Гражданское общество и общественные объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание

Проблематика гражданского общества по-прежнему не теряет своей актуальности. И это понятно, поскольку не везде ещё существуют государства и страны, которые стремятся строить свои взаимоотношения с обществом на принципах социального партнёрства и равноправия граждан этого общества, которые идут к созданию правового государства и гражданского общества. Вот почему всё, что связано с темой гражданского общества и его аспектов продолжает интересовать исследователей – гуманитариев: юристов, социологов, политологов, философов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. С.3
Глава 1.Возникновение и условия функционирования гражданского общества…………………………………………………………………… С.6
§1.Возникновение, концепции и функции гражданского общества…………………………………………………………………… С.6
§2. Структура Гражданского общества. Общественные организации, объединения, неправительственные организации……С.10
Глава 2. Формирование и сегодняшнее состояние гражданского общества в России……………………………………………………….. С.15
§1. Истоки гражданского общества в России…………………………С.15
§2.Общественные и неправительственные организации в России…С.18
§3. Перспективы гражданского общества в России………………….. С.23
Заключение………………………………………………………………… С.25
Список используемой литературы……………………………………… С.27

Работа состоит из  1 файл

Гражданское общество и общественные объединения.docx

— 63.78 Кб (Скачать документ)

  Необходимо дать  определения тем  общественным объединениям, которые составляют  структуру гражданского  общества.

«Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Неправительственные организации - неправительственной называется любая организация, которая не является частью какого-либо государственного института. Обычно этим термином обозначают добровольческие, профессиональные либо благотворительные организации. К их числу относятся правозащитные, гуманитарные организации, профсоюзы, религиозные объединения, политические союзы; фонды, а также профессиональные, юридические и иные

 

                                                                                                                                13

организации, в том числе  занимающиеся образованием в области прав человека.

    Некоммерческая организация (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации.»13

     Примером страны, в которой добровольные ассоциации играют заметную роль, является США. «По подсчетам экспертов, 75% населения входит в одну из ассоциаций. Члены ассоциаций работают бесплатно. Их большое влияние в обществе объясняется способностью членов привлекать людей и собирать деньги на свою деятельность. Расцвет развития общественных объединений в Соединенных Штатах Америки и в Западной Европе пришелся на шестидесятые годы. Социологи объяснили это тем, что самореализация вне рамок работы стала приобретать все большую ценность в сознании людей. В 1990-х годах в Соединенных Штатах Америки насчитывалось 1,4 миллиона неправительственных объединений, а более 50% населения добровольно работали в различных движениях и организациях. В Европе картина примерно та же.

    Европейский союз допускает участие НПО в процессе разработки политики и принятия решений, не только как необходимость, но и как требование демократической системы. Страдая от общего демократического дефицита из-за косвенной формы представительства и политического назначения, ЕС включает НПО в политические процессы в целях повышения их демократической легитимности и приближения к своим гражданам. Учреждения ЕС также приветствуют вклад таких сторонних институтов, как гражданское общество вследствие недостаточного уровня и опыта персонала в Европейском

_________________________________________________________________

12.

      Гражданское общество: истоки и современность…. С.9

13.

     Общественное объединение//www.Википедия….

     Некоммерческая организация//www.Там же.

     Неправительственные  организации//www.Мир словарей.

                                                                                                                               14

 

парламенте. В связи с этим, ЕС дает группам по интересам привилегированный доступ к определяющим моментам процесса выработки политики. Еврокомиссия официально признала вклад НПО, который создается при помощи различных инструментов, таких, например, как консультации. В целом хорошие отношения между ЕС и европейскими НПО, и вера в полезность НПО проявляются в распределении финансовой помощи ЕС, состоящей из более чем 1 млрд. евро, ежегодно выделяемого НПО для реализации проектов. Тем не менее, доступ к ним не равный во всей системе ЕС. НПО, как правило, имеют самые лучшие отношения с членами Европейского парламента, до такой степени, что НПО представляют законопроекты от имени парламентария. Еврокомиссия является несколько менее открытой, а Совет Европы является самым тяжелым для доступа некоммерческих организаций.»14

   Оказание разносторонней поддержки общественным объединениям как важным элементам института гражданского общества рассматривается сегодня как часть государственной политики в области сотрудничества государства и гражданского общества. Концепция правового государства и гражданского общества предполагает, что общественные объединения являются важной составной частью государства, выступают связующим элементом между государством и личностью. Поэтому задача любого государства всемерно содействовать дальнейшему развитию этих общественных организаций, строить свою политику на принципах социального партнёрства и равноправного существования с этими объдинениями.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

14.

