Классификация норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание

На особенностях содержания гипотез и диспозиций правовых норм основана классификация правовых норм по объему (пределам) их действия. Наиболее важна отраслевая классификация правовых норм по предмету правового регулирования, т. е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой. Эта классификация лежит в основе построения системы права, деления его на отрасли и институты. Практическое значение этой классификации в том, что она облегчает выбор нормы, подлежащей применению к данным отношениям и к данному случаю, а при совершенствовании законодательства создает предпосылки для кодификации (высшей формы систематизации).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. Классификация норм права…………………………………………6
1.1. Особенности классификации нормы права………………………………...-
ГЛАВА 2. Виды норм права….………………………………………………...15
2.1. Основания подразделения норм права на виды…………………………..1-
ГЛАВА 3. Изложение элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов…………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...22
Список использованной литературы………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ПРАВА.docx

— 45.32 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………….2

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Классификация норм права…………………………………………6

1.1. Особенности классификации нормы права………………………………...-

ГЛАВА 2. Виды норм права….………………………………………………...15

2.1. Основания подразделения норм права на виды…………………………..1-

ГЛАВА 3. Изложение элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов…………………………………………………………………..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...22

Список использованной литературы………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Сложность таких объектов как право и государство, приводит к тому, что они изучаются многими  юридическими науками. Право и государство  как сложные социальные феномены имеют в своем составе большое  количество разнообразных компонентов  и подсистем. Их функции многогранны, их структуры сложны. В зависимости  от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций или  их аспектов и уровней изучаются, и подразделяются юридические науки. В отличии от них теория права  и государства занимается общими специфическими закономерностями развития права и государства. Это касается, в частности, фундаментальных, основополагающих представлений о государстве  и праве, законности и конституционности, правотворчестве и правоприменении, правонарушении и правомерном поведении, наконец, о месте и роли государства  и права в жизни общества и  политической системы.

Безусловно, меняются и весьма существенно вместе с изменением общества и государства. Имея в виду неразрывную связь государства  и права, можно с полной уверенностью сказать, что каковым по своей  сущности и назначению является государство, таковым будет и право. Какова социально-классовая роль в обществе государства, таковой будет и  роль права.

Следует отметить также, что  государство и право не только зависимы друг от друга, но в то же время  они сохраняют и определенную самостоятельность. Если государство  издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет  принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство  путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных  лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок  деятельности и взаимоотношений. Независимо от типа, формы или просто привходящих  обстоятельств по отношению к  государству и обществу право  всегда выступает прежде всего как  регулятор общественных отношении. Оно регулирует сложившиеся в  обществе экономические, политические и иные отношения. Право закрепляет существующий в той или иной стране государственный и общественный строй.

В этом заключается одна из его функций и назначение. Устанавливая конкретные права и обязанности  сторон (граждан, должностных лиц, общественных и государственных организаций), право вносит определенный порядок  в общество и государство, создает  юридические предпосылки для  его активности и эффективности. Именно поэтому каждое государство  стремится не только к изданию  отвечающих его интересам законов  и других правовых актов (постановлений, декретов, распоряжений и т.п.), но и  к их полному осуществлению. Не случайно в таких фундаментальных юридических  актах, как Кодекс Наполеона, особо  указывается на то, что «законы  являются подлежащими исполнению на всей французской территории». Что  «нельзя нарушать частными соглашениями законов, затрагивающих общественный порядок и добрые нравы». И что  судья, который откажется судить «под предлогом молчания, темноты  или недостаточности закона, может  подлежать преследованию по обвинению  в отказе в правосудии».

Объект исследования –  нормы права.

Предмет исследования –  классификация норм права.

Цель исследования – изучить  и дать характеристику классификации  норм права.

Задачи исследования:

1. Представить основную  характеристику понятия «норма  права».

2. Рассмотреть структуру  норм права и нормативных актов.

3. Проанализировать особенности  классификации норм права.

4. Дать характеристику  основным видам норм права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Классификация норм права

1.1. Особенности  классификации нормы права

На особенностях содержания гипотез и диспозиций правовых норм основана классификация правовых норм по объему (пределам) их действия. Наиболее важна отраслевая классификация  правовых норм по предмету правового  регулирования, т.е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой. Эта классификация лежит в  основе построения системы права, деления  его на отрасли и институты. Практическое значение этой классификации в том, что она облегчает выбор нормы, подлежащей применению к данным отношениям и к данному случаю, а при  совершенствовании законодательства создает предпосылки для кодификации (высшей формы систематизации).

Наиболее крупным является деление всех правовых норм на нормы  частного и нормы публичного права. Такое деление, обозначившееся еще  в римском праве, связано с  различием норм, выражающих интересы отдельных лиц и их объединений (сфера отношений гражданского общества), и норм регулирующих деятельность государства, его органов и должностных  лиц (сфера отношений власти, управления, правосудия). Развитие отношений гражданского общества, основанного на правах и  свободах личности, ее автономии, инициативе и предприимчивости, на защите законных интересов, закономерно ведет к  повышению значения норм и отраслей права, регулирующих имущественные, договорные, кредитные и иные отношения, а  так же охраняющих их норм гражданского процесса. С развитием товарооборота  неизбежно возникновение новых  отраслей и норм права (нормы коммерческого, вексельного, банковского, страхового, акционерного и т.п. отраслей права).

Различия между гражданским  обществом и государством определяют ряд существенных отличий правовых норм, регулирующих их существование  и деятельность. Государственные  органы и должности создаются  правом, существуют и действуют строго на основе и в рамках правовых норм, определяющих их разновидности. они  наделены компетенцией, устанавливающей  относительно узкие параметры их деятельности, предопределенные целью, для которой эти должности  и учреждения созданы. Существование  членов гражданского общества правом не обусловлено; граждане имеют правоспособность дающую им возможность совершать  любые сделки, кроме запрещенных.

К частному праву относятся  нормы гражданского, брачно-семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное, и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов  и должностных лиц к публичному праву относится большинство  норм уголовного права (исключение –  нормы так называемого «частного  обвинения», по которым обвинение  возбуждается и прекращается по инициативе потерпевших). Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся  жизненных ситуаций и способность  человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот  факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие  и отличительные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать.  

Классификация норм права  преследует несколько целей, в том  числе выявление их различных  регулятивных свойств, определение  места различных норм в механизме  правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи. Наиболее общими основаниями классификации  является их деление по следующим  признакам:

1. По отраслевой принадлежности, т.е. по предмету и методу правового регулирования, все нормы классифицируются по институтам и отраслям права.

В соответствии с этими  объективными различиями законодатель издает кодифицированные акты, формируя тем самым отрасли законодательства, соответствующие отраслям права: нормы  государственного права, нормы гражданского права, нормы административного  права, нормы уголовного права, семейного  права и т.д.

2. По юридической силе, т.е. по актам, в которых нормы права содержатся, они делятся на нормы закона и нормы подзаконных актов, причем по этому признаку возможна дальнейшая более детальная классификация.

3. По степени общности содержания нормы права делятся на нормы-принципы, общие нормы и конкретные нормы.

Нормы-принципы не содержат явно выраженных элементов норм права, они являются результатом нормативных  обобщений, выражают социальное содержание всех норм права данной группы. В  некоторых отраслях права нормы-принципы позволяют непосредственно регулировать отношения, специально не урегулированные  конкретными нормами. Так, например, принципы гражданского права являются непосредственным основанием для применения аналогии права.

В отличие от норм-принципов  общие нормы — это общие  правила, конкретизирующиеся в других нормах. Так, положение ч. 1 ст. 307 ГК РФ, содержащее понятие обязательства  и основания его возникновения, является общей диспозицией ко многим другим нормам, регулирующим различные  виды обязательств, служит как бы их общей частью. А ч. 2 этой же статьи, устанавливающая, что обязательства  возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе, является общей нормой, т.е. гипотезой, для многих последующих. Общей нормой является ст. 45 УК РФ, определяющая виды наказаний, применяемые к лицам, совершившим преступления. Среди  общих норм ведущее значение принадлежит  конституционным нормам.

