Гражданское общество и общественные объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание

Проблематика гражданского общества по-прежнему не теряет своей актуальности. И это понятно, поскольку не везде ещё существуют государства и страны, которые стремятся строить свои взаимоотношения с обществом на принципах социального партнёрства и равноправия граждан этого общества, которые идут к созданию правового государства и гражданского общества. Вот почему всё, что связано с темой гражданского общества и его аспектов продолжает интересовать исследователей – гуманитариев: юристов, социологов, политологов, философов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. С.3
Глава 1.Возникновение и условия функционирования гражданского общества…………………………………………………………………… С.6
§1.Возникновение, концепции и функции гражданского общества…………………………………………………………………… С.6
§2. Структура Гражданского общества. Общественные организации, объединения, неправительственные организации……С.10
Глава 2. Формирование и сегодняшнее состояние гражданского общества в России……………………………………………………….. С.15
§1. Истоки гражданского общества в России…………………………С.15
§2.Общественные и неправительственные организации в России…С.18
§3. Перспективы гражданского общества в России………………….. С.23
Заключение………………………………………………………………… С.25
Список используемой литературы……………………………………… С.27

Работа состоит из  1 файл

Гражданское общество и общественные объединения.docx

— 63.78 Кб (Скачать документ)

   Материалистическую  характеристику гражданского  общества дали  К.

Маркс и Ф.Энгельс, писавшие о гражданском  обществе, как о  сфере

  Материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно                                                                                                                   __________________________________________________________________

7.

   Теория государства  и права…С.88

                                                                                                                                   8

оно является первичным  по отношению к  государству, гражданская  жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство.»8

Таким образом, становление  концепции гражданского общества прошло путь от идей и трудов мыслителей XVII в., Просвещения и Немецкой классической философии до философии и социологии марксизма. Первые из них, уже в те времена осознавали необходимость чёткого разграничения между государством и гражданским обществом, но отдавали приоритет во взаимодействии государства и гражданского общества государству(особенно это было характерно для Г.Гегеля). В философии и социологии марксизма, а также в большинстве современных политологических и социологических теорий, напротив, утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса.

  Основными признаками  гражданского обшества  являются: сообщество  свободных индивидов;  открытость социального  общества; наличие  сложноструктурированной  плюралистической  системы; это также и саморазвивающаяся и самоуправляемая система общества; наличие правового демократического общества; определённый уровень развития гражданской культуры; конкуренция образующих его структур и различных групп людей; легитимность.

   Функции, которые  выполняет гражданское  общество для своего  развития следующие  «На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур. На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления. Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации

  Гражданское общество выполняет также фунцию

__________________________________________________________________

8.

   Мелехин А.В. Указ. соч. С.574-575.

 
 

                                                                                                                                9

 

социального контроля по отношению  к своим членам. Оно независимо от государства, располагает  средствами и санкциями, с помощью которых  может заставить  индивида соблюдать  общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

Гражданское общество выполняет и коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» — прочные структуры гражданского общества.»9

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9.

    Гражданское общество: истоки и современность…. С.6-7

 
 

                                                                                                                                  10

 

§2. Структура Гражданского общества. Общественные организации, объединения, неправительственные организации.

 

Гражданское общество включает всю  совокупность межличностных  отношений, развивающихся вне рамок и без вмешательства

государства. Оно имеет развевлённую систему независимых от

государства общественных институтов, реализующих повседнвные и

коллективные  потребности. Поскольку интересы граждан неравно-

значны, постольку и сферыгражданского  общества имеют определенную соподчиненность, которую можно выразить следующим образом.

«Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т. д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют

производственные  отношения. Они составляют как бы первый уровень

межличностных взаимосвязей. Эти  потребности реализуются через

такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации. Потребности в

продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном со-

вершенствовании и вере, информации, общении и т. д. реализует комплекс социо-культурных отношений, включающих

семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия.

