Экзаменационные задания по "Коммерческому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 20:04, контрольная работа

Описание

Работа содержит 3 задания по дисциплине "Коммерческое право" и ответы на них

Работа состоит из  1 файл

коммерческое право.docx

— 68.32 Кб (Скачать документ)

     Третью  группу составляют договоры, содействующие  торговле.

     Таковы  договоры на: выполнение маркетинговых  исследований; создание рекламной продукции; оказание рекламных и информационных услуг; хранение товаров.

     К данной группе можно также отнести  договоры кредитования торговых операций, страхования товаров и коммерческих рисков, транспортной экспедиции и  ряд других.

     Среди рассматриваемых договоров важно  различать договоры на оказание услуг  и на выполнение работ. Основной отличительный  признак – договоры на выполнение работ всегда имеют результатом  создание определенного товара, материального  или идеального продукта. Что касается договоров на услуги, то они предусматривают  совершение должником определенных действий в пользу кредитора.

     Наконец, имеется четвертая группа – организационные  договоры. В данную группу входят: соглашения об исключительной продаже товаров; договоры об организации взаимосвязанной  деятельности по реализации товаров; договоры органов исполнительной власти о  межрегиональных поставках товаров; договоры органов власти и местного самоуправления с производственными  и торговыми фирмами по вопросам осуществления торговли.

     Итак, при классификации договоров  мы можем выделить те, которые образуют собственное содержание коммерческой деятельности. Это прежде всего реализационные и торгово-посреднические договоры. Они целиком относятся к сфере  коммерческого права, поскольку, во-первых, предназначены для обслуживания товарообращения и, во-вторых, граждане не участвуют в их совершении. Что  касается договоров, содействующих  торговле и организационных, то они  в равной мере могут использоваться как в коммерческих, так и в  общегражданских отношениях. 

3. Видовые  отличия торговых договоров.

     Первоочередного рассмотрения требуют договоры, формирующие  основу товарного обращения. Курс на создание рыночной экономики повлек изменения в регулировании товарных сделок в России. Под влиянием зарубежного  права ГК РФ закрепил договор купли-продажи  в качестве общевидовой модели реализационных договоров. Так, гл. 30 ГК РФ называется «Купля-продажа». Она включает в  себя кроме купли-продажи другие основные виды реализационных договоров: поставки, закупки для госнужд, контрактации сельхозпродукции и иные.

     В гл. 30 ГК РФ выделен параграф 1: «Общие положения о купле-продаже». К  сожалению, в параграфе об общих  положениях не дается оснований для  разграничения между видами реализационных договоров и не предлагается критериев  для выбора того или другого договора.

     Однако  основной недостаток состоит в том, что, урегулировав в ГК РФ розничную  куплю-продажу, разработчики кодекса  не сумели выделить и отдельно урегулировать  оптовую (предпринимательскую) куплю-продажу. Договор оптовой купли-продажи  в нынешнем ГК РФ не нашел себе места, как это было и в ГК РСФСР 1964 г. В результате наиболее значимый договор  рыночных отношений – оптовой  купли-продажи – регулируется набором  норм, содержащихся в разных параграфах ГК РФ и даже в разных нормативных  актах. Отсутствие в законе в качестве самостоятельного вида договора оптовой  купли-продажи подталкивает миллионы предпринимателей к заключению по традиции договоров поставки, даже когда для  этого отсутствуют объективные  основания.

     Для выявления видовых отличий договоров  поставки и оптовой купли-продажи  надо рассмотреть: 1) сферу применения каждого договора; 2) общее назначение, видовые цели каждого договора; 3) отличия основных функций, выполняемых  договорами; 4) возможности каждого  договора как правового средства решения соответствующих задач.

     Как поставка, так и оптовая купля-продажа  имеют общей сферой применения товарное обращение. Однако в данной области  необходимо выделять различные секторы. Одним из основных секторов (участков) товарного обращения является оптовая  торговля.