Близким к делению норм по степени формальной определенности (степени общности) является их членение по формальным признакам на нормы  закона и нормы подзаконных актов. В литературе высказано справедливое суждение, что законодательные нормы  по своей структурной организации  наиболее развиты. По степени обобщения  они делятся на конституционные, кодифицированные и отдельные.

4. По характеру (или составу) предписываемых правил поведения (форме регулирования) правовые нормы могут быть обязывающими (предписывают совершение содержащихся в норме действий); управомочивающими (дозволяют или разрешают совершение содержащихся в норме действий); запрещающими (предписывают воздержание от содержащихся в норме действий, т.е. являются косвенным указанием на правило поведения).

Эти виды норм свойственны  различным отраслям права. Первые две  группы — специфически регулятивные в позитивном смысле. В административном, природоохранительном, уголовно-исполнительном 'и других отраслях права преимущественное место занимают обязывающие нормы, в гражданском же — управомочивающие. Но нет таких отраслей права, содержание которых исчерпывалось бы одной  группой норм. Даже в уголовном  праве — системе запрещающих  норм необходимым компонентом являются обязывающие нормы общей части, а нормы о необходимой обороне  и крайней необходимости —  управомочивающие. (Нельзя сказать, что  запрещающие нормы «обязывают не совершать», они запрещают совершать.)

Специфика запрещающих норм состоит в том, что они формулируются  как полу-диспозиции, т.е. прямо не устанавливают правил позитивного  поведения, что характерно для обязывающих  и управомочивающих норм. Они указывают  лишь на запрещаемые действия, которые  нельзя совершать, и тем самым  — диктуют правила поведения. Поэтому в запрещающих нормах нет прямо выраженных диспозиций. Статьи уголовного кодекса, содержащие уголовно наказуемые деяния, представляют собой гипотезы, которые слились  с диспозициями. Но если их брать  вместе с положениями общей части, то характер диспозиций-запретов вырисовывается полностью. Особенности уголовного закона сводятся к тому, что запрет в нем словесно не сформулирован, но он в силу своей общеизвестности  логически предполагается. Например, уголовное наказание за хищение  собственности означает запрещаемое  действие. Как должен вести себя субъект, какие ему следует избирать установки, каким образом сориентировать себя в общественной практике —  он должен решить сам.

Анализируя социальную природу  норм права, приходим к выводу о ведущем  значении дозволений, так как они  предполагают установление государством обязываний и запретов. Это значит, что все эти способы регулирования  составляют единую систему, причем изменения  в одной из норм права обязательно  влекут корректировку других. В социальном плане доминирующий элемент правовой нормы состоит в том, что она  что-либо предписывает, запрещает или  разрешает. Если предписывающая определенное поведение норма одновременно что-то запрещает или разрешает, решающим, наиболее существенным в ней все  же является то, что она предписывает. Этот доминирующий элемент правовой нормы всегда можно определить. Можно  выделить два смысла «разрешения»: в рамках обязывающих или запрещающих  норм и содержащееся в управомочивающей норме. Очевидна условность деления  норм права на указанные виды. В  процессе их реализации действующие  субъекты всегда соотносятся друг с  другом как носители прав и обязанностей. Без такой связи нормы права  неосуществимы. Однако это деление  имеет и политический, и правовой смысл. Оно дает возможность выяснить, на чем сделан акцент в поведенческой  направленности нормы. Отсюда реальность существования обязывающих, запрещающих  и управомочивающих норм. Нельзя переходить объективных границ этого разграничения. В административном праве доминируют обязывающие нормы, в гражданском, семейном, трудовом, земельном и  ряде других регулятивных отраслей —  управомочивающие, в уголовном —  запрещающие. Большинство норм уголовно-исполнительного  законодательства — обязывающие, однако немало и запрещающих; большую часть (права осужденных) составляют управомочивающие нормы.

Информация о работе Классификация норм права