Гражданство как институт государственного права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:17, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе реализации законодательства по вопросам гражданства РФ.

Предмет исследования составляют нормативно - правовые акты, регулирующие вопросы гражданства РФ, а также теоретические положения, регулирующие вопросы получения и лишения гражданства РФ.

Целью данной работы является исследование института гражданства Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи;

1. Выделить понятие и принципы гражданства РФ;

2. Рассмотреть основания приобретения и прекращения гражданства РФ;

3. Рассмотреть порядок и проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………..……………………….3

Глава 1. Общая характеристика института гражданства РФ

1.1 Понятие, основные принципы гражданства……………………...…...………….6

1.2 Основания, порядок приобретения гражданства………………..……………...10

1.3 Основания, порядок прекращения гражданства………………………………..17

1.4 Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов, попечителей. Гражданство недееспособных лиц…………………………………...19

Глава 2. Порядок и современные проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ……………………………………………………………………….22

2.1 Государственные органы, ведающие делами о гражданстве РФ……………...22

2.2 Современные проблемы института двойного гражданства……………………27
Заключение……………………………………………………………………………32

Библиографический список……………………………………………......................34

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)

    Принципы  гражданства - это фундаментальные начала, которые положены в основу правового регулирования отношений гражданства. В законодательстве Российской Федерации выделяются несколько принципов российского гражданства:

    1. Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства этот принцип важнейший и закрепляется в Конституции (ст.6).

    2. Гражданство в РФ является равным независимо от оснований приобретения. Законодательством не предусмотрены какие-либо отличия и особенности в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и т.д. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

    3. Гражданство РФ имеет свободный характер. Это означает, что гражданин РФ вправе изменить свое гражданство, выйдя из российского гражданства. Право на выход связано с тем, что гражданство - это не принадлежность лица государству, а двусторонняя связь, что предполагает расторжение ее по взаимному согласию.

    4. Гражданство РФ экстерриториально, то есть проживание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства. Российский гражданин вправе жить в том месте, которое он избирает.

    5. Гражданство РФ неотъемлемо. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Лишение - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Раньше это широко применялось.

    6. Вместе с тем Конституция гарантирует право изменить свое гражданство. Это право может быть реализовано путем выхода из российского гражданства или выбора гражданства (оптации). Изменение гражданства осуществляется только на основе добровольного волеизъявления лица, но не может быть односторонней акцией, так как гражданство характеризуется взаимной ответственностью государства и личности и регламентируется законом.

    7. Закон о гражданстве особо оговаривает, что проживание гражданина России за ее пределами не прекращает его гражданства и что российские граждане за границей пользуются защитой и покровительством Российской Федерации. В то же время, согласно ст. 61 Конституции, гражданин России не может быть выслан за пределы страны, а также выдан (это касается преступников) другому государству ни по каким основаниям. Этому конституционному положению противоречила норма ст. 1 (ч. 3) Закона о гражданстве 1991 года, исходя из которой возможна выдача российского гражданина другому государству на основании закона или международного договора Российской Федерации. В данной части указанная норма Закона фактически утратила силу, так как Конституция - правовой акт высшей юридической силы - решила вопрос иначе. Закон о гражданстве 2002 года повторил конституционную норму в качестве одного из принципов7.

     В целом следует признать, что действующее  законодательство о гражданстве  определило основные принципы гражданства, которые в целом соответствуют общепринятым международным принципам. При этом в каждом государстве регулирование вопросов порядка приобретения и прекращения гражданства имеет некоторые особенности.

    1.2 Основания, порядок приобретения гражданства.

     В соответствии со ст. 11 Закона 2002 года гражданство  Российской Федерации приобретается:

  1. по рождению;
  2. в результате приема в гражданство Российской Федерации;
  3. в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; (иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.13 закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет).
  4. по иным основаниям, предусмотренным законом или международным договором Российской Федерации.

     Закон также указывает в качестве оснований  приобретения гражданства выбор  гражданства при изменении Государственной  границы Российской Федерации (ст.17) – при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации8.

     Нужно сказать, что закон 2002 года практически  не изменил основания приобретения гражданства. Очевидно, что признание  гражданства потеряло актуальность, т.к. все, кто был гражданином СССР и проживал на территории России в момент прекращение существования СССР уже был признан гражданином России в 1991 г.

     В законе 1991 г. содержалось в качестве приобретения гражданства России регистрация. Нужно отметить, что хотя регистрация  и не упоминается в новом законе, она фактически повторена в системе упрощенного приобретения гражданства с изменением ее условий. При этом следует согласиться с А.Б. Блиновым и Н.Ю. Чаплиным, что само исключение категорий признаний и регистрации является весьма важным и прогрессивным явлением9.

     В то же время, значительные изменения  закон 2002 года внес в условия приобретения гражданства. Срок непрерывного проживания на территории Российской Федерации  до подачи заявления о приеме в  гражданство увеличивается с  трех до пяти лет, что соответствует Европейской конвенции о гражданстве и укоренившейся практике европейских государств. Например, законом о гражданстве Германии установлена длительность непрерывного проживания в стране в восемь лет.

     Также в России появились новые условна приема в гражданство — владение русским языком, наличие законного источника средств к существованию, а также обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося гражданства, отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или действующим законом о гражданстве либо цели отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Данные условия имеют много общего с условиями приема в гражданство в Германии. Так, чтобы стать гражданином Германии, необходимо быть в состоянии обеспечить себя и свою семью, отказаться от прошлого гражданства, владеть в необходимой степени немецким языком и т.д.10

     Рассмотрим  основные положения порядка приобретения гражданства по новому закону.

     Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

  1. оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
  2. один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
  3. один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
  4. оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство. Нужно отметить, что в этот пункт законом от 11 ноября 2003 года внесено важное дополнение, согласно которому на территории России проживали оба родителя или единственный родитель.11

     Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

     Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет  и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

  1. проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года;
  2. обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
  3. имеют законный источник средств к существованию;
  4. обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
  5. владеют русским языком12; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Организация государственного тестирования по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации осуществляется на основании приказа Минобразования РФ от 20 июня 2003 г. №2606.

     Срок  проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  1. рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;
  2. состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
  3. наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации;
  4. наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
  5. предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
  6. признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом13.

     Нужно отметить, что некоторые из этих условий с 1 января 2004 года теряют свою силу, а точнее становятся условиями для принятия гражданства в упрощенном порядке. К таким условиям отнесены:

  1. наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
  2. предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
  3. признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом14.

     Прием в гражданство Российской Федерации  в упрощенном порядке вызвал особые дискуссии. Законом 2002 года были определены следующие особенности прием в гражданство в упрощенном порядке.

     Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет  и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения общих условий, если указанные граждане и лица:

  1. имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;
  2. имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

     Законом от 11 ноября 2003 года было определено, что  с 1 января 2004 года к этим условиям добавляется  еще одно очень важное условие, которое во многом сняло остроту вокруг порядка приобретения гражданства:

    • являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

     В гражданство Российской Федерации  принимаются в упрощенном порядке  без соблюдения условий ребенок  и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

  1. ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
  2. ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя;
  3. ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации15.

Информация о работе Гражданство как институт государственного права РФ