Юридические факты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание

Например, такие общественно опасные деяния как заведомо ложная реклама, заражение компьютерной сети вирусом первоначально не расценивались в российском законодательстве как преступления. Соответствующие статьи заняли свое место в Уголовном кодексе Российской Федерации лишь после того, как подобные деяния получили распространение и была правильно понята их общественная опасность. Напротив, сделка с валютными ценностями, которая по ранее действовавшему Уголовному кодексу РСФСР рассматривалась как преступление, в новом Уголовном кодексе таковым уже не считается.

Содержание

Введение.

Глава 1. Понятие и виды юридических фактов.

1.1 Понятие юридического факта.

1.2 Функции юридических фактов.

Глава 2. Виды юридических фактов.

2.1 Классификация юридических фактов.

2.2 Сложные юридические факты и фактические составы.

Глава 3. Проблемные моменты в сфере юридических фактов.

3.1 Проблема выбора юридических фактов. Специальные юридические требования.

3.2 Проблемы юридических фактов в правоприменении.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 53.60 Кб (Скачать документ)

 

Индивидуальное регулирование  приводит к тому, что в процесс  правового регулирования "подключаются" фактические обстоятельства, которые  не определены с достаточной отчетливостью  в нормах права. Эту группу фактических  обстоятельств можно назвать  индивидуально-определяемыми (или относительно-определенными) фактами. Индивидуально-определяемые факты имеют юридическое значение для наступления правовых последствий - возникновения, изменения, прекращения  прав и обязанностей субъектов правовых отношений. Их особенность заключается  в том, что они требуют не только установления, как любые юридические  факты, но' еще и конкретизации  со стороны правоприменительного органа.

 

Глава 3. Проблемные моменты  в сфере юридических фактов.

3.1 Проблема выбора юридических  фактов. Специальные юридические  требования.

 

В процессе выбора юридических  фактов с известной долей условности можно выделить несколько шагов.

 

Первый шаг - определение  места юридических фактов в общей  концепции правового регулирования. Прежде чем конструировать конкретные составы, необходимо решить вопрос, каким  методом будут регулироваться данные отношения, какая группа юридических  средств будет привлечена для  их упорядочения. При этом, как уже  отмечалось, принципиальное значение имеет точно выверенное соотношение  между строго определенными юридическими фактами и объемом свободного усмотрения. Для административного  метода это соотношение одно, для  цивилистического или уголовно-правового - иное. Неверное определение места  юридических фактов в общей картине  правового регулирования - стратегическая ошибка, которую очень трудно исправить  в дальнейшем.

 

Второй шаг в выборе юридических фактов – определение  социально-юридической ситуации (или  вида ситуаций), служащей объектом правового  воздействия. Задача заключается в  том, чтобы в цепи общественных отношений  найти звено, максимально удобное  для правового регулирования. Очевидно, что далеко не каждый участок общественных отношений пригоден для этих целей[10].

 

Социально-юридическая ситуация должна отвечать ряду требований. Во-первых, она должна быть объективно контролируемой, удобной для социального контроля с использованием правовых средств. В зависимости от содержания, состава  участников и т. д. социальная ситуация может в большей либо в меньшей  степени поддаваться социально-правовому  контролю. Большое значение для такого контроля имеет наличие надежных организационных средств, необходимых  материальных и кадровых ресурсов. Но дело, конечно, не только в этом. Социально-правовой контроль - это следует подчеркнуть - не должен вести к вторжению  в личную жизнь граждан, ущемлять их законные права и интересы.

 

Ситуация, подлежащая юридическому регулированию, должна обладать социальной определенностью. Достаточно определенными  должны быть круг участников отношений, их социальные роли, характер социального  противоречия и др. Легко объяснить  в этой связи ту дискуссионность, которая существует в науке уголовного права вокруг понятия "хулиганство". Это понятие охватывает чрезвычайно  широкий круг неоднородных ситуаций. Между тем в юридической науке  давно подмечена закономерность: чем больший круг правоограничений предусмотрен санкцией нормы, тем более  точно должны быть определены действия, за которые она применяется.

 

В правовом регулировании  следует стремиться использовать социальные ситуации с минимальным разбросом  вариантов. Ситуации большой вариабельности затрудняют правовое регулирование, поскольку  правотворческий орган сталкивается с необходимостью охватить единым правилом большое количество неоднородных случаев. Затруднения возникают и в правоприменительной практике при квалификации этих ситуаций.

