Избирательная система современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 18:22, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы состоит в том, что, избирательная система определяет порядок проведения выборов в государстве, а также включает в себя все общественные отношения, связанные с ними, процесс реформирования избирательной системы в Российской Федерации продолжается, и развитие и совершенствование избирательного права еще не исчерпало себя в деле создания оптимального правового режима, отвечающего интересам последовательного становления представительных основ народовластия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

1. Понятие и виды избирательных систем…………………………………..5

2. Общая характеристика избирательной системы в Российской Федерации…………………………………………………………………………..11

3. Основные тенденции и проблемы развития избирательных институтов в Российской Федерации……………………………………………………………….18

Заключение………………………………………………………………......24

Список использованной литературы……………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Избирательная система.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

      При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном  округе  кандидатов,  тем  меньше  вероятность,  что  кто-то из  них получит  абсолютное большинство  голосов.  Поэтому  выборы  по  данной  системе  часто  оказываются  нерезультативными. Преодолевается  нерезультативность  перебаллотировкой  кандидатов,  собравших  определенную  долю голосов. Это так называемый второй тур выборов.

      Достоинствами   мажоритарной   системы   при    простоте  определения 

результатов  голосования  является  то, что  избранный  кандидат  или  список  кандидатов  представляет  абсолютное  большинство избирателей; каждый кандидат может стать победителем; система поддерживает региональные преференции; не позволяет партиям довлеть над политиками и избирателями.

        Однако, серьезный недостаток мажоритарной системы в целом – большая потеря голосов. Все голоса, поданные за проигравших кандидатов, не влекут за собой никаких юридических последствий, и таких голосов может быть гораздо больше половины (если для победы требуется лишь относительное большинство).  В условиях  многопартийности  данная  система не  всегда  результативна, поскольку непросто  собрать сразу же,  в первом  туре,  более половины  голосов избирателей. ля устранения данного недостатка иногда применяется повторное голосование. Оно проводится во столько туров, сколько  необходимо для того,  чтобы  кто-либо  из кандидатов  набрал абсолютное большинство голосов. Еще один минус мажоритарных систем - непартийность выборов. Даже если все кандидаты будут выдвигаться  только политическими партиями, это все равно не позволит адекватно отразить в парламенте расклад политических сил в обществе: избиратели будут голосовать в первую очередь за того кандидата, который  популярнее в конкретном округе, голосовать за лицо, а не за политическую платформу. В этом есть и плюс: такой депутат будет больше ратовать за  своих избирателей, но элемент партийности выборов при этом теряется7. Выделяют и другие недостатки мажоритарной системы: ослабляет оппозицию, что отрицательно влияет на демократические устои общества; устанавливает зависимость результатов голосования от численности и географии избирательных округов, что создает возможность махинаций с определением их границ с целью извлечения избирательных выгод; создает возможность перевеса региональных интересов над общенациональными; приводит к удорожанию избирательного процесса при необходимости проведения второго тура выборов.

      Другой  вид избирательной системы - пропорциональная система или система пропорционального представительства  партий и движений.  При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов,  пропорциональное числу голосов, поданных  за  ее  кандидатов  на  выборах.  Голосование  проводится  по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не   между   персонами,   а между  партиями  и голосует за список кандидатов8. Для  реализации  пропорциональной  избирательной  системы  необходима  многопартийная политическая система.

      Пропорциональная  система имеет свои достоинства  – она позволяет  свести  до минимума потерю голосов избирателей  и обеспечить более широкое  представительство  политических партий и объединений.

      Недостатками  пропорциональной  избирательной  системы  являются:  ослабление личных  связей  избирателей  и  их  избранников,  персональной  ответственности  депутатов  перед избирателями;  данная  избирательная система может привести  к излишнему дроблению состава законодательного (представительного) органа, что негативно отражается на его работе; создает зависимость депутатов от партийной фракции; стимулирует создание коалиционных правительств, которые, как правило, менее эффективны, чем однопартийные; потенциально увеличивает влияние партийной элиты на формирование избирательных списков, особенно при системе голосования по закрытым спискам.

      Неоднократно  в отечественной юридической  науке высказывалось мнение, что мажоритарная и пропорциональная  избирательные  системы  гармонично  дополняют  друг  друга,  недостатки  одной системы нейтрализуются достоинствами другой, а вместе они способствуют наиболее эффективному и полному учету интересов всех избирателей.

      О смешанной избирательной  системе  говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. К  плюсам  смешанной  формы  избирательной  системы  можно  отнести  отсутствие противопоставления  одной  модели  избирательной  системы  другой.  Сочетание  двух  моделей  также взаимно позволяет снизить негативные последствия применения конкретной избирательной системы.  

      2 Общая характеристика избирательной системы в Российской Федерации 
 

      Становление современной российской избирательной системы связано с принятием 12 декабря 1993г. действующей Конституции РФ. Конституция ввела принципиально новую для России систему органов государственной власти и местного самоуправления на основе разделения ветвей власти, отделения органов местного самоуправления от системы органов государственной власти. Особенностью новой Конституции является отсутствие специальной главы «Избирательная система». Несмотря на это, основные положения, на которых зиждется избирательное право и строится избирательная система, установлены: высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3), право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право на участие в референдуме (часть 2 статьи 32), признание в Российской Федерации политического многообразия, многопартийности (часть 3 статьи 13). Конституцией (часть 4 статьи 81) установлены принципы выборов Президента Российской Федерации. В отношении выборов депутатов Государственной Думы, в иные законодательные (представительные) органы государственной власти, местного самоуправления принципы избирательного права имеют законодательный характер. Действующая Конституция РФ не связывает выборы с процедурой формирования какой-либо одной системы органов власти. В ней выборы предусматриваются как универсальный институт народовластия, атрибутивно связанный с демократией. Также и право гражданина избирать и быть избранным представлено здесь в более широком аспекте, чем в предыдущих конституциях.

      В избирательном законодательстве Российской Федерации представлены

следующие уровни выборов органов государственной власти: федеральные выборы, региональные выборы, выборы органов местного самоуправления.

        Основополагающим законодательным актом, регулирующим избирательный процесс в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который под гарантиями понимает установленные Конституцией, законом, иным нормативным актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан РФ. Применительно к выборам предметом его регулирования являются основные гарантии реализации конституционного права граждан РФ избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, универсальные принципы и общий порядок участия граждан в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права (волеизъявления) при тайном голосовании и свободном добровольном их участии в выборах. Ряд статей этого закона касается повышения роли партий в избирательном процессе.

      Применяются и другие федеральные законы, содержащие отдельные нормы избирательного права. Иные федеральные акты о выборах - это указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Президент РФ вправе принимать указы, восполняющие недостаточность правовой базы при проведении региональных и муниципальных выборов9.

      Выборы  на федеральном уровне - это выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

      Точный  порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Проводятся выборы по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Выборы осуществляются по мажоритарной системе.  Пункт 3 статьи 76 Закона гласит: «избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании...» Это система абсолютного большинства. В том случае, если выборы признают несостоявшимися, назначается повторное голосование, на котором применяется система относительного большинства (пункт 4 статьи 77):  «… избранным на должность Президента Российской Федерации считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата». Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Срок полномочий действующего Президента РФ  4 года,  но со следующих выборов он будет составлять 6 лет – в часть 1 статьи 81 Конституции РФ внесены поправки,  вступившие в силу 31 декабря 2008 года.

      Исторически сложилось так, что порядок проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в значительной мере определял основные направления развития всей системы российского избирательного законодательства. 1993-1995гг. работы Федерального Собрания – переходный период российского парламентаризма. После декабря 1995г. Россия вошла в четырехлетний цикл выборов депутатов Государственной Думы и систему постоянно действующего сменяющегося путем периодической ротации Совета Федерации. Следующим избирательным кампаниям 1999-2000гг. предшествовало принятие Федерального закона от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также очередные редакции этого закона и Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Выборы осуществлялись по смешанной системе (225  депутатов избирались  по одномандатным округам по мажоритарной системе  относительного  большинства, другие 225 депутатов – по общефедеральному избирательному округу по пропорциональной системе).

      Значительным  шагом на пути развития избирательной системы стали закрепленные в федеральном законодательстве принципы обязательности и периодичности выборов; впервые была допущена возможность использования избирательного залога; разработан комплекс мер, направленных на противодействие проникновению во властные структуры криминальных лиц; введены дополнительные основания отмены регистрации кандидатов.

      18 мая 2005 года был принят новый Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», регламентирующий проведение выборов уже по пропорциональной избирательной системе.

      Также был принят новый вариант Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»» в редакции Федерального закона от 21 июля 2005г. №93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому законодатель установил единые даты голосования, упразднил институт избирательных блоков, внес изменения в статус депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и внутрипарламентскую деятельность. 

      Не менее важным свершившимся фактом стала отмена графы «против

всех»10 и отмена порога явки избирателей на выборах всех уровней11.

      Развитие  самостоятельной системы избирательного законодательства субъектов Российской Федерации основывается на принципах и началах федерального законодательства, но при этом учитываются национальные, социальные и территориальные особенности субъекта.

      С принятием  Конституции Российской Федерации 1993г. субъекты РФ получили право принимать собственные нормативно-правовые акты, иметь свой основной закон, конституцию, устав. Выборы в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляются в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. В ряде субъектов РФ приняты избирательные кодексы, регулирующие организацию как выборов уровня субъекта Федерации, так и местных выборов. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона. Важным толчком в развитии избирательного законодательства субъектов также послужило принятие Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с чем у субъектов появилась возможность самостоятельно определять свой статус, систему, структуру. Законом были установлены общие правила применения смешанной избирательной системы при проведении выборов на региональном уровне12. Ранее в подавляющем числе субъектов РФ на выборах применялась мажоритарная избирательная система. С 2003 года увеличивается количество регионов, осуществляющих переход от преимущественно мажоритарной к смешанной избирательной системе, а в настоящее время - к пропорциональной.

Информация о работе Избирательная система современной России