Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 13:18, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – проанализировать различные виды мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и выявить особенности и перспективы их использования во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:

а) изучить теоретические аспекты и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

б) классифицировать методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

в) исследовать историю государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России;

д) рассмотреть особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современной России;

е) выявить проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

1.1 Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 4

1.2 Таможенно-тарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 7

1.3 Нетарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 10

Глава 2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России

2.1 История государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России 15

2.2 Институциональные структуры – участники регулирования внешнеэкономической деятельности в России 20

2.3 Особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России 26

Заключение 35

Перечень сокращений, 37

Список использованных источников 38

Работа состоит из  1 файл

Особенности государственного регулирования ВЭД в РФ..doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

      -  определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;

      -  по представлению федерального органа исполнительной власти, указанного в части 3 настоящей статьи, определяет перечень отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение;

      -  определяет порядок наблюдения за экспортом и импортом отдельных видов товаров;

      -  принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации;

      -  принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

      -  определяет порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ;

      -  устанавливает порядок вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;

      -  утверждает товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

      -  осуществляет иные возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области.

      Среди ведомственных органов государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляют следующие органы:

      а) Министерство промышленности и торговли РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий, в том числе, согласно постановлению Правительства РФ «О Министерстве промышленности и торговли РФ», функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, по применению мер нетарифного регулирования, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации;

      б) Федеральная таможенная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Главное назначение ФТС - защита экономической безопасности России;

      в) Центральный банк Российской Федерации – центральный банк РФ, банк верхнего уровня двухуровневой банковской системы, в сфере внешнеэкономической деятельности представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями, проводит все виды валютных операций, разрабатывает сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, регулирует курс национальной валюты по отношению к валютам других стран, управляет официальными золотовалютными резервами страны, выдаёт лицензий банкам на осуществление валютных операций;

      д) Торгово-промышленная палата РФ - объединение российских предпринимателей с целью лоббирования и защиты своих интересов на всех уровнях общества. В сфере внешнеэкономической деятельности Торгово-промышленная палата и входящие в её структуру объединения оказывают российским предприятиям содействие в патентовании своих изобретений за границей, организуют экспертизу экспортных товаров, занимаются рекламой российских товаров в зарубежных странах, оказывают услуги иностранным предпринимателям по установлению деловых контактов и их работе в России, изыскивают нетрадиционные товары для экспорта, организуют выставки российских товаров за рубежом и иностранных товаров в России;

      е) Министерство финансов РФ - федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской федерации. В сфере внешнеэкономической деятельности Министерство финансов РФ определяет порядок финансирования и кредитования внешнеэкономической деятельности, издаёт нормативные документы по этим вопросам, регулирует вопросы налогообложения по этим вопросам, регулирует вопросы налогообложения при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

      Региональные органы власти включают в себя Администрации регионов и органы местного самоуправления. К их компетенции относится заключение договоров с зарубежными партнёрами на приобретение и реализацию продукции, участие в научных и культурных проектах.

      Структура органов власти, осуществляющей внешнеэкономическую  деятельность, не является эффективной, их многочисленность часто приводит к конфликту интересов и несогласованным действиям. 

      2.3 Особенности и  проблемы государственного  регулирования внешнеэкономической  деятельности в  России 

      Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России осуществляется, основываясь на следующих принципах:

      -  количественные ограничения экспорта и импорта отсутствуют, за исключением особых случаев, когда это необходимо для обеспечения национальных интересов страны и для выполнения международных обязательств РФ;

      -  ввозимые на территорию РФ товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ;

      -  в целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного контроля;

      -  на отдельные виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная монополия;

      -  особыми режимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона;

      -  соблюдается равенство участников внешнеэкономической деятельности и осуществляется их защита государством.

      Среди проблем, стоящих перед РФ в области  внешнеэкономической деятельности можно выделить следующие:

      -  неблагоприятная позиция РФ в международном разделении труда. Как видно из структуры российского экспорта в таблице 1 на странице 33, удельную долю российского экспорта составляют минеральные продукты, т.е. сырьевые. Причём их доля имеет тенденцию к увеличению. В 1995 г. она составила 42.5 % от всего объёма экспорта, а в 2006 году – уже 65.9 %. Это негативное явление, так как цены на подобные товары склонны к резким колебаниям вследствие резкого изменения спроса на них. Также это означает то, что РФ производит мало качественной продукции, способной конкурировать на мировом рынке. В то же время в структуре импорта, как видно из таблицы 2 на странице 34, преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), продукция химической промышленности, каучук, а также машины, оборудование и транспортные средства. В 1995 году их суммарная доля составляла 72.6 %, а в 2006 – 79.2 %. То есть существует тенденция к повышению импорта данного вида продукции. Положительную динамику можно отследить лишь в сокращении доли импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырье (кроме текстильного), что может, с одной стороны, означать, что Россия стала в большей степени самостоятельно удовлетворять свои потребности в продовольствии, однако, с другой стороны, в абсолютном выражении их количество выросло (с 13152 млн долларов США в 1995 г. до 21614 млн долларов в 2006 г.), поэтому возможно, что сокращение доли в импорте объясняется тем, что страна просто сумела насытить свои потребности в продовольствии. Высокая зависимость от цен минеральных товаров означает, что в случае их падения, выручка от их реализации сократится, как следствие у РФ не станет возможности импортировать всю необходимую её продукцию, возможно возникновение дефицита торгового баланса. Эта проблема особо актуальна в настоящий момент в условиях мирового финансового кризиса, так как, например, за несколько месяцев цена за баррель нефти упала с приблизительно 140 долларов до приблизительно 60 долларов, а нефть является одним из основных российских экспортных товаров;

