло бы и поддерживало большинство социальных слоев и групп российского общества, необходима.

Идеологический вакуум, сложившийся на сегодняшний день в нашей стране, не способствует сплочению общества, зачастую подрывает духовные, нравственные основы, ведет к вседозволенности и идеологическому нигилизму.

Светское государство. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

Закрепление светского характера Российского государства означает, во-первых, отсутствие узаконенной, официальной религии — никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; во-вторых, отделение религиозных объединений от государства; в-третьих, равенство всех религиозных объединений перед законом[11]. Эти конституционные положения раскрываются в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», который регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.

Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, Федеральный закон устанавливает, что государство:

                   не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

                   не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов и органов местного самоуправления;

                   не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит данному Федеральному закону;

                   обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях[11].

В этом же Федеральном законе закрепляется, что религиозное объединение:

                   создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой;

                   не выполняет функций государственных органов и органов местного самоуправления;

                   не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

                   не участвует в деятельности политических партий и движений, не оказывает им материальную и иную помощь[11].

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, деятельности политических партий, движений и других общественных объединений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования по проблеме конституционного строя Российской Федерации можно сделать следующий основополагающий вывод.

Россия является президентской республикой с федеративным устройством и демократическим режимом.

Помимо этого Россия является суверенным, светским, правовым государством.

Все эти принципы закреплены в Конституции Российской Федерации, полностью определяя сущность России в конституционно-правовом аспекте, и своей совокупностью давая начало развитию понятия основ конституционного строя

Формирование конституционного строя началось с осуществления правовой реформы в России, которая проводилась в условиях, когда в обществе только начинало складываться единство коренных целей общественного развития и главных путей их достижения. Многое из уже сделанного в направлении становления конституционного строя соответствующего нормам Конституции нуждается в законодательном закреплении и корректировке. Это касается практически всех сфер нашей жизни: от области экономики до области прав личности.

Важнейшей целью правовой реформы есть и остается упорядочение и повышение эффективности государственных и общественных институтов. Конституционная характеристика Российской Федерации как правового государства требует новых подходов к пониманию государства и его роли в формирующемся гражданском обществе.

Сохраняется негативная тенденция: вместо обеспечения единства и взаимодействия разных видов государственных органов на основании принципа «разделения властей» нередко проводится курс на их искусственное противопоставление или попытку объединения.

Поддержание курса на развитие местного самоуправления требует решительных действий и серьезных усилий всех институтов общества, в том числе и самих граждан.

Содержание данной курсовой работы может быть использовано в качестве дополнительного источника при изучении основ конституционного строя Российской Федерации.

Продолжением работы над данной проблемой является проведение сравнительного анализа нормативной базы регулирующей конституционный строй Российской Федерации и системная разработка новых направлений в сфере укрепления конституционных основ государства.


ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2004. – 64с.

2.      Декларация «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» от 12 июня 1990 г. / сб. конституционно-правовых актов «Конституционное право России» : В 2 т./ Отв. ред. О. Е. Кутафин; сост. Н. А. Михалева. – М.: Юристъ, 2001. – Т. 1. – С.60-62

3.      Документ Копенгагенского Совещания Второй Конференции ОБСЕ по человеческому измерению// Электронная система «Гарант».

4.      Закон Верховного Совета РСФСР «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» от 31 октября 1990 г. // Электронная система «Гарант»

5.      Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. (с изменениями и дополнениями) // Электронная система «Гарант».

6.      Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - М.: Проспект, 2008. – 104 с.

7.      Федеральный Закон "О местном самоуправлении в Российской Федерации" от 6 июля 1991 г. № 1550-1// Электронная система «Гарант»

8.      Федеральный Конституционный Закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. // Собрание законодательства РФ. – 2004. - №27. – С.271

9.      Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-Ф (извлечение)/ Хрестоматия по российскому конституционному праву/ Сост. Е. М. Кошевников. – М.: НОРМА, 2001. – С. 309 - 331

10. Федеральный Закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ с изменениями и дополнениями от 7 мая 1997 г. №78-ФЗ, 19 июля 1998 г. № 112-ФЗ/ сб. конституционно-правовых актов «Конституционное право России» : В 2 т./ Отв. ред. О. Е. Кутафин; сост. Н. А. Михалева. – М.: Юристъ, 2001. – Т. 1. – С. 102-123

11. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ с изменениями и дополнениями от 26 марта 2000 г. №45-ФЗ / сб. конституционно-правовых актов «Конституционное право России» : В 2 т./ Отв. ред. О. Е. Кутафин; сост. Н. А. Михалева. – М.: Юристъ, 2001. – Т. 1. – С. 195-208

12. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999 г. №55-ФЗ / сб. конституционно-правовых актов «Конституционное право России» : В 2 т./ Отв. ред. О. Е. Кутафин; сост. Н. А. Михалева. – М.: Юристъ, 2001. – Т. 1. – С. 398-499

13. Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. / сб. конституционно-правовых актов «Конституционное право России» : В 2 т./ Отв. ред. О. Е. Кутафин; сост. Н. А. Михалева. – М.: Юристъ, 2001. – Т. 1. – С. 176-183.

14. Баглай М.В. Конституционное право РФ: учеб.– М.: НОРМА,2002. - 563 с.

15. Венгеров  А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. -М.:Новый Юрист, 1998, 624 с.

16. Гребенщиков В. В., Дмитриев Ю. А. Гражданское общество как конституционно-правовая категория // Право и жизнь, 2001. - №9. – С.17

17. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – 584 с.

18. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2007. – 608 с.

19. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л. А. Окунькова, Б. С. Крылова. – М.: Изд-во БЕК, 2001. 458 с.

20. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов/ Под ред. М. В Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. – М.,2002. – 332с.  

21. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [А.С. Прудников и др.]; под ред. А. С. Прудникова, В. И. Авсеенко. – 3-е изд, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 467 с.

22. Проблемы теории государства и права/ Под ред. М.Н.Марченко. — М.: “Проспект”, 2004. – 547с.

23. Смоленский М. Б., Мархгейм М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 448 с.

44

 



Информация о работе Конституционно-правовая характеристика России