Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:33, реферат
Понятие и определение государства Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий 1.2. Признаки и сущность государства
Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института.
1.Сущность государства…………………………………………………...2
Общие признаки государства…………………………………………....2
Причины возникновения государства…………………………………..4
Исторические рубежи в развитии государства………………………....5
Конституция…………………….………………………………………...5
2.Правовое социальное государство……………………………………...6
Понятие правового государства…………………………………………6
Гражданское общество..……………….…………………………………7
Отличительные черты правового государства…….……………………7
Социальное государство……………………………….…………………8
Соотношение социального и правового принципов…………………...8
Тенденции развития государства………………………………………...9
3. Устройство современного государства.................................................10
Формы правления………………………………………………..……….10
Парламентская республика………………………………………………10
Президентская республика…………………………………………….…11
Полупрезидентская республика………………………………………… 11
Референдум………………………………………………………………..12
Территориальное устройство. Унитарное государство……………….. 13
Литература…………………..……………………………………………….15
План
стр.
1.Сущность
государства…………………………………………………
Общие признаки
государства…………………………………………...
Причины возникновения
государства…………………………………..4
Исторические
рубежи в развитии государства…
Конституция…………………….…………………
2.Правовое
социальное государство……………………
Понятие правового государства…………………………………………6
Гражданское
общество..……………….…………………………………
Отличительные
черты правового государства…….
Социальное
государство……………………………….………………
Соотношение социального и правового принципов…………………...8
Тенденции
развития государства…………………………
3.
Устройство современного
государства...................
Формы правления……………………………………
Парламентская республика………………………………………………10
Президентская
республика…………………………………………….…
Полупрезидентская республика………………………………………… 11
Референдум…………………………………………………
Территориальное
устройство. Унитарное государство………………..
13
Литература…………………..……………………………
1.Сущность
государства
Центральным
институтом политической
Общие признаки
государства
Государства
разных исторических эпох и
народов мало схожи между
1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.
2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.
3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.
4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы – армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.
6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.
7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
На протяжении
истории человечества
прпр
Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права.
Государство –
субъект международных
Причины возникновения государства
Государство
появляется в результате
развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа – государства;
возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации;
завоевание одних народов другими;
демографические
факторы, изменения в
психологические
(рациональные и эмоциональные)
антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии.
В научной литературе
отмечаются и некоторые другие факторы,
влияющие на образование государств
и их особенности: географическое положение,
наличие или отсутствие естественных
границ, климатические условия, плодородные
земли и т.д.
Исторические
рубежи в развитии государства
Существуя
на протяжении многих
Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально неограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей. Не признавали личность как источник государственной власти.
Конституционное
государство является объектом
сознательного человеческого
В целом,
конституционный этап в
Конституция
Сам термин «конституция» в науке употребляется в двух значениях. Первое из них, часто обозначается термином «реальная конституция»- это государственный строй, устойчивая модель государственной деятельности, определяемая тем или иным ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно носит форму свода законов, присущего современным государствам. Он может иметь характер религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций, которым подчиняются текущие законы государства.
Во втором, наиболее распространенном значении термин «конституция» - это свод законов, юридический или нормативный акт. Она представляет собой систему зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относительно стабильных правил (законов), которые определяют основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положение личности в государстве.
Конституция выступает как бы текстом «общественного договора», заключаемого между гражданами и государством и регламентирующего его деятельность. Она придает государству современного, конституционного типа необходимую легитимность.
Конституции, как правило, состоят из двух важнейших частей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан; во второй части описываются характер государства (республика, монархия, федерация и т.п.), статус различных властей, правила взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а так же структура и порядок функционирования управления.
Первые конституции были приняты в 1789 г. в США (в 1791г. Билль о правах) и во Франции (в 1789г. «Декларация прав человека и гражданина» и в 1791г. конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных актов, появились еще раньше – в 1215, 1628, 1679, 1689 г.г. в Англии. В современном мире лишь несколько государств (Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман) не имеют конституционных сводов законов.
Наличие демократической
конституции – показатель подлинной конституционности
государства лишь в том случае, если она
реально воплощена в государственной
организации и неукоснительно исполняется
органами власти, учреждениями и гражданами.
Завершенность процесса формирования
конституционного государства, закрепления
принципа ограничения его компетенций,
с помощью специальных институтов и законов,
исходящих от народа, характеризует понятие
«правовое государство».
2.Правовое
социальное государство
Понятие правового государства
Правовое государство – реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяется в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того чтобы народ мог контролировать государство, существует разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты.