Юридические свойства конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:36, реферат

Описание

В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
Юридические свойства Конституции…………………………
Конституция - основной закон государства…………………………
Юридическое верховенство…………………………………………
База текущего законодательства………………………………………
Особый порядок принятия и изменения……………………………
Заключение…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

правоведение.docx

— 45.56 Кб (Скачать документ)

 

    непротиворечивости  законов и иных правовых актов  конституционным положениям».5

    Акты, конечно, могут развивать положения конституции. Но при этом, если первое слово по какому-то вопросу уже сказано  конституцией, они не вправе говорить что-то иное, содержать в себе другое предписание. К этому, так сказать, формальному аспекту добавляется  и сущностный: нельзя в другом акте путем интерпретаций, словесных  манипуляций предусмотреть такие  варианты действий, которые не вытекают из самой конституции, да по ее духу и не могут из нее следовать. Это, кстати говоря, одна из самых сложных  проблем в конституционном праве.

    Юридическое верховенство конституций обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., "Конституция  Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции Российской Федерации". 

1.3. База текущего  законодательства 

    К числу  юридических свойств конституции  относится и то, что она является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном  регулировании различных общественных отношений.

    "Выступая  в качестве юридической базы  для развития всех отраслей  российского права, конституция  регулирует и закрепляет процесс  создания правовых норм и актов, которыми обеспечивается проведение политических, культурных и социально-экономических преобразований в обществе. Насколько стабильным и эволюционным будет развитие самой конституции, настолько реформирование государственной и общественной сфер жизнедеятельности приобретет завершенный характер".6

    Наряду  с этим конституции часто предусматривают  необходимость принятия нормативных  актов, развивающих ее положения. Так, Конституция РФ делает это следующими методами:7

    - прямо  указывает виды федеральных конституционных  законов или федеральных законов,  требуемых для регулирования  определенных вопросов. Конституция  конкретно предусматривает принятие  и многих федеральных законов  - о гражданстве (ст. 6), о военной  службе (ст. 59), об альтернативной  гражданской службе (ст. 59) и др.;

    - использует  указание на то, что определенные  общественные отношения регулируются "федеральным законом", не называя  конкретный по наименованию или  содержанию акт. В соответствии  с ч. 5. ст. 37, где закреплено право  граждан на отдых, "работающему  по трудовому договору гарантируются  установленные федеральным законом  продолжительность рабочего времени,  выходные и праздничные дни,  оплачиваемый ежегодный отпуск". Данный вариант применяется весьма  широко в действующей Конституции  - гораздо больше, чем предшествующими  основными законами, как бы подчеркивая,  что регулированию общественных  отношений посредством закона  отдается предпочтение перед  иными видами нормативных актов;

    - говорит  о необходимости дополнительного  регулирования общественных отношений  либо закрепления гарантий для  их участников в акте текущего  законодательства, оставляя на последующее  разрешение вопроса о виде  акта и принимающем его органе. Например, в ст. 43 говорится, что  Российская понятно, что для  этого необходим соответствующий  нормативный акт; Федерация "устанавливает  федеральные государственные стандарты" -

    - Конституция  РФ зачастую содержит такие  формулировки статей, что из текста  очевидна обязательность последующего  текущего нормативного регулирования,  обеспечивающего применение конституционной  нормы. Так, согласно ст. 46, "решения  и действия (или бездействие) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных  объединений и должностных лиц  могут быть обжалованы в суд" - то есть применение нормы  без специального закона попросту  невозможно.

    Также Конституция во многих случаях говорит  о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц  регулируются законом; при этом подразумевается  не акт в форме закона, а вся  гамма правовых норм, необходимых  для соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35 гласит: "Право частной  собственности охраняется законом". Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а  любые правовые средства, лишь бы они  служили защите данного права.

    "Таким  образом, проблема соотношения  конституции и текущего законодательства  довольно многогранна, и она  решается с учетом как роли  конституционных идей, так и формально-правовой  зависимости от конституции многих  правовых актов".8 

1.4. Особый порядок  принятия и изменения 

    Конституцию характеризует и такое юридическое  свойство, как особый порядок ее принятия конституции - это историческое событие. Если об обычном законе многие люди зачастую знают очень мало, то и текстом проекта, и дискуссиями  о содержании конституции, и раскладом  сил в обществе "за" и образовательные 

    "против" нового основного закона, как  правило, интересуется все-таки  гораздо большее число граждан.  К тому же проекты обычных  законов, даже федеральных конституционных  законов, публикуются далеко не  всегда; проекты же конституций  появляются и на страницах  газет с большим тиражом, и  издаются отдельными брошюрами.

    Особый  порядок принятия конституций может  состоять и в специальной организации  массового (всенародного) обсуждения ее проекта. В отечественной конституционной  истории такие мероприятия проводились.

