Эволюция форм правления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:04, курсовая работа

Описание

Цель курсовой – проанализировать, как менялись формы правления в России.
В связи с поставленной целью поставим ряд задач:
- раскрыть теоретические аспекты понимания форм правлений;
- проследить особенности государственного и общественного строя в России начала XX века.;
- проанализировать современную форму правления Российской федерации;
- анализ литературы по проблеме исследования.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
Глава 1 Теоретические аспекты понимания формы государства.............5
1.1 Понятие формы государства и ее элементы.........................................5
1.2 Формы правления (монархия, республика)..........................................8
Глава 2 Эволюция форм правления в России...........................................16
2.1 Особенности государственного и общественного строя в России начала XX века.......................................................................................................16
2.2 Современная форма правления Российской Федерации...................21
Заключение..................................................................................................27
Список использованной литературы.........................................................29

Работа состоит из  1 файл

курсач по ТГП.docx

— 59.31 Кб (Скачать документ)

Однако абсолютистские черты  все же превалировали в государственном строе  России. Главным же изъяном была политическая слепота царского правительства, которое не видело путей дальнейшей его демократизации. «Я, – заявлял, вступая в 1894 г. на престол, новый монарх, Николай II, выступавший перед представителями от земств, прибывшими поздравить его с этим событием, – посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неукоснительно, как охранял их мой незабвенный, покойный родитель».

Достаточно стабильно, хотя и с отставанием от Запада, развивалась  экономика России. Промышленность в 1880–1890-е годы давала 6–7 % ежегодного прироста.17 Это были не столь большие, но зато стабильные цифры. Государство осуществляло строгий протекционизм, ограждая отечественную промышленность от конкуренции иностранцев. Финансовая реформа 1897 г. С. Ю. Витте гарантировала стабильность, платежеспособность и конвертируемость золотого рубля, который вплоть до начала первой мировой войны (1914 год) оставался одной из самых устойчивых европейских валют. При этом право эмиссии было строго упорядочено, и правительство не нарушало его, пока не разразились военные катаклизмы.

Все это позволило привлечь в российскую промышленность и торговлю иностранные капиталовложения (через иностранные фирмы, смешанные предприятия, продажу русских ценных бумаг на европейских биржах, через облигационные займы, широко распространявшиеся на рынках Европы). В акционерных компаниях России доля иностранною капитала (французского, бельгийского, германского, британского) исчислялась » начале XX в. в пределах от 15 до 30 %.

В начале XX в. политическая ситуация в России дестабилизировалась. Поднялась  волна беспорядков, рабочих забастовок, крестьянских выступлений и террористических актов, спровоцированных русско-японской войной и экономическим кризисом. Известно, что японцы, стремясь ослабить военный потенциал противника, использовали революционные эксцессы и оказывали финансовую помощь (в том числе поставками оружия) не только большевикам, но и другим политическим силам (эсерам, финским и польским националистам и др.), истратив на эти цели 35 миллионов долларов по современному курсу.

События первой русской революции  поставила Николая II перед необходимостью определения концепции дальнейшего государственного развития России. В качестве составной части модели государственного строя был сохранен традиционный, возникший ещё в допетровские времена, патернализм, теория единения царя с народом как основы управления государством. Поэтому из двух возможных путей подавления революционных выступлений, насильственного и парламентского, правительство Николая II выбрало второй. Представительство, нося совещательный характер, должно было доводить до царя «голос народа», 18а царь, являясь конечной инстанцией в принятии закона, брал на себя обязанность свято исполнять закон, ибо законность объявлялась залогом успеха в деятельности государства. На более радикальные преобразования, чем воплощение в жизнь идеи правового самодержавия, Николай II не был способен.

 

2.2 Современная форма правления Российской федерации

 

Становление российской государственности  процесс длительный и многоступенчатый. Он прошел несколько стадий, однако очень скоро стремление воплотить  в жизнь прогрессивные идеи реформирования государства стало вступать в  противоречие с реальными предпосылками  формирования Российского государства. И все же были созданы новые  государственные формы, аналогов которым  невозможно найти не только в послереволюционной, но и дореволюционной России. Постоянно  действующий законодательный орган, конституционное судопроизводство, институт президентской власти необратимо изменили облик государственной власти страны.

По классификации, принятой в науке конституционного права, в Российской Федерации существовала модель полупрезидентской или смешанной формы правления, т.е. сочетающей в себе признаки и президентской, и парламентской республик. Данную модель у нас иногда называют французской, поскольку именно такая форма правления была инициирована в 1958 г. генералом де Голлем. В то время подобная форма существовала и до проведения реформы Конституции Французской Республики. 19

В дальнейшем ситуация изменилась

В Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года статья 1 гласит: «Российская  Федерация - Россия есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления». Конституция РФ. Ст. 1

Президент РФ провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство.

Вместе с тем Конституция  предоставила Президенту РФ как главе  государства, обладающему рядом  функций, ставящих его над другими  властями, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению  согласованного функционирования и  взаимодействия Правительства РФ и  других органов государственной  власти, а также по формированию правительства, направлению его  деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя (с согласия Государственной думы) и членов правительства, принимает решения о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства.

Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы  государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся  руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право  председательствовать на заседаниях правительства  и др.

Кроме того, президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений  внутренней и внешней политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции  правительства. 20

Президент может быть отрешен  от должности Советом федерации  на основании выдвинутого Государственной  думой обвинения в государственной  измене или совершении иного тяжкого  преступления, подтвержденного заключением  Верховного суда Российской Федерации  о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением  Конституционного суда Российской Федерации  о соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения.

Федеральный конституционный  закон «О Правительстве Российской Федерации», принятый 17 декабря 1997 года, закрепил на основе Конституции новое  положение Правительства РФ в  системе органов государственной  власти России как высшего органа, осуществляющего исполнительную власть и возглавляющего единую систему  исполнительной власти в Российской Федерации

Конституция изменила принцип  взаимоотношений органов законодательной  и исполнительной властей, а также  характер ответственности правительства перед парламентом. С Государственной думой согласовывается назначение председателя правительства; эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед ней вопрос о доверии. 21

Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной  думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Правительство представляет Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, информирует Думу о ходе исполнения федерального бюджета, предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета. В соответствии с Конституцией и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство дает письменные заключения на законопроекты, требующие финансирования из федерального бюджета, о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие проекты.

Правительство как высший государственный орган, осуществляющий исполнительную власть, должно исполнять  и проводить в жизнь федеральные  законы. При этом в законах зачастую не только определяется компетенция  правительства в соответствующей  сфере, но и содержатся поручения  по реализации законов. Деятельность федерального Правительства оценивается и  при рассмотрении палатами Федерального собрания практики выполнения конкретных законов.

Как субъект законодательной  инициативы правительство обеспечивает подготовку, и внесение в Государственную  думу значительной части законопроектов. Правительство может направлять в палаты Федерального собрания официальные  отзывы о рассматриваемых федеральных  законах и законопроектах. Взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания обеспечивается полномочными представителями правительства в соответствующих палатах, назначаемыми на должность правительством, и статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти. 22

Председатель правительства  или его заместитель дают в  устной или письменной форме ответы на парламентские запросы, запросы  и обращения членов Совета федерации  и депутатов Государственной  думы.

Правительство взаимодействует  с органами судебной власти, обеспечивает в пределах своих полномочий возможность  независимого осуществления правосудия, исполнение судебных решений, участвует  в проведении судебной реформы.

В случае признания судами актов правительства или их отдельных  положений не соответствующими Конституции, федеральным законам и указам президента правительство принимает  решения о приведении указанных  актов в соответствие с федеральным  законодательством. Конституция предоставляет право правительству обращаться в Конституционный суд с запросами о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов федеральных органов государственной власти, конституций республик, уставов, а также нормативных актов субъектов Федерации, некоторых других правовых актов, определенных Конституцией, с запросами о толковании Конституции, а также в связи с разрешением споров о компетенции.

Конституция определяет Федеральное  собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное  собрание возложена функция издания  правовых актов самой высокой  юридической силы, выше которой юридическая  сила лишь самой Конституции и  международных договоров. Федеральное  собрание - единственный орган федеральной  законодательной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку  соответствуют Конституции. В случаях их противоречия федеральной Конституции они по решению Конституционного суда утрачивают юридическую силу. Акты любых других органов власти не должны противоречить федеральным законам.

Суды олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст. 10 Конституции одной из трех ветвей государственной власти. Правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным  конституционным законом. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи  субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Современной форме правления  в Российской Федерации предшествовал недолго просуществовавший симбиоз власти Советов и зарождающийся президентской власти в СССР. Прошло два срока правления первого Российского президента, легитимно его сменил другой. Этот период был сложным, президентская форма правления выдержала серьезные испытания. Она стабилизировалась, произошла не революционная передача власти, хотя пока еще преемственная. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, главы субъектов федерации больше не образуют мощное объединение в Совете Федерации. По существу, система президентской власти в России - это уже сформировавшаяся структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся. 23

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, под формой правления  подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных её органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия населения в формировании этих органов. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.

Исходя из весьма значительных полномочий, которыми в соответствии с Конституцией РФ наделяется Президент  России, постсоветское российское государство может характеризоваться как президентская республика.

В государственном механизме  современной России институт президентства, который был учреждён в 1991, фактически всегда играл и продолжает играть ведущую роль. В формально-юридическом плане Президент РФ со всеми его властными полномочиями не входит ни в одну из традиционных для теории разделения властей ветвей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную.

Форма  правления  за всю  историю Российского государства  прошла сложный путь развития, и  его итоги поучительны и в  первом десятилетии нового века. По-прежнему актуальны вопросы, касающиеся формы  правления: она является непосредственным выразителем и содержанием государственно-политической жизни общества, не функционирует обособленно, а оказывает непосредственное влияние на такой элемент формы государства, как политический режим. Рассматривать эволюцию российской формы  правления  - значит изучать ее содержание, структуру и полномочия высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимоотношения между собой, а также степень участия населения в формировании этих органов.

Информация о работе Эволюция форм правления в России