     Участниками оптовой торговли выступают прежде всего производители товара. Другие важные ее участники – оптовые  торговые и посреднические организации, осуществляющие разные виды операций по продвижению товара. Конечными  звеньями выступают организации  розничной торговли (или индивидуальные торговые предприниматели). Необходимым  признаком участников оптовой торговли служит предпринимательский характер их деятельности. Данная деятельность совершается с целью извлечения прибыли и носит систематический  характер.

     Выяснение сущности оптовой торговли дает основания  для выделения в качестве самостоятельного вида договора оптовой купли-продажи. Его первичными отличительными признаками будут:

  1. определенная сфера применения – оптовая торговля; 2) специальный субъектный состав: предпринимательские организации и индивидуальные предприниматели.

     Рассмотрим  общее назначение, видовые цели каждого  договора.

     Оптовая торговля опосредует и организует перемещение  товарной массы от изготовителей  в розничную сеть. Назначение оптовой  торговли – полное, оперативное  и повсеместное насыщение розничной  сети товарами, необходимыми для удовлетворения запросов населения. Поэтому общей  целью договора оптовой купли-продажи  должно признаваться содействие полному  и своевременному поступлению в  розничные организации товаров, необходимых для удовлетворения спроса населения.

     Договор поставки (как и договор контрактации) – это исключительно российское изобретение, продукт отечественной  практики, предназначенный прежде всего  для организации крупномасштабных отношений устойчивого характера  по обеспечению материальными ресурсами  различных потребителей.

     В настоящее время сохраняется  тенденция, согласно которой при  регулировании отношений между  отраслями хозяйства, между регионами, а также кооперационных связей производителей закон ориентирует на использование  договора поставки, а не купли-продажи. Таковы законы о поставках для  федеральных государственных нужд, регулярно издаваемые акты о поставках  в районы Крайнего Севера, поставках  техники, горюче-смазочных материалов для агропромышленного комплекса  и др.

     Договор поставки используется для организации  связей между отраслями и регионами, а также для отношений производственной кооперации, когда предприятия сцеплены между собой постоянными или  долговременными связями по переработке  сырья и материалов, обеспечению  комплектующими узлами и деталями. Кооперационные связи головного  предприятия и смежников, сырьевых и перерабатывающих предприятий  всегда или почти всегда регулируются договором поставки.

     Из-за отставания цивилистской науки от запросов практики, запаздывания в разработке договоров у нас в стране происходит процесс компенсации неполноты  договорной системы путем искусственного приспособления договора поставки для  обслуживания оптовой торговли, хотя он по своей природе малопригоден для этого и не может эффективно выполнять соответствующие функции.

     Предметом договора оптовой купли-продажи  могут быть только вещи, которые  предлагаются к продаже в розничной  торговой сети. Если изделие, товар  не могут быть предложены в магазинах  для продажи гражданам, то с ними не могут совершаться сделки оптовой  купли-продажи. В отличие от этого  предметом договора поставки могут  быть любые вещи независимо от того, предназначаются они или нет  для продажи населению. Показательно, что реализация имущества, изъятого из оборота или ограниченного  в обороте, производится хотя и на основании специальных разрешений, но по договорам поставки.

     Для рассмотрения функциональных различий договоров необходимо проанализировать связь оптовой торговли с розничной. Розничная торговля характеризуется  тем, что предназначена продавать  товары гражданам. Отношения торговых организаций с покупателями оформляются  договором розничной купли-продажи. В каких бы количествах и как  часто гражданин ни делал свои покупки, для каких бы целей он ни приобретал товары в торговой сети, его отношения будут определяться договорами розничной купли-продажи.

     Учитывая  реально существующее неравенство, закон предоставляет повышенную защиту более слабой стороне –  покупателю. Этим целям служат прежде всего Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ) и ряд норм гл. 30 ГК РФ.

     Нормативными  актами, регулирующими розничную  торговлю, также являются не упоминаемые  в ГК РФ, но имеющие важное значение правила продажи товаров. Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55 (в ред. постановлений Правительства РФ от 20.10.98 № 1222; 02.10.99 № 1104) утверждены в  новой редакции Правила продажи  отдельных видов товаров. Правила  предусматривают различные правовые и организационные требования к  розничной торговле, направленные на обеспечение интересов населения.

