Гражданское общество и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и государства на примере России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) рассмотреть понятие, сущность, структуру и признаки гражданского общества;
2) изучить особенности развития и становления гражданского общества на примере России;
3) выявить характер соотношения гражданского общества с государством;
4) изучить проблемы развития гражданского общества в России и возможные пути их преодоления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 5
1.1. Гражданское общество и развитие учения о нем 5
1.2. Признаки и структура гражданского общества 9
2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ 15
2.1. История развития и современное состояние гражданского общества в России 15
2.2. Соотношение гражданского общества и государства 20
3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 24
3.1. Проблемы формирования гражданского общества в России 24
3.2. Пути преодоления проблем формирования гражданского общества в России 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

3.2. Пути преодоления проблем формирования гражданского общества в России

     Процесс формирования гражданского общества в России имеет свои особенности и сложности. В стране, особенно в ее центральных районах, в последние десятилетия разрушены вековые органичные связи общественной жизни, во многом утрачены народные традиции. В то же время горизонтальные связи иного типа гражданского общества только начинают складываться. Государственные структуры, пронизывающие все общество сверху донизу, оказались в этой ситуации единственным соединяющим его основанием. В таких условиях форсированная перестройка экономики на рыночной основе, ослабление вертикальной регулирующей роли государственных структур, демократизация, федерализация и децентрализация общественного управления могут создать (и уже создают) социальный вакуум, неизбежно ведущий к серьезным экономическим и социально-политическим потрясениям. Поэтому необходим осторожный подход к разрушению вертикальных структур государственного регулирования и выбор правильной стратегии поэтапного свертывания таких структур и параллельного развития горизонтальных взаимосвязей. Их генезис (горизонтальных рыночных, политических и правовых взаимоотношений) и будет процессом формирования гражданского общества16.

     Сегодня серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества является российская бюрократия. В ходе длительного исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не только как внутригосударственная, но и общественная структура, заменяющая собой настоящие общественные образования экономического и социального порядка. Присвоив себе общественные функции, государственная бюрократия тем самым узурпировала их роль в качестве контрагента высшей государственной власти. Без ликвидации подобного противоестественного положения вещей развитие гражданского общества будет невозможно.

     Становление гражданского общества - это необходимый элемент на пути модернизации российской жизни. Можно предположить, что процесс его формирования в Российской Федерации будет длительным и во многом болезненным. К основным мероприятиям, реализация которых может способствовать устранению существующих проблем в процессе формирования гражданского общества, являются17:

     1) обеспечение становления демократического механизма политической власти на основе четкого разделения ее функций, выражающего интересы разнообразных слоев населения;

     2) создание необходимых условий для развития сектора предпринимательства как основы гражданского общества;

     3) подчинение всех государственных, хозяйственных органов, структур всех политических партий закону, обеспечение его верховенства;

     4) разгосударствление собственности в самых разных формах и образование различных равноправных экономических субъектов;

     5) достижение необходимого уровня гражданской культуры, постепенное формирование навыков социально-политической деятельности в демократических условиях жизни. Без последнего, по прогнозам ученых, основная часть населения страны окажется неспособной воспринять ценности гражданского общества, не поймет необходимости его становления и развития.

     Отсутствие  институтов гражданского общества формирует мобилизационный тип экономики, который не имеет стимулов к саморазвитию, а движется только волевыми толчками сверху. Кроме того, гражданское общество — это универсальный политический стабилизатор. Когда через структуры гражданского общества люди могут решать свои проблемы, не возникает желания действовать методами всеобщего разрушения. Гражданское общество нужно и как гражданский контроль за властью, и как институт постановки проблем перед властью.

     Развал  старой тоталитарной системы общественного управления породил многие негативные явления - национализм, сепаратизм, экстремизм, корпоративность и групповщину (имевшие место и раньше, но в условиях реформирования общественной системы России последних лет эта тенденция усилилась), которые становятся серьезным препятствием на пути утверждения гражданского общества. Необходимо прийти к гражданскому согласию исходя из тех общественных идеалов, которые выдвигались и отстаивались не одним поколением людей всех стран мира. Пройдя длительную проверку временем, они остаются нетленными и сегодня. Речь идет о таких понятиях, как «гуманизм», «демократия», «справедливость», которая в современных условиях должна пониматься как равенство всех граждан в правах и возможностях, а отнюдь не как уравниловка во всем.