      - сокращение профицита торгового баланса и платёжного баланса вследствие опережающих темпов роста импорта по сравнению с темпами роста экспорта (как видно из таблицы 3 на странице 34) в 2007 г. импорт вырос на 44.9%, в то время как экспорт вырос лишь на 17 %), оттока капитала из страны и падающих цен на основные экспортные товары РФ;

      -  противодействие государствами других стран проникновению российского капитала в экономики других стран, например в Европе не приветствуется покупка акций крупных европейских авиаперевозчиков российскими компаниями;

      -  низкая конкурентоспособность российской экономики и её постоянное снижение с 1999 за счёт опережающем росте цен в РФ на фоне других стран при почти не меняющемся курсе рубля;

      -  спекулятивный характер большой части иностранных инвестиций в российские предприятий;

      -  малая привлекательность России в мире по условиям ведения бизнеса. Согласно рейтингу Всемирного банка 2008 г., РФ занимает лишь 120 место в мире по комфортности условий ведений бизнеса, уступая даже большой части развивающихся стран, при этом проводится очень мало реформ для улучшения ситуации;

      -  протекционистские меры, осуществляемые государством, зачастую консервируют отсталость российских отраслей, чувствуя мощную поддержку со стороны государства, эти отрасли не стремятся вводить новые технологии, повышать качество продукции, так как и без этого они получают устраивающую их прибыль, одним из наиболее ярких примеров является поддержка российской автомобильной промышленности;

      -  мировой финансовый кризис, среди возможных последствий которого банкротство некоторых российских компаний и банков, замедление экономического роста, девальвация рубля, падение объёмов инвестиций в российскую экономику;

      -  вступление РФ в ВТО, являющееся одной из наиболее остро стоящих проблем. С одной стороны, РФ до сих пор не может добиться вступления в ВТО, с другой стороны, она уже соблюдает подписанные двухсторонние соглашения с другими странами, не пользуясь выгодами членства в этой организации. Выгоды от членства в этой организации также не столь однозначны.

      На  основании вышеперечисленного можно  прийти к выводу, что необходимы серьёзные изменения во внешнеэкономической деятельности РФ. Необходимо диверсифицировать структуру экспорта в сторону более высокотехнологичной продукции. Определённые шаги в этом направлении делаются: производятся попытки по поднятию авиастроительного комплекса, создаются государственные корпорации, целью которых является производство именно высокотехнологичной продукции. Однако данные меры на данный момент являются недостаточными. Необходимо построить более доверительные отношения с иностранными экономическими субъектами, сформировать образ России как привлекательного для инвестиций и сотрудничества государства и создать для этого необходимые условия. Важно повысить конкурентоспособность отечественных товаров, причём желательно сделать это на основе повышения эффективности, а не за счёт создания низких цен на товары и на рабочую силу вследствие девальвации рубля. Не существует однозначного ответа на то, как этого достичь, для этого необходим широкий комплекс мер. При этом экономические интересы должны как можно в меньшей степени ущемляться ради политических. Наконец, тяжёлым испытанием для российской экономики, возможно, станет мировой финансовый кризис. В этих условиях задача улучшения роли РФ во внешнеэкономической сфере ещё больше усложняется. 
 

      Таблица 1 - Структура экспорта РФ7 (в фактически действовавших ценах)

  1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006
Млн. 
долл. 
США
В про- 
центах 
к итогу
Млн. 
долл. 
США
В про- 
центах 
к итогу
Млн. 
долл. 
США
В про- 
центах 
к итогу
Млн. 
долл. 
США
В про- 
центах 
к итогу
Млн. 
долл. 
США
В про- 
центах 
к итогу
Млн. 
долл. 
США
В про- 
центах 
к итогу
Млн. 
долл. 
США
В про- 
центах 
к итогу
Экспорт – всего 78217 100 103093 100 106712 100 133656 100 181600 100 241452 100 301450 100
  в том числе:                            
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 1378 1,8 1623 1,6 2801 2,6 3411 2,5 3292 1,8 4492 1,9 5517 1,8
минеральные продукты 33278 42,5 55488 53,8 58897 55,2 76593 57,3 104950 57,8 156372 64,8 198597 65,9
продукция химической промышленности, каучук 7843 10,0 7392 7,2 7394 6,9 9159 6,9 12003 6,6 14367 6,0 16673 5,5
кожевенное  сырье, пушнина и изделия из них 313 0,4 270 0,3 267 0,3 332 0,2 353 0,2 330 0,1 367 0,1
древесина и целлюлозно-бумажные изделия 4363 5,6 4460 4,3 4908 4,6 5584 4,2 7020 3,9 8305 3,4 9536 3,2
текстиль, текстильные изделия и обувь 1154 1,5 817 0,8 883 0,8 947 0,7 1119 0,6 965 0,4 946 0,3
металлы, драгоценные камни и изделия  из них 20901 26,7 22370 21,7 19923 18,7 23735 17,8 36707 20,2 40592 16,8 49234 16,3
машины, оборудование и транспортные средства 7962 10,2 9071 8,8 10090 9,5 11994 9,0 14100 7,8 13505 5,6 17458 5,8
прочие  товары 1026 1,3 1603 1,5 1550 1,4 1900 1,4 2056 1,1 2524 1,0 3123 1,1

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России