Для 
крупных и средних потребителей 
выгодно создание дочерних снабженческих 
фирм, так как такие организации 
в отличие от собственных отделов 
снабжения способны осуществлять 
комплексное снабжение. Как показала 
практика, целесообразно создавать 
снабженческие фирмы, обслуживающие 
сразу несколько производителей. 
В этом случае расширяются 
возможности маневра ресурсами 
путем взаимного обмена или 
займа из имеющихся излишков 
у других организаций. Кроме 
того, в перечень товаров, которые 
приходится предлагать для встречных 
продаж или мены, включается ассортимент 
товаров, изготавливаемых не одной, 
а всеми фирмами-учредителями.
 В 
стране образовано немало объединений 
в виде союзов и ассоциаций. 
Важно полнее подчинять их 
деятельность целям формирования 
рынка. Закон объявляет такие 
объединения некоммерческими организациями. 
Поэтому их задачи должны носить 
особый характер: изучение возможностей 
сбыта товаров участниками объединения, 
сбор информации о контрагентах, помощь 
в проведении рекламных кампаний, организация 
ярмарок и выставок и другие действия 
в интересах участников объединения.
 Совершенствованию 
организации товародвижения, оптимизации 
процесса доведения товаров до 
потребителей содействует вступление 
субъектов рынка в различные 
неформальные сообщества. Речь идет 
об образовании договорных или, 
как их чаще называют, контрактных, 
объединений. Такие формирования 
в зарубежной литературе имеют 
различные названия: связанные предприятия, 
система компаний, товарищества 
второй группы, интегрированные 
структуры и др. Задачей их 
деятельности является рационализация 
процесса торговли путем создания 
эффективной цепи бесперебойного 
доведения товара от изготовителя 
до потребителя. За рубежом 
они получили огромное распространение 
и оказывают мощное влияние 
на торговый оборот.
 Одним 
из известных видов контрактных 
объединений являются простые 
товарищества, создаваемые путем 
заключения договоров о совместной 
деятельности. Необходимыми признаками 
простого товарищества выступают: 
заключение участниками договора 
о создании такого товарищества 
либо просто договора о совместной 
деятельности; объединение имущества, 
средств, профессиональных знаний, 
деловых связей и обособление 
этого имущества в качестве 
общей долевой собственности; 
учет общего имущества на отдельном 
балансе одним из участников; 
выдача участниками доверенности 
лицу, на которое возложено ведение 
общих дел.
 Объединение 
в простое товарищество способно 
давать значительный экономический 
эффект. Оно позволяет участникам 
использовать объединенные денежные 
средства, что предпочтительнее 
получения кредита от банков. 
Появляется возможность использовать 
в общих целях складское хозяйство, 
транспортные средства и иное 
имущество отдельных партнеров. 
Каналы сбыта и возможности 
снабжения, имеющиеся у одного 
из участников, могут использоваться 
в интересах других участников.
 Видом 
контрактных объединений являются 
консорциумы. Они образуются предпринимательскими 
организациями для решения общих 
хозяйственных задач: реконструкции 
зданий, строительства складов, транспортных 
узлов, систем связи, прокладки 
дорог и др. ГК РФ не упоминает 
о таких формированиях и их 
приходится создавать в качестве 
простых товариществ.
 Находят 
применение такие образования, 
как финансово-промышленные группы. 
В 2002  г. их было зарегистрировано 
более 70, некоторые из них достаточно 
известны. В Федеральном законе 
от 30.11.95 N 190-ФЗ "О финансово-промышленных 
группах" не получили необходимого 
раскрытия и закрепления возможности 
таких групп, что негативно 
сказывается на их деятельности. 
Названный Закон предусмотрел 
необходимость государственной 
регистрации финансово-промышленных 
групп, придав им самостоятельный 
правовой статус. Такое совершенно 
не отвечает природе этих формирований, 
которые являются классическими 
контрактными объединениями.
 Статьи 
105 и 106 ГК РФ, регулирующие дочерние 
и зависимые общества, предусматривают 
возможность создания неформальных 
сообществ, построенных на участии 
капиталов различных организаций 
в уставных фондах друг друга. 
