Конституции зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 02:53, контрольная работа

Описание

Термин «конституция» (от латинского слова constitution – установление, утверждение) употреблялся еще античными мыслителями. Так назывался один из видов декретов римских императоров. В эпоху феодализма применялась и формулировка «основной закон», которая теперь используется как аналог конституции. Однако ни в античном мире, ни в средние века современного понятия конституции не было. Не существовало тогда и основных законов, которые служили бы юридической базой текущей правотворческой деятельности.

Содержание

1.Конституции зарубежных стран…………………………………………….3
2.Основы конституционного права Китайской Народной Республики ……9
Список использованной литературы………………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

контрольная КПЗС.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

В главе 1 конституции сформулированы общие положения. Данная сфера основополагающих общественных отношений в западных конституциях нередко именуется основами конституционного строя. Однако китайские законодатели, следуя социалистической традиции, сделали упор в регулировании именно на основы общественно-политического, а не конституционного строя . Можно выделить следующие основные положения главы 1, которая характеризует установившийся в Китае общественно-политический экономический строй:

        китай (КНР) - социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян;

        основным строем КНР является социалистический строй;

        любым организациям или отдельным лицам запрещается подрывать социалистический строй;

        вся власть в КНР принадлежит народу (в реальности коммунистической партии);

        руководящей и направляющей силой китайского общества является Коммунистическая партия Китая, коммунистическая партия, сконцентрировав волю китайского народа, вырабатывает свою позицию и политические установки, которые затем на основе решений ВСНП (парламента) становятся законами и решениями государства;

        Китай строит экономику, где отсутствует эксплуатация человека человеком и господствует принцип "от каждого - по способностям, каждому - по труду";

        основным видом собственности является социалистическая собственность;

        государство допускает частный сектор в экономике, но при условии, если он будет служить и общественным интересам и будет играть дополнительную, вспомогательную роль по отношению к основному государственному (социалистическому) сектору экономики ;

        государство оказывает поддержку иностранным инвесторам;

        государство на основе социалистической собственности ведет плановое хозяйство, с помощью всесторонне сбалансированных экономических планов и вспомогательной роли рыночного регулирования государство гарантирует пропорциональное, гармоничное развитие народного хозяйства.

Китай - унитарное государство с административными автономиями. Административно-территориальное устройство страны включает 3 уровня:

        верхний - его образуют провинции, автономные районы, города центрального подчинения;

        средний - уезды, автономные уезды, автономные округа и города;

        нижний - волости, национальные волости, поселки, городские районы.

В целях решения национального вопроса в Ките созданы автономии на всех трех уровнях . Соответственно их может быть три вида: автономный район (6), автономный округ и автономный уезд (30), национальная волость (124).

Автономный район - высшая форма автономии. Автономный район предоставлен для самых крупных, компактно проживающих народов и находится на одном уровне с провинциями. В настоящее время в Китае 6 автономных районов: Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский, Тибетский, Нинся-Хуэйский, Гуанси-Чжуанский, Сянган (Гонконг).

Высшими должностными лицами автономных районов, автономных уездов и национальных волостей должны быть представители национальностей, образовавших автономию, и к этим же национальностям должны, как правило, принадлежать иные руководители автономий.

Специфика китайского конституционного регулирования правового статуса личности

Конституция КНР в главе II закрепляет основные права, свободы и обязанности граждан. Можно выделить следующие специфические черты китайского конституционного регулирования прав и свобод :

        следуя социалистической конституционно-правовой традиции, китайские законодатели делают упор на права гражданина, а не человека вообще;

        исходя из данной посылки, можно предположить, что закрепленные в конституции права не распространяются на иностранцев;

        в конституции, несмотря на обилие других прав, отсутствует закрепление права на жизнь, более того в Китае часто применяется смертная казнь;

        отсутствует норма о свободе мысли;

        конституция обязывает супругов осуществлять планирование рождаемости ("одна семья - один ребенок"), нарушение этого правила влечет денежный штраф в 3 тыс. юаней и определенные неприятности в дальнейшей жизни;

        конституция Китая не только дает типичную для социалистических конституций формулировку "права и обязанности граждан", но и содержит слишком большой перечень обязанностей (защищать отечество и отражать агрессию, охранять безопасность, честь и интересы Родины, хранить государственную тайну, защищать единство государства и сплоченность всех национальностей, беречь общественную собственность, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали, учиться, трудиться. Платить налоги, соблюдать конституцию и законы и др.);

        специфически китайской является норма конституции о запрете каким бы то ни было способом подвергать граждан оскорблениям. Клевете, ложным обвинениям и травле, данная нора находит еще более детальное развитие в Уголовном кодексе (ст. 138).

Государственные органы Китая

В Китайской конституционной доктрине отсутствует принцип разделения властей . Наоборот, вся власть должна принадлежать органу представительства народа - собранию народных представителей .

Исходя из этого, в КНР существует единая соподчиненная "пирамида" собраний народных представителей, причем нижестоящие СНП формируют вышестоящие. Соответственно, выборы в КНР многоступенчатые и непрямые :

        народ непосредственно избирает депутатов местных собраний народных представителей;

        местные собрания народных представителей избирают депутатов провинциальных собраний народных представителей, собраний народных представителей автономных районов и городов центрального подчинения;

        провинциальные собрания народных представителей избирают депутатов Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП).

Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) является высшим органом государственной власти Китая. ВСНП имеет следующиеособенности :

        является самым большим по численности "парламентом" мира - включает 3 тыс. народных представителей;

        избирается с помощью непрямых, 3-ступенчатых выборов;

        часть депутатов избирается от вооруженных сил в результате многоступенчатых выборов внутри армии;

        депутаты ВСНП имеют императивный мандат, то есть они связаны волей тех, кто их избрал, и могут быть досрочно отозваны;

        депутаты работают на непрофессиональной основе - совмещают депутатскую деятельность с основной работой;

        ВСНП собирается на сессию 1 раз в год, сессия длится 2-3 недели;

        помимо законодательных обладает контрольными функциями;

        ВСНП имеет двухступенчатую структуру - из своего состава формирует Постоянный комитет ("малый парламент"), который работает круглый год между сессиями ВСНП.

ВСНП обладает широкими полномочиями :

        принимает конституцию. КНР и вносит в нее изменения (2/3 голосов всех своих членов, но на практике решения принимаются единогласно);

        осуществляет контроль за проведением конституции в жизнь;

        принимает и изменяет уголовные и гражданские законы, законы о государственной структуре и иные основные законы;

        избирает председателя КНР (главу государства) и заместителя председателя КНР;

        по представлению председателя КНР утверждает кандидатуру премьера Государственного совета (премьер-министра);

        по представлению премьера Государственного совета утверждает кандидатуры заместителей председателя Государственного совета, министров, членов Государственного совета, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата;

        избирает председателя Центрального военного совета, а по его представлению утверждает кандидатуры других членов Центрального военного совета;

        избирает председателя Верховного народного уда;

        избирает генерального прокурора Верховной народной прокуратуры;

        рассматривает и утверждает планы экономического и социального развития. Отчеты об их выполнении;

        рассматривает и утверждает государственный бюджет, отчет об его исполнении;

        изменяет или отменяет ненадлежащее постановления Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей;

        утверждает образование провинций, автономных районов и их режим;

        утверждает образование особых административных районов и их режим;

        решает вопросы войны и мира;

        осуществляет другие полномочия, которые надлежит осуществлять верховному органу государственной власти.

Постоянный комитет ВСНП , работающий между сессиями ВСНП, состоит из 400 членов, избирает из своего состава председателя Постоянного комитета, его заместителя, начальника секретариата. А период своей работы Постоянный комитет выполняет ряд важных функций:

        дает толкование конституции, осуществляет надзор за ее проведением в жизнь;

        принимает и изменяет законы, кроме тех, которые должны приниматься ВСНП;

        изменяет законы, принятые ВСНП, если данные изменения не затрагивают принципиальных положений данных законов;

        дает толкование законов;

        в период между сессиями ВСНП может вносить поправки в планы экономического развития и бюджет;

        отменяет акты Госсовета, противоречащие конституции и законам;

        осуществляет контроль за работой Госсовета, Центрального военного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры;

        отменяет противоречащие конституции и законам акты органов государственной власти провинций и органов местного самоуправления;

        в период между сессиями ВСНП по представлению премьера Госсовета смещает и назначает министров;

        осуществляет назначение высших должностных лиц, кроме тех, которых избирает и назначает ВСНП;

        назначает и отзывает дипломатических представителей Китая в зарубежных государствах;

        устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и специальные звания, а также принимает решения об их присвоении;

        вводит чрезвычайное положение;

        решат вопросы войны и мира между сессиями ВСНП.

Конституцией Китая предусматривает институт единоличного главы государства - председателя КНР. Председатель КНР избирает ВСНП на 5 лет и ответственен перед ним. Председателем КНР (и заместителем председателя) может стать гражданин КНР, достигший 45 лет. Традиционно председателем КНР избирается Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая или один из ее высших лидеров.

Высшим административно-исполнительным органом Китая является правительство - Государственный совет .

Структура судов КНР во главе с Верховным народным судом и Верховной народной прокуратурой соответствует административно-территориальному делению страны. Специфика судебной системы и прокуратуры КНР состоит в том, что они:

        являются правоохранительными органами социалистического государства;

        должны "быть близки к народу";

        помимо решения "противоречий внутри народа" должны бороться с "врагами";

        имеют карательный уклон;

        не являются независимыми, находятся под контролем соответствующих собраний народных представителей и их постоянных комитетов, а также партийных органов.

Срок полномочий ВСНП - 5 лет. Срок полномочий Постоянного комитета ВСНП, других органов и должностных лиц, избираемых ВСНП, также равен 5 годам и соответствует сроку полномочий ВСНП.

Важнейшей особенностью конституции 1982 г. является норма об ограничении времени пребывания должностных лиц на своих постах двумя сроками. Только два 5-летних срока могут находиться на своих постах: председатель КНР, премьер Государственного совета, генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры, председатель Верховного народного суда, иные должностные лица, избираемые ВСНП.

Особенностью высших органов государственной власти является и то, что они не имеют самостоятельного значения. Все они являются "приводными ремнями" власти коммунистической партии, существующей фактически и закрепленной в конституции.

Несмотря на это, в Китае существует многопартийная система , где помимо КПК действуют еще 8 партий: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Ассоциация содействия развитию демократии в Китае, Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая, Партия стремления к справедливости, Общество "3 сентября", Лига демократической автономии Тайваня, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев.

Информация о работе Конституции зарубежных стран