     Мелехин А.В. Указ. Соч. С.576.

 

                                                                                                                                 15

 

                                              Глава 2.

Формирование  и сегодняшнее  состояние гражданского общества в России.

 

§1. Истоки гражданского общества в России.

  

   Для нашей страны  путь к гражданскому  обществу, равно как  и к правовому  государству, никогда  не был и не  будет простым.  Причин тому несколько: во-первых, гражданское общество в нашей стране ещё только формируется, его нынешняя структура размыта и аморфна, а нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения.В –третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы. В-четвёртых настоятельно требуют своего решения чисто правовые вопросы. Причём наиболее сложными из них являются понимание и усвоение права широкими слоями населения, формирование устойчивых правовых традиций в массовом сознании. Ну и конечно принятие «работающих» и не противоречащих друг другу законов.

  Становление гражданского  общества в России  началось после  Октябрьских событий  1917 г. Тогда после  свержения самодержавия и начала строительства государства и общества нового социально-политического типа, казалось возможным и существование в нём основ гражданского общества. Но последовавшие за этим события гражданской войны и превращения СССР в тоталитарное государство на долгие десятилетия «заморозили» саму идею гражданского общества в нашей стране. И только с началом «перестройки» , распадом СССР и строительством новой российской государственности стало возможным вернуться к созданию гражданского общества в России.

  «Несмотря на начавшиеся в 1985 г. преобразования, проблема формирования предпосылок гражданского общества пока решается

медленно. Особенно «проблемной» является экономическая сфера

общественных  отношений. Перераспределение собственности через

приватизацию  по объективным и  субъективным причинам не привело,

как ожидалось, к созданию многочисленного  среднего класса. Соб-

ственность  в большинстве  своем перестала  быть государственной. Перейдя в руки новых собственников, она по-прежнему используется

не  очень эффективно и далеко не всегда в интересах государства и

общества.

                                                                                                                                16

 

Экономическая политика государства  пока недостаточно последовательно стимулирует формирование предпосылок для

увеличения  численности среднего класса. Имевшие место обесценивание

денежных  вкладов; достаточно высокий уровень инфляции; сильный

налоговый пресс, ограничивающий предпринимательскую

деятельность, отсутствие развитой частной собственности  на землю —

не  позволяли делать серьёзные вложения средств в производство,

в землю, не способствовали становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями.

   «В целях более эффективного осуществления демократических преобразований в России и быстрейшего построения основ

гражданского  общества еще 26 мая 1994 г. состоялось рабочее

совещание по государственной  поддержке института гражданского общества. Принятый на нем итоговый документ носил программный

характер. Участники совещания  отметили, что становление  в России гражданского общества является основой и гарантией необратимости

общества  является основой  и гарантией необратимости демократических преобразований. Без самоорганизации граждан,

многообразия  гражданских инициатив  невозможно по-настоящему

эффективное функционирование общественных механизмов, их естественное реформирование и развитие, а, следовательно, полноценная устойчивая и благополучная жизнь человека.

Законы, призванные придать формированию в стране гражданского общества цивилизованный характер, должны отвечать некоторой

совокупности  необходимых принципов  взаимодействия общества и

государства, выработанных мировой и отечественной демократической теорией и практикой. К их числу относятся:

1. Обеспечение прав  человека в полном объеме, в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и международно-правовыми

нормами.

2. Обеспечение добровольной  гражданской кооперации  посредством свободы ассоциаций.

3. Обеспечение полноценного  общественного диалога,  идейного плюрализма и терпимости к различным взглядам.

4. Правовая защищенность  гражданского общества  и его структур.

5. Ответственность  государства перед  гражданином; осознанное самоограничение власти.

Правовая  база гражданского общества должна представлять собой систему содержательно взаимосвязанных блоков законодательства,

отражающего федеративный характер государственного устройства России, проблемы взаимоотношений граждан и государства в

экономической, социальной сферах и  создающего правовые основы деятельности институтов гражданского общества.

                                                                                                                               17

 
 

Фундаментом гражданского общества в экономической  сфере призван  стать новый Гражданский кодекс Российской Федерации принятый ещё конце прошлого века, и предоставляющий возможность по: формированию цивилизационного российского рынка;

  закреплению автономии  и независимости  личности в экономике;

  обеспечению признания  и защиты частной собственности наравне с другими видами собственности; свободе договора как основы экономической активности всех слоёв гражданского общества.

     Указанное выше совещание отметило, что основы отношений между обществом и государством дожны строиться на правовой основе,

соответствующей нормам международного права. Было

Информация о работе Гражданское общество и общественные объединения