Каков процесс происхождения права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:25, контрольная работа

Описание

Исследование процесса происхождения права имеет важное практическое значение.
Правильное понимание причин, условий и закономерностей его возникновения позволяет не только раскрыть природу этого феномена, определить причины и условия его существования, но и выявить роль, а также основные функции, получить представление об исторических границах его существования.

Содержание

Введение 3
1 Причины возникновения и становления права 4
2 Основные пути происхождения права 7
2.1 Восточный путь происхождения права 7
2.2 Западный путь происхождения права 7
3 Теории происхождения права 9
4 Понятие, признаки и функции права 11
Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

ТГП.docx

— 36.43 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Теория  государства и права»

 

 

 

 

На тему: «Каков процесс происхождения права»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 

группы ЮУПс 122

Абросимова Д.А

 

 

Проверил: преподаватель 

Соболев М.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2013г.

 

Содержание

Введение                                 3

1 Причины возникновения  и  становления права     4

2 Основные пути происхождения  права       7

   2.1 Восточный путь  происхождения права      7

   2.2 Западный путь  происхождения права      7

3 Теории происхождения  права        9

4 Понятие, признаки и  функции права                  11

Заключение                  14

Список литературы                 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Исследование процесса происхождения  права имеет важное практическое значение.

Правильное понимание  причин, условий и закономерностей  его возникновения позволяет  не только раскрыть природу этого  феномена, определить причины и условия  его существования, но и выявить  роль, а также основные функции, получить представление об исторических границах его существования.

Исследование вопросов происхождения  права, анализ причин и условий его  появления и развития, дает возможность  глубже понять социальную природу права, его особенности и черты. Кроме  того, можно более четко определить все свойственные праву основные направления деятельности функций  права, возможность точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Среди ученых-теоретиков науки  о государстве и праве никогда  не было раньше и в настоящее время  не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения  права.

В мире существует, как и всегда существовало, большое количество разных теорий, который объясняют процесс  происхождения и развития права. Это можно объяснить, прежде всего, тем, что каждая из теорий отражает или различные взгляды и суждения определенных социальных общностей  на данный процесс, или взгляды и  суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного  процесса происхождения и развития права.

Рассмотрим в связи с изложенным в данной работе вопросы происхождения права.

В работе использованы труды авторов  по теории государства и права.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

 

1 Причины возникновения  и становления права

 

В любом историческом обществе для  поддержания в нем порядка  требуется регулирование с помощью  социальных норм, так называемое социальное регулирование. Регулировать — значит направлять поведение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два вида социального регулирования — индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил — образцов, моделей, распространяющихся на всех, на все подобные случаи). Появление нормативного социального регулирования послужило качественным толчком к становлению (возникновению и развитию) права.

В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи — правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени. Обычное право — система норм, опирающихся на обычай.

Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной  необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы.

Мононормы не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных племен. В мононормах права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение мононорм было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.

В условиях общественной собственности  и коллективного производства, совместного  решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.).

В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу» — обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.

Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни, — истоки формирования права

Процесс возникновения государства  и права протекал при их взаимном влиянии друг на друга и вызван был одними и теми же причинами:

1. Потребностями экономических  отношений, которые складывались при наличии частной собственности, разделения труда, товарного производства и обращения, необходимостью закрепления экономического статуса товаровладельцев, обеспечения для них устойчивых и гарантированных экономических связей, условий для экономической самостоятельности;

2. Необходимостью поддерживать  стабильность и порядок в обществе  в условиях углубления и обострения  социальных противоречий и конфликтов;

3. Организацией публичной власти, отделенной от населения и способной санкционировать обычаи, обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать проведение их в жизнь;

4. Превращением человека в относительно  самостоятельного индивида. Нельзя искать право там, где нет разделения коллектива (рода, племени) на отдельных субъектов, где индивид не выделен как личность, осознающая возможности (свободы), которые складываются в процессе развития общества.

Таким образом, возникновение права  было связано с:

качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества;

обособлением личности как участника  общественных отношений со своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу);

формированием государства, которому потребовался новый нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи:

· обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в нем порядок и стабильность;

· закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной личности.

Выполнить такие задачи было не под  силу нормативным регуляторам первобытнообщинного  строя — нормам-обычаям. Эту роль взяло на себя формирующееся юридическое право, определяющей чертой которого стала государственная принудительность.

 

 

2 Основные пути происхождения  права

 

Формирование права происходило  под влиянием различных факторов: географических, национальных,

культурных, экономических, религиозных  и т. д. Соотношение этих факторов было различным в разных государствах, что обусловило особенности образования  права в странах Запада и Востока.

 

2.1 Восточный путь происхождения  права

Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные  работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности  управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в  особую группу управленцев. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического  неравенства (функциональная система) - положения личности в системе  власти. Экономика основана на государственной  и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Это характерно для  тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная  собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости  другими обычаями или установлениями монарха.

 

2.2 Западный путь происхождения  права

Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство  собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения права. Спарта - это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно вмешивается третья сила - плебс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Теории происхождения  права

 

По вопросу об истоках права  и его сущности в юридической  науке существует множество мнений и теорий. Самой ранней по времени  возникновения является теологическая теория происхождения права. Сторонники данной теории утверждают, что право, как и все земное, имеет божественное происхождение - оно было создано Богом для регулирования поведения людей. Для христиан основными законами являются заповеди Моисея, содержащиеся в Библии; мусульманское право, содержащееся в Коране, представляет собой откровения Аллаха и т. п. Ученые отмечают уязвимость теологической теории в научном отношении. Однако особенность последней, как уже указывалось, состоит в апелляции ее сторонников не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Поскольку утверждается, что люди все равно не способны постичь всей глубины божественного замысла, они просто должны верить, что все создано Богом - в том числе и право.

Другой распространенной в литературе теорией происхождения права  является естественно-правовая теория, которая исходит из дуализма права. Сторонники этой теории утверждают, что изначально всегда существовало и существует естественное право - наиболее общие закономерности, требования, продиктованные биологической природой человека. Естественное право присуще человеку от рождения. Оно представляет собой совокупность прав, которые являются необходимыми условиями жизнедеятельности людей: права на жизнь, свободу, равенство и др. Это право воплощает в себе разум и вечную справедливость. Позднее возникает так называемое позитивное право, т. е. нормы, правила поведения, которые создаются самими людьми, государством.

В отличие от представителей естественно-правовой теории ученые-юристы, принадлежавшие к исторической школе права, полагали, что право не создается законодателем, а возникает самопроизвольно, в результате развития народного духа, примерно так же, как возникает язык. Государство же, найдя готовое право, превращает его в действующее законодательство.

Суть следующей теории происхождения  права - теории насилия - состоит в том, что право возникает вследствие осуществления насилия, завоевания. Одна группа людей, обычно племя, завоевывает другую и для того, чтобы господствовать на завоеванной территории, нуждается в постоянно действующей организации власти. Такой организацией становится государство, которое провозглашает выгодный для себя порядок в качестве права.

Марксистская теория происхождения права рассматривает процесс возникновения права в тесной взаимосвязи с возникновением государства. И государство, и право по марксистской теории представляют собой закономерный продукт исторического развития общества. Именно общество, его особенности являются причиной возникновения и существования государства и права. На определенном этапе своего развития родоплеменное общество раскалывается на классы с непримиримыми интересами. Одни классы, стремясь сохранить и поддержать свое господство над другими, создают право. Таким образом, право представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса.

Информация о работе Каков процесс происхождения права