Они образуют уже второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институ-

тов., как семья, церковь, образовательные  и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

     Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребности в политическом участии, связанных

индивидуальным  выбором на основе политических предпочтений и

ценностных  ориентаций. Этот уровень  предполагает сформированность

у индивида конкретных политических позиций. Политические пред-

почтения  индивидов и групп  реализуются с  помощью групп  интересов, политических партий, движений и т.д.»10 В гражданском обществе разрабатывается единый комплекс основополагающих, осевых принципов, ценностей, ориентации, которыми руководствуются в своей жизни все членыобщества, какое бы место в общественной пирамиде они ни занимали. Этот комлекс, постоянно совершенствуясь, обновляясь, скрепляет воедино общество и определяет основные характеристики как экономической, так и политической его подсистемы. Экономическая и политическая свободы считаются формой

проявления  более фундаментальной  свободы человека как члена

общества, как самоценной личности.

10.

     Мелехин А.В. Указ.соч. С. 576.

                                                                                                                               11

 

Таким образом, в структуру  гражданского общества входят различные  политические партии и лоббистские  организации создаваемые  при законодательных  и правительственных  органах; общественно-политические организации и  движения ( экологические – Гринпис например, антивоенные, правозащитные – Международный суд в Гааге); научные и культурные организации и общества; мунитципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы, незавсимые СМИ; союзы потребителей и предпринимателей, благотворительные фонды и т.д. Для каждой страны число этих организаций и их участников разнообразно, но в любой стране имеются такие обзщественные объединения, организации, неправительтвенные организации, которые и составляют структуру гражданского общества любой страны.

  Так, например  «…в Англии, во Франции, в Австрии и других западноевропейских странах 4/5 всех предприятий - негосударственные. В США же вообще нет государственных промышленных и торговых предприятий, нет и государственных коммерческих банков.)

  В разных странах права и функции рабочего представительства в части управления указанными социальными учреждениями различны. Они определяются соответствующим законодательством в каждой стране. Наиболее разработано и проверено многолетней практикой это законодательство во Франции. Здесь заводские комитеты имеют право: предварительной консультации. Это означает, что ни один предприниматель не имеет права принять какие-либо производственные шаги, не уведомив об этом предварительно заводской коллектив. Это касается управления производством, изменений численности и структуры штатов, продолжительности рабочей недели, мероприятий по внедрению новой технологии, изменений, связанных с организацией предприятия - юридической и экономической; получения документации, содержащей сведения о предприятии. Заводские комитеты возникают не только в частных, но и на государственных предприятиях. Это тот случай, когда гражданское общество «вклинивается» в государственный сектор.»11

  Что касается деятельности  общественных организаций  в социальной сфере,  то следует отметить, например работу  Американского Комитета  по общественной  информации. В задачу этой негосударственной организации входило обеспечение широкой и объективной информации о событиях в стране и за ее пределами. В годы Второй мировой войны Комитет был преобразован в Рекламный совет, главная задача которого

-мобилизовать  нацию, чтобы одержать  победу  над фашистской

11.

     Теория государства  и права….. С.96-97.

       

                                                                                                                       12

Германией. В современных условиях данный Совет средствами рекламы организует реализацию многочисленных социальных программ. Одной из широких программ такого рода была компания борьбы со СПИДом. Ее рекламное обеспечение провел Рекламный совет. Он первый вынес на обсуждение американцами проблемы неграмотности населения, насилия над детьми. Совет создал образ водителя, не допускающего управления автомобилем в нетрезвом состоянии, провел компанию по борьбе с курением, подготовил для телевидения материал о вреде наркотиков. Деятельность Рекламного совета в США - яркий пример новых социальных ценностей, в совершенствовании образа жизни, в профилактике социальных бед, лечение которых требовало бы от общества огромных расходов, во много раз превышающих затраты на их профилактику.

     «Практически во всех современных демократических странах в системе властных структур организованы и функционируют специальные органы для связи с организациями гражданского общества. Направления и формы их деятельности чрезвычайно многообразны: регистрация данных организаций, оказание им помощи (консультация, финансирование), создание благоприятных условий для их финансирования. Например, в Великобритании действуют уже многие годы специальный государственный орган - Комиссия по благотворительности. Она регистрирует благотворительные организации и фонды (в данной стране они достаточно многочисленны), деятельность которых направлена на помощь бедным, на поддержку церкви, развитие образования, предотвращение дискриминации по расовому признаку, на защиту здоровья граждан, обеспечения равных возможностей для граждан Великобритании. Важной функцией Комиссии является оказание помощи (прежде всего материальной) общественным организациям.»12

Информация о работе Гражданское общество и общественные объединения