Такое участие дает высокий 
консолидирующий эффект. Подобные 
интегрированные образования, называемые 
холдингами, также являются видом 
контрактных объединений. Статья 
6 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ 
"Об акционерных обществах" 
предусматривает заключение договоров 
между основными и дочерними 
обществами, в силу которых основные 
общества вправе давать дочерним 
обязательные указания относительно 
их деятельности. Аналогичный порядок 
применяется также в обществах 
с ограниченной ответственностью.
 В 
отношении холдингов имеется 
Временное положение о холдинговых 
компаниях, утвержденное указом 
Президента РФ от 16.11.92 N 1392, которое, 
несмотря на вносившиеся изменения, 
носит в основном ограничительный 
характер. Вместо содействия развитию 
хозяйственной кооперации Временное 
положение фактически сдерживает 
ее.
 В 
торговле достаточно широко распространены 
контрактные оптово-розничные объединения. 
Во главе их обычно стоит 
крупная оптовая фирма, которая 
закупает товары у производителя 
по льготной цене, а затем распределяет 
их по магазинам, входящим в 
объединение. Для укрепления связей 
оптовик оказывает розничным организациям 
различные услуги в виде предоставления 
товарных кредитов, скидок с цены, централизованного 
обеспечения рекламными материалами. 
Розничная организация, получая долю выгоды 
за счет крупных сделок оптовика, заинтересована 
в приобретении и продаже в первую очередь 
его товаров.
 За 
рубежом распространены и другие 
виды контрактных объединений. 
Договоры заключают производственные, 
транспортные, торговые и иные 
фирмы. Такие договоры обычно 
оформляются на несколько лет. 
Заключаемые их участниками договоры 
ведут к появлению на рынке 
"неформальных субъектов". Хотя 
создаваемые сообщества и не 
обладают организационной целостностью, 
поскольку не являются юридическими 
лицами, обязательность договоров 
и риск ответственности сплачивают 
его участников ничуть не слабее, 
чем слияние в единое юридическое 
лицо.
 Контрактные 
объединения - чрезвычайно значимое 
явление. Во всем мире они 
служат важными звеньями структуры 
рынка. Они должны активно внедряться 
и в российскую хозяйственную 
практику. 
3. Особого 
внимания требуют специальные 
субъекты, действующие в сфере 
торгового оборота в качестве 
организаторов товарного рынка. 
Развитие таких субъектов - обязательное 
условие формирования структуры 
товарного рынка. Между тем 
в их деятельности наблюдаются 
значительные сложности.
 Так, 
серьезнейшие проблемы имеются 
в правовом регулировании товарных 
бирж. Их организация и деятельность 
в настоящее время регламентируется 
законом РФ от 20.02.92 N 2383-1 "О товарных 
биржах и биржевой торговле" 
и рядом других актов. Закон 
детально определяет порядок 
биржевых торгов, копируя зарубежные 
правила. Однако из-за серьезных 
просчетов в построении и организации 
деятельности российские товарные 
биржи являются таковыми лишь 
по названию.
 Достаточно 
сравнить их основные характеристики.
 Указанные 
различия показывают принципиальную 
противоположность зарубежных и 
отечественных бирж. По своей 
сущности российские "биржи" 
являются организациями мелкопартионной 
торговли различными товарами.
 Российские 
биржи в принципе не способны 
осуществлять биржевые торги 
по стандартным контрактам, поскольку 
каждый продаваемый товар по 
виду, количеству и стоимости 
несопоставим с другим и требует 
индивидуальной выработки условий 
контракта. По причине разнородности 
и невзаимозаменяемости поступающих 
на торги товаров биржи не 
могут перейти на фьючерсную 
и опционную торговлю. Полностью 
исключено страхование (хеджирование) 
контрактов и ликвидация их 
через расчетную палату фирмы.
 Главная 
функция биржи - формирование 
общественно обоснованных цен 
на товары в рыночных условиях. 
Биржа служит механизмом выявления 
соотношения спроса и предложения, 
определения общественно необходимых 
цен на основные сырьевые ресурсы 
и отсюда - на огромное количество 
производных и зависимых товаров.
