Гражданское общество и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и государства на примере России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) рассмотреть понятие, сущность, структуру и признаки гражданского общества;
2) изучить особенности развития и становления гражданского общества на примере России;
3) выявить характер соотношения гражданского общества с государством;
4) изучить проблемы развития гражданского общества в России и возможные пути их преодоления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 5
1.1. Гражданское общество и развитие учения о нем 5
1.2. Признаки и структура гражданского общества 9
2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ 15
2.1. История развития и современное состояние гражданского общества в России 15
2.2. Соотношение гражданского общества и государства 20
3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 24
3.1. Проблемы формирования гражданского общества в России 24
3.2. Пути преодоления проблем формирования гражданского общества в России 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

     4) институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

     5) гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» — прочные структуры гражданского общества.                           

     Гражданское общество выполняет также функцию  социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивидов соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

     Гражданское общество имеет и свою структуру, составляющими которой являются различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные оказывать влияние на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу.

     Структуру современного гражданского общества можно  представить в виде пяти основных систем (рисунок 2)7.

     Рассмотрим  данные виды систем более подробно.

     Рисунок 2 – Структура гражданского общества 

     Социальная  система гражданского общества охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем. Прежде всего, здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе. Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах. Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).

     Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта. В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного производства и потребления. Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. Отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного продукта являются важной составной частью экономической системы, хотя они в определенной степени функционируют и в рамках другой системы - социальной.

     Политическую  систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между  ними. Индивид политически выступает  в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования8. Властные отношения весьма разнообразны: это отношения между государством и иными структурными элементами, между государственными органами и учреждениями и т.д. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью которой выступает всегда политическая (государственная) власть.

     Духовно-культурная система образуется из отношений  между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих  материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения. Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием.

     Информационная  система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно  и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

     Суммируя  все изложенное, можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений. Внегосударственные и внеполитические отношения в данном случае следует понимать как относительно самостоятельные, автономные, застрахованные от произвольного вмешательства государства.

 

2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ

2.1. История развития и современное состояние гражданского общества в России

     Рассмотрение  истории развития гражданского общества в России следует начинаться с 1985 г. когда проводимые преобразования имели целью формирование самих предпосылок гражданского общества. Важную роль здесь отводится процессу приватизации. Стоит отметить, что перераспределение собственности через приватизацию создало возможность для возникновения среднего класса. Вместе с тем собственность хотя и перестала быть государственной, однако осталась в основном в руках новой бюрократии уже как частная. Номенклатурная бюрократия, подчинив себе государство и овладев собственностью, переместила реальные центры разработки и принятия политических решений в президентские структуры и тем самым в значительной мере оградила их от общественного контроля9.

     Отношения между государством и обществом  развиваются в современной России на основе мнимого конституционализма, который является следствием несформированности устойчивых групп интересов граждан, с одной стороны, а с другой - неспособностью или нежеланием правящей элиты создать новые "правила игры" в качестве обязательных для всех групп, включая самих себя. Пока государство в лице бюрократии не стремится к самоограничению и поощрению самодеятельности граждан. Это проявляется в проводимой экономической, социальной, культурной политике.

     В сфере экономической политики реализация идеи индивидуальной свободы и поощрения творческой инициативы обнаруживают антисоциальные формы, когда существующую роль в экономике играет криминальный бизнес. Большинство населения оказалось не включённым в активную экономическую деятельность, так как не были своевременно принятые необходимые для этого решения правительства. Обесценение денежных вкладов населения из-за инфляции. Отсутствие возможности вложения средств в землю, обременяющая налоговая политика и некоторые другие негативные моменты не способствуют становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями.

     На  пути формирования гражданского общества в России присутствовали и другие трудности:

     1) устойчивые стереотипы;

     2) система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые во многом отторгают экономические;

     3) социальные и культурные предпосылки гражданского общества.

       Частная собственность, неравенство,  конкуренция, рынок порождали психологический дискомфорт. Вследствие ошибок и просчётов в первые годы реформ, которые привели к резкому падению уровня жизни большинства населения, осознание необходимости и ценности этих принципов было крайне затруднено.

     Что касается современного состояния развития гражданского общества в России, в последнее время гражданские движения переживают настоящий бум. Возникают все новые профессиональные, молодежные, экологические, культурные и иные объединения; однако их количественный рост опережает рост качественный. Некоторые организации появляются как ответ на сиюминутные проблемы (например, союзы обманутых вкладчиков). Контроль над подобными объединениями со стороны государства значительно облегчается, а многие из гражданских инициатив, становясь предметом политического торга, утрачивают свою альтернативность и общезначимый характер. Тем самым нивелируются основные черты гражданского общества: неполитический характер, противоречивость и альтернативность политической системе. Самоуправляющиеся структурные элементы начинают строиться по принципу все расширяющего свои функции государства - иерархии.

     Также стоит отметить, что сегодня основу гражданской жизни составляют предприятия среднего и малого бизнеса. Они либо поглощаются крупными, сращенными с государственным аппаратом финансово-промышленными группами, либо умирают под действием налогового и финансового прессинга государственной власти. В результате уничтожается конкурентоспособный сектор «второй (малой) экономики», а вместо главных принципов гражданской жизни (конкуренции, индивидуализации и сотрудничества) утверждается монополизм экономической и политической власти.

     Показателем зрелости гражданского общества является не только наличие собственной структуры, но и обретение массового характера, а стержнем гражданских отношений  выступают персонифицированные  отношения собственности («частная собственность»). Чем большее число людей втянуто в эти отношения и является собственниками, тем крепче и стабильнее гражданское общество, тем уже функциональное поле государства. Показателем этого является удельный вес «среднего класса» в социальной структуре (по оценкам экспертов, его доля должна составлять до 60% населения)10. В условиях современной России, при наличии огромной бюджетной сферы, когда единственным источником существования оказывается заработная плата, говорить о массовости гражданских отношений пока не приходится.

     Сегодня, в условиях прошедшего мирового кризиса, рост организаций гражданского общества объясняется не только продолжением становления частной собственности и рыночной экономики, что сделало их появление необходимым, но и созданием важных условий, которые делают развитие гражданского общества возможным. Речь идет о демократизации общественно-политической жизни в стране.

     Экономические, политические и юридические основы формирования гражданского общества в  России зафиксированы в ее Конституции. Она провозглашает, что Россия является демократическим правовым государством. В стране гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка добросовестной конкуренции, свобода экономической деятельности. Конституция России признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности Каждый гражданин согласно Конституции имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (статья 34).

     В настоящее время в России происходит становление гражданского общества. Прежде всего это проявляется  в провозглашении прав и свобод личности высшей социальной ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государственных органов. К числу предпосылок создания гражданского общества можно также отнести развитие рыночной экономики, многопартийной политической системы, реализацию в государственной жизни принципа разделения властей. В то же время в России только начинает формироваться гражданская культура населения. Общественному воздействию на государство препятствует российская бюрократия. В ходе длительного исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не только как исключительно государственная, но и как общественная структура. Без изменения подобного положения вещей развитие гражданского общества будет невозможно.

     Переход к рыночной экономике сопровождается значительным имущественным расслоением  общества, возрастанием социальных, в  том числе межнациональных, конфликтов. Эти негативные явления становятся тормозом в становлении гражданского общества. В современных условиях на первый план выступают проблемы социальной защищенности населения и реализации принципов социальной справедливости. Во главу угла политики государства необходимо поставить такие принципы, как гуманизм, демократия, свобода личности, равенство возможностей. Только таким образом можно обеспечить движение нашей страны к гражданскому обществу.

Информация о работе Гражданское общество и государство