     Так, согласно п. 11 Правил продавец обязан доводить до покупателей информацию об изготовителе товара, месте нахождения изготовителя или уполномоченной им организации, обязанной принимать претензии  от покупателя, осуществлять гарантийный  ремонт и сервисное обслуживание товара. Продавец должен иметь и  предъявить покупателю подлинник сертификата  на товар либо копию сертификата, заверенную продавцом, нотариусом или  органом сертификации. Товары бытового назначения должны иметь маркировку на каждом изделии или ярлыки с  указанием наименования изделия, цены, размеров, роста и иных сведений. При обнаружении недоброкачественности  товара покупатель вправе потребовать  замены, уценки либо незамедлительного  безвозмездного устранения недостатков  товара (п. 27 Правил). Информацию об организациях, выполняющих ремонтные и восстановительные  работы, продавец обязан довести до сведения покупателя при продаже  товара.

     Как выглядят условия договора оптовой  купли-продажи, корреспондирующие розничным  договорам? Это могут быть пункты, предусматривающие обязанность  продавца (изготовителя или оптовика) обеспечить наличие на каждом изделии  необходимой маркировки либо ярлыков  с данными, соответствующими российским шкалам ростов и размеров. Должно предусматриваться представление копий сертификатов качества, заверенных определенным органом.

     В договоре оптовой купли-продажи  должна быть определена организация, которая  по поручению изготовителя будет  осуществлять гарантийный ремонт и  техническое обслуживание изделий. Со своей стороны изготовитель или  оптовик обязаны заключить с  такой организацией договор о  гарантийном или сервисном обслуживании граждан, купивших соответствующие  товары.

     Правила розничной торговли налагают свои требования на предмет продажи. Такие требования состоят, в частности, в необходимости  расфасовки товара в количествах, приемлемых для покупателей, применения упаковки, удобной для пользования и  хранения. Операции упаковки и расфасовки экономичнее осуществлять в производственных условиях, поэтому условия об этом должны предусматриваться в договорах  оптовой купли-продажи.

     По  договору оптовой купли-продажи  продавец обязуется в согласованный  срок (или сроки) передать в собственность  покупателю вещи (товары) для продажи  населению в соответствии с требованиями такой продажи, а покупатель принять  вещи и оплатить их стоимость.

     Важные  отличия имеются в правовых возможностях рассматриваемых договоров.

     Договор оптовой купли-продажи объективно необходим для создания товарного  рынка, улучшения торгового обслуживания населения. Российское право в данном отношении отстает от западного. Так, Европарламентом в 1994 г. принята 1-я часть Общеевропейского кодекса  частного права («Принципы европейского договорного права»), фактически являющегося  торговым кодексом Европейского союза. При подготовке этого акта использованы ЕТК США и Венская конвенция  ООН 1980 г. Предусмотренные названными документами правовые модели могут  быть использованы для урегулирования отношений оптовой купли-продажи. Такие меры способствовали бы гармонизации российского и зарубежного права.

     Одновременно  требует усовершенствования договор  поставки. Сейчас нормы об этом договоре носят сборный характер, вынужденно сочетая правила, предназначенные  для регулирования материального  снабжения и оптовой торговли. При этом оказалась утраченной важная специфика, которая была присуща  этому договору с момента возникновения  и вплоть до 1996 г.

     Общая предназначенность договора для  регулирования поставок для государственных  нужд, межрегиональных и кооперационных связей предполагает долгосрочный характер отношений сторон с периодической  повторяемостью операций по передаче и оплате товара. Такие отношения  создают для покупателя возможность  воздействия на производственную деятельность поставщика. Договор поставки позволяет  не только решать вопросы передачи и оплаты товара, но также предусматривать  обязанности поставщика по освоению выпуска новых видов продукции, улучшению качественных характеристик, совершенствованию способов доставки. Разовые краткосрочные договоры поставки (и купли-продажи) малопригодны для решения таких задач.

Информация о работе Экзаменационные задания по "Коммерческому праву"