     Несмотря на широчайший плюрализм мнений, позиций и взглядов на перспективы нашего дальнейшего общественного развития, подобное толкование и практическое осуществление идеи справедливости способны сплотить основную часть населения России. Тем самым будет установлен гражданский мир, так необходимый для формирования гражданского общества в нашей стране.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В ходе данной работы удалось достичь  поставленной цели. Было определено, что  гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. К основным признакам гражданского общества относятся высокое сознание людей и достойная их материальная обеспеченность, наличие широких связей между членами общества, развитое чувство коллективности, высокий уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина и т.д. Основная функция гражданского общества заключается в наиболее полном удовлетворении материальных, социальных и духовных потребностей его членов.

     Структуру современного гражданского общества представляет собой сочетание социальной, экономической, политической, духовно-культурной и информационной систем.

     Начало осуществления процессов приватизации можно рассматривать в качества важного шага на пути к созданию гражданского общества в России. На современном этапе развитию гражданского общества способствует реализация мер по развитию малого и среднего бизнеса, который в перспективе должен сформировать ту среднюю стабильную прослойку населения, которая будет составлять основу гражданского общества.

     В рамках рассмотрения вопроса о соотношении  гражданского общества и государства  было определено, что гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития. И общество, и государство осуществляют регулирующую функцию по отношению друг к другу в тот момент, когда кто-нибудь из них преступает порог правомочий своего функционирования.

     Развитие  гражданского общества в России сегодня  характеризуется рядом проблем. К их  числу относятся: отсутствие целостной системы гражданских структур, существование большого количества фрагментированных образований, слабая правовая защита граждан и ассоциаций; недостаточно выражены и укоренены интегративные, объединяющие культурные ценности (доверие, солидарность, согласие, социальная ответственность, уважение к жизни, личности, достоинству и др.); пассивность и низкий уровень (как количественно, так и качественно) участия граждан в общественно-политической жизни (не более 10% населения), за исключением судьбоносных или принципиально важных событий для страны, региона, города, селения. Также существуют противоречия между необходимостью формирования гражданского общества и стабильным функционированием государства как правового. К числу проблем также относятся криминализация экономики и, частично, органов государственной власти; отсутствие политической культуры гражданственности у значительной части общества.

     К основным мероприятиям, реализация которых  может способствовать устранению существующих проблем в процессе формирования гражданского общества, являются: обеспечение становления демократического механизма политической власти на основе четкого разделения ее функций; создание необходимых условий для развития сектора предпринимательства как основы гражданского общества; подчинение всех государственных, хозяйственных органов, структур всех политических партий закону, обеспечение его верховенства; достижение необходимого уровня гражданской культуры, постепенное формирование навыков социально-политической деятельности в демократических условиях жизни.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации от 1993 г.

2. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России Владимира Путина (2007 г.)

3. Волков  О.И. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России.- М.:  Логос, 2009.

4. Грузинов  В.П. Общая теория права и государства. -  М.: ИНФРА, 2007.

5. Калугина  О.М. Политология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

6. Клейнер  Г.Б. Гражданское общество и правовое государство. – М.: Наука, 2009.

7.Краева  Н.М., Минеев В.Н. Теория государства и права. – М.: Экономика, 2010.

8. Лапуста  М. Г. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. – М.: ИНФРА, 2009.

9. Мыльник  В.В. Политология. -  М.: ИНФРА-М, 2010.

10. Ньюман  Э. Кален П. Общая теория права и государства. – СПб.: Питер, 2010.

11. Осинова  Л.В. , Синяева И.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Учебник. М.: Печать, 2009.

12. Перезверев  М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е.  Гражданское общество в России. – М.: ИНФРА-М, 2008.

13. Платоненко  В. Е. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. – М.: ИНФРА, 2009.

14. Плиханов  Г.В. Теория государства и права. – М.: ИНФРА-М, 2010.

15. Райан  Д. Д. Политология. – СПб.: Нева, 2008.

16. Ушаков, Д. Гражданское общество и правовое государство. – СПб.: Питер, 2009.

17. Чепуренко  А. Проблемы развития России. – СПб.: Питер, 2008.

18. Шахмалов  Ф. Предпринимательство в системе  рыночных реформ. – М.: Логос, 2009.

19. Шепеленко  Г. И. Теория государства и права. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

20. Ярмолова Г. И. Гражданское общество и правовое государство. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

Информация о работе Гражданское общество и государство