 

Можно привести примеры, когда  законодательство обходит ситуации с большим разбросом вариантов  путем соответствующей конструкции  правового регулирования. Такой  группой ситуаций являются испытания, устанавливаемые рабочим и служащим при приеме на работу (ст. 21-23 КЗоТ РФ). Для исчерпывающего определения "удовлетворительного" либо "неудовлетворительного" результата испытаний потребовалось бы зафиксировать  значительное количество признаков, множество  исключений, дополнений, уточнений  к ним. Одним словом, потребовался бы целый институт законодательства. Как решена эта трудность практически? Испытание считается выдержанным  при любом результате, если он удовлетворяет  администрацию предприятия, учреждения, организации. Таким образом, конструкция  правового регулирования позволила "выключить" из орбиты подробной  регламентации обширный массив крайне неоднородных ситуаций.

 

Разумеется, существует немало случаев, когда законодательство вынуждено  регламентировать социальные ситуации с большим разбросом вариантов. Здесь возможны и применяются  различные юридические решения. Сложную многовариантную ситуацию можно разделить на несколько  относительно простых ситуаций. В  конструкцию правового регулирования  можно ввести индивидуально определяемые факты и т. д. В сочетании с  системой процессуальных гарантий эти  средства обеспечивают надежное регулирование  обширных массивов ситуаций.

 

Правильное определение  общей структуры правового регулирования  и непосредственного участка  воздействия (юридической ситуации) позволяет сделать третий шаг - перейти  непосредственно к выбору юридических  фактов. Выбирая юридические факты, следует исходить из того, что юридическое  значение факта основывается на его  социальном значении. Так, достижение совершеннолетия - свидетельство умственной и физической зрелости человека, его  способности участвовать в широком  круге социальных отношений, нести  полную ответственность за свои действия.

 

Именно из этого вытекает и юридическое значение факта. Если бы факт совершеннолетия не имел социальной ценности, он не мог бы иметь и  юридического значения.

 

Вовлечение тех или  иных обстоятельств в орбиту правового  регулирования зависит не только от социально-экономических причин, но и в немалой степени от уровня развития законодательства, зрелости научной мысли, существующих в государстве  правовых традиций. Выбор юридических  фактов - сложная творческая задача, решаемая в процессе разработки нормативного акта, при кодификации законодательства и в ряде других случаев.

 

С точки зрения своего социального  содержания, юридический факт должен прежде всего адекватно отражать социальную ситуацию. По отношению  к социальной ситуации юридические  факты выполняют двоякую роль: во-первых, идентификационную, поскольку  они призваны точно обозначить социальную ситуацию, обеспечить ее фиксацию в  правовом регулировании. В этом качестве юридические факты выступают  в роли "индексов", свидетельствующих  о наличии социально-юридической  ситуации. Во-вторых, разграничительную, состоящую в том, что юридические  факты очерчивают рамки ситуации, позволяют ограничить ее от сходных  случаев. Практика свидетельствует  о том, что юридические факты  не всегда с достаточной полнотой осуществляют эти функции. Возможно несколько вариантов соотношения  между социальной ситуацией и  юридическими фактами:

 

В первом варианте юридические  факты предельно точно отражают регулируемую группу социальных ситуаций, т. е. закрепленные в норме права  юридические факты присущи тем  и только тем ситуациям, которые  составляют в данном случае объект регулировании. В варианте 2 юридические  факты "шире", они захватывают  и другие ситуации. В 3-м варианте, напротив, юридические факты фиксируют  лишь часть ситуаций, подлежащих правовому  регулированию. 4-й вариант представляет собой случай, когда юридические  факты, с одной стороны, не охватывают всех необходимых ситуаций, а с  другой стороны, вовлекают в орбиту регулирования "посторонние" ситуации. Наконец, в 5-м варианте закрепленные в норме юридические факты  вообще "не захватывают" ситуаций, подлежащих правовому регулированию. В истории законодательства есть немало примеров, которые иллюстрируют указанные виды соотношения социальной ситуации и юридических фактов. Проблема заключается в том, что четыре варианта из пяти возможных (2-5) - результат  неточного выбора и закрепления  в юридической норме юридических  фактов.

 

В качестве юридических фактов должны выступать постоянные cтабильные  признаки социально-юридической ситуации, отражающие ее социальную сущность. При  этом в регулировании однотипных ситуаций должно соблюдаться известное  единообразие.

 

Например, Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль  предприятий и организаций" (абз. 1 ч. 6 ст. 2) относит суммы, полученные в. виде санкций и в возмещение убытков к числу доходов от внереализационных операций. Однако если указанные суммы внесены  в бюджет, то закон их расходом от внереализационных операций не считает. Очевидно, что в данном случае в  оценке юридических фактов допускается "двойной стандарт", зависящий  от того, в чей доход поступили  суммы, полученные от внереализационных  операций.