 В 
стране наблюдаются серьезные 
проблемы с ценообразованием 
на зерно, нефтепродукты, ряд 
других ресурсов. Диктат и сговоры 
монополистов позволяют обрушивать 
закупочные цены на зерно, понуждая 
производителей продавать его 
почти по себестоимости, а с 
другой стороны, - постоянно наращивать 
цены на горючее и химикаты 
для тех же сельхозпроизводителей.
 Отсюда 
возникает стратегическая задача 
создания нескольких подлинных 
бирж, организующих торговлю массовыми 
сырьевыми товарами: лесом, металлом, 
зерном, углем и др.
 В 
процессе лицензирования бирж 
должна быть обеспечена их 
строгая специализация на торговле 
определенным видом сырьевых 
ресурсов. Следует проверять соответствие 
принимаемых биржами правил проведения 
торгов требованиям закона, чтобы 
исключить превращение бирж в 
магазины оптовой торговли. Для 
каждой биржи требуется создание 
разветвленной сети брокерских 
организаций, позволяющих вовлечь 
в биржевые торги максимально 
широкий круг производителей, потребителей 
и торговцев соответствующими 
ресурсами. Без правовой поддержки 
и стимулирующих мер со стороны 
государства едва ли удастся 
создать в России биржи как инструменты 
рыночного формирования цен на соответствующие 
сырьевые товары, а следовательно, и построить 
нормальные рыночные отношения.
 Серьезные 
правовые и организационные меры 
требуются для налаживания такого 
механизма организации товарного 
рынка, как оптовые ярмарки. 
Во всех развитых странах они 
используются как эффективное 
средство налаживания договорно-хозяйственных 
связей между изготовителями, потребителями 
и посредниками.
 Постановлением 
Правительства РФ от 12.04.2000 N 328 "О 
Комиссии Правительства Российской 
Федерации по выставочно-ярмарочной 
деятельности"*была создана в 
качестве координирующего органа 
Комиссия Правительства РФ. Основными 
задачами Комиссии названы координация 
действий заинтересованных федеральных 
органов исполнительной власти 
и организаций в данной области; 
разработка предложений о развитии 
выставочно-ярмарочной деятельности; 
содействие осуществлению принципов 
международной выставочно-ярмарочной 
деятельности.
 Образование 
названной Комиссии оказалось 
явно недостаточной мерой. Так, 
не была выработана общегосударственная 
концепция развития выставочно-ярмарочной 
деятельности. Не налажено составление 
координированных планов проведения 
ярмарок, позволяющих обеспечить 
согласованность этих мероприятий. 
В государственном бюджете не 
предусматривается выделение средств 
для участия российских предпринимателей 
(кроме оборонных отраслей) в важнейших 
международных ярмарках. Следовало 
бы предусмотреть регулярное 
проведение в России нескольких 
международных ярмарок для содействия 
продвижению отечественных товаров 
на зарубежные рынки.
 Один 
из основных просчетов состоит 
в том, что до настоящего 
времени отсутствуют нормативные 
правовые акты, регулирующие деятельность 
оптовых ярмарок и выставок.
 Оптовые 
продовольственные рынки призваны 
выполнять важные задачи организации 
оптовой продажи продукции, производимой 
сельскохозяйственными организациями 
и фермерами, для магазинов, 
точек питания и других крупных 
потребителей. Кроме отличия по 
предмету, а это только сельскохозяйственная 
продукция, рынки отличаются от 
оптовых ярмарок тем, что работают 
постоянно, круглогодично.
 В 
Федеральной программе стабилизации 
и развития агропромышленного 
производства в Российской Федерации 
на 1996-2000 годы, утвержденной постановлением 
Правительства РФ от 15.04.96 N 471, признано 
необходимым создание оптовых 
продовольственных рынков. Отдельные 
правовые вопросы деятельности 
оптовых продовольственных рынков 
определяются Положением о межведомственной 
комиссии по регулированию продовольственного 
рынка, утвержденным постановлением 
Правительства РФ от 14.04.99 N 427. Вместе 
с тем полноценная правовая 
основа организации и деятельности 
оптовых продовольственных рынков 
отсутствует. Этим в немалой 
степени обусловливается их крайне 
слабое развитие в России.