    Наконец, особый порядок принятия может выражаться о вынесении проекта конституции  на всенародное голосование (референдум), что и имело место в связи  с действующей Конституцией РФ. Результаты референдума являются обязательными  и означают принятие либо непринятие конституции народом. В случае принятия она приобретает государственно-обязательную силу, хотя это и не исключает  официального провозглашения парламентом  или президентом страны, центральной  избирательной комиссией принятия конституции и вступления ее в  силу.

    Особый  порядок изменения конституции - это специально усложненные процедуры  представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений в нее.

    В том  случае, если закон об изменениях и  дополнениях конституции принимается  парламентом, это обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства  голосов в пользу такого закона. Например, для изменения Конституции СССР 1977 г. закон должен был получить не менее двух третей голосов от общего числа депутатов в каждой палате Верховного Совета СССР (для принятия обычного закона достаточно было простого большинства). Изменение и дополнение предшествующей Конституции РФ производил Съезд народных депутатов РФ законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов РФ (ст. 185).

    и изменения.

    Относительно  принятия прежде всего важно то, что проходит оно в обстановке гласности и повышенного интереса общества: принятие

    Особый  вариант специальных требований - сделать так, чтобы, как говорится, отпало само желание изменять конституцию  и тем самым обеспечивалась бы ее стабильность. Пример этому - процедура  изменения действующей Конституции  РФ 1993 г., предусмотренная в главе 9 - "Конституционные поправки и  пересмотр Конституции", т.е., как  пишет С.А. Авакъян, "создатели  действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути намеренно  усложненного варианта ее реформирования".9

    Согласно  ст. 134 предложения о поправках  и пересмотре положений Конституции  РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная  Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов  РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД.

    В указанной  главе 9 ее положения с точки зрения порядка изменения Конституции  поделены на четыре части.

    Первая  часть - это положения глав 1 "Основы конституционного строя", 2 "Права  и свободы человека и гражданина" и самой главы 9. Эти положения  не могут быть пересмотрены самим  Федеральным Собранием - парламентом  РФ. ФС вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Статья 135 (ч. 2) гласит: если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно, согласно ч. 3, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей).

    Вторая  часть - это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. (Напомним, что  по ст. 108 Конституции для принятия такого закона требуется не простое, а квалифицированное большинство  голосов - не менее трех четвертей  к СФ и двух третей в ГД). Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения  органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов  РФ.

    В постановлении  Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются  в форме особого правового  акта - закона РФ о поправке к Конституции  Российской Федерации.10 В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".11

    Третья  часть - это изменения ст. 65 Конституции  РФ, касающиеся состава субъектов  РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании  в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового  статуса субъекта РФ.

    Четвертая часть - изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции  указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного  округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции  РФ.

    Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г.12 по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом) порядке. В спорных случаях, говорится в постановлении. Президент использует полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 85 сказано, что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между такими органами субъектов. В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Думается, поскольку речь идет об изменении Конституции РФ, это будет КС РФ. 

 

Заключение

 

     Подводя итог, следует отметить следующие  основные моменты. Конституция является основным источником любой отрасли  национального права, и в первую очередь конституционного.

     Юридическими  признаками конституции являются:

     1. Высшая  юридическая сила: все нормативные  правовые акты не должны противоречить  конституции. При этом действие  конституции распространяется на  всю территорию. К сожалению, "на  современном этапе проблема обеспечения  высшей юридической силы Конституции  окончательно не решена. Не всегда  выполняются решения Конституционного  Суда РФ, во многих субъектах  Российской Федерации пока не  созданы региональные органы  конституционного (уставного) контроля. Отсутствует законодательно установленная  процедура признания законов  субъектов РФ недействующими  судами общей юрисдикции. Но, как  говорится, процесс идет".13 2. Особый порядок принятия и изменения. Конституция РФ принимается либо посредством референдума, либо Конституционным собранием, специально образуемым для решения вопроса о принятии новой Конституции РФ. При этом в главы 1, 2 и 9 изменения вообще не вносятся, а для того, чтобы внести изменения в главы 3-8, необходимо, чтобы предложения о поправках внес хотя бы один из субъектов права законодательной инициативы, предусмотренных ст. 134 Конституции РФ; В отличие от гибких конституций, предусматривающих упрощенный порядок внесения поправок, Конституция РФ - жесткая Конституция, т.е. внесение в нее поправок чрезвычайно затруднено. 3. Конституция является нормотворческой базой текущего законодательства. Это значит, что с принятием Конституции все действующие акты должны быть приведены в соответствие с ней (либо отменены те из них, которые полностью ей противоречат). В то же время Конституция требует издания большого числа новых нормативно-правовых актов. 4. Прямое действие норм Конституции. Многие ее нормы не нуждаются в опосредовании актами текущего законодательства, а если и нуждаются, то, тем не менее, до издания таковых действуют непосредственно. Если же акт текущего законодательства противоречит Конституции, то до его отмены также действует соответствующая норма Конституции.

Информация о работе Юридические свойства конституции РФ