 

Важным требованием к  юридическому факту является его  юридическая надежность. Это такая  характеристика факта, которая отражает, с одной стороны, постоянство  связи факта с социальной ситуацией, а с другой - стабильность его  социального содержания. Неустойчивые, склонные к внутренним изменениям обстоятельства не должны, как правило, использоваться в качестве юридических фактов. Недостаточно устойчивым, например, оказался такой  юридический факт, как средний  балл по аттестату зрелости, который  учитывался в свое время при поступлении  в вуз. После введения этого показателя из года в год наблюдался рост средних баллов в аттестатах, которые, однако, далеко не всегда отражали действительное качество знаний. Подобные "плавающие" юридические факты требуют осторожного отношения. Их использование может существенно исказить социальный эффект правового регулирования. Вопрос о причинах надежности юридических фактов заслуживает отдельного самостоятельного рассмотрения. Отметим лишь, что она может быть вызвана неудачной конструкцией правового регулирования отсутствием юридических гарантий, в частности, ответственности за фальсификацию юридических фактов, недостатками в работе фактофиксирующих органов и другими обстоятельствами.

 

Юридический факт, далее, должен обладать адаптивностью, способностью в известном смысле "приспосабливаться" к меняющимся условиям. Может показаться, что этот принцип противоречит требованию надежности, но это не так. Например, вскоре после начала в России радикальной  экономической реформы все абсолютные суммы пошлин, штрафов, неустоек в  рублях были заменены в законодательстве на относительные, кратные "минимальной  заработной плате". Использование  подобного "адаптирующегося" показателя позволило избежать частых изменений  законодательства в стремительно меняющейся экономической ситуации.

 

Следует отчетливо сознавать, что в меняющемся мире нет и  не может быть абсолютно неизменных фактических обстоятельств. С течением времени юридическое значение фактов может существенно модифицироваться, им может даваться принципиально  иная (подчас противоположная) социальная и правовая оценка. Поэтому чрезмерная "жесткость" юридических фактов столь же нежелательна, как и необоснованная "текучесть". Адаптивность, таким  образом, не противоречит надежности юридических  фактов, а, напротив, дополняет ее, выступает  одним из аспектов юридической надежности.

 

Важное значение при выборе юридических фактов имеют социальные, психологические, информационные и  иные факторы, определяющие структуру  и динамику социальной ситуации. В  данном случае с особой отчетливостью  проявляется то обстоятельство, что  правовое регулирование - разновидность  социального управления и должно подчиняться общим его признакам. Юридические факты, как и все  социальное управление, необходимо связывать  с коренными социальными интересами, конечными результатами деятельности. Неточно выбранные показатели (например, в процессе приватизации) становятся причиной появления ложных интересов, вместо стимулов к правомерному и  социально полезному поведению  правовое регулирование создает  различного рода "антистимулы".

 

Рассмотрим специальные  юридические требования к юридическим  фактам.

 

Юридические факты, как уже  отмечалось, должны отвечать не только "социологическим", но и некоторым "специально-юридическим" требованиям. Нельзя забывать, что они представляют собой элемент юридической формы  общественных отношений, одно из средств  правового регулирования. Поэтому каждый новый юридический факт должен органично включаться в процесс правового регулирования, не быть "инородным телом" в системе юридических фактов отрасли, правового института, нормативного правового акта. Каковы специально-юридические критерии, которым должны соответствовать юридические факты?

 

В качестве юридических фактов могут выступать лишь такие социальные обстоятельства, которые можно закрепить  формально, наличие или отсутствие которых можно с достоверностью установить. Например, в качестве юридических  фактов иногда указываются: "старость", "творчество", "здоровье" и  т. п. Вряд ли эти социальные обстоятельства, сами по себе достаточно существенные, могут быть юридическими фактами. Невозможно установить, когда наступает "старость". Юридическое значение может иметь  возраст, инвалидность, но не "старость", не "здоровье".

 

В отборе юридических фактов важно учитывать, далее, механизм установления, фиксации и удостоверения юридического факта. Если такого механизма нет, т. е. социальное обстоятельство никем  не фиксируется, оно вряд ли может  быть использовано в качестве юридического факта. Например, в настоящее время  не существует единообразной регистрации  дисциплинарных поступков, нет надежной системы регистрации предприятий, регистрации недвижимости. Это существенно  затрудняет использование данных фактических  обстоятельств в качестве юридических  фактов.

 

Наконец, в выборе и закреплении  юридических фактов нельзя не считаться  с правовыми традициями, сложившимися установками практических работников. Новое, необычное обстоятельство может  быть неверно понято и неправильно  истолковано. Определенную традицию надо поддерживать и в выборе наименования документов, содержащих фактическую  информацию (протокол, акт, справка  и т. п.).

Информация о работе Юридические факты