Государственное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание

Выделяют протекционистскую, умеренную и политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли или фритредерства, (что на наш взгляд, не совсем точно, т.к. помимо торговли важна и система взаимоотношений с мировым хозяйством в инвестиционной и валютно-финансовой сферах). Каждое из этих понятий в современных условиях весьма относительно.

Работа состоит из  1 файл

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД.doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)

Прочие нетарифные меры

Валютные ограничения и валютный контроль

     Особое  место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль.

     Валютные  ограничения - система мероприятий  по ограничению и контролю операций с валютными ценностями. Данные мероприятия проводятся государством в лице специального государственного органа валютного контроля на основе принятых нормативных актов. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль, содержатся в законе РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” и других нормативных актах.

     Валютные  ограничения вводятся в условиях острой несбалансированности (отрицательное  сальдо) платёжного баланса. В этих условиях наблюдается утечка иностранной валюты и золота в страны-кредиторы.

     Целью введения валютных ограничений является стремление стран-должников уравновесить свой платёжный баланс путём сокращения платежей в резервной валюте и увеличения поступлений в иностранной валюте, что в свою очередь позволяет укрепить курс национальной валюты. В условиях валютных ограничений валютные ресурсы сосредотачиваются в руках государства, обычно в руках Центрального банка или специальных уполномоченных коммерческих, называемых девизными, банков.

     Валютные  ограничения распространяются прежде всего на импортные операции. Органы валютного контроля определяют приоритетные направления, на которые может быть направлена валюта. Таким образом, импортёры получают лицензию (разрешение) на покупку у банков иностранной валюты, необходимой для оплаты импорта.

     Экспортёры обязаны продавать иностранную валюту уполномоченным банкам, иногда Центральному банку, часто по фиксированному официальному курсу. В зависимости от степени нехватки в стране иностранной валюты в законодательных актах устанавливается процент подлежащей обязательной продажи валюты экспортёрами. Например, в Великобритании в годы Второй мировой войны вся иностранная валюта в обязательном порядке продавалась государству.

     В целях стимулирования экспорта и  регулирования импорта могут устанавливаться дифференцированные валютные коэффициенты в виде надбавок к официальному курсу, которые применяются при обмене экспортной выручки на национальную валюту. Впервые множественность валютных курсов стала применяться в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. после отмены золотого стандарта и введения валютных ограничений. В Германии, например, отклонения от официального курса колебались в пределах от 10 до 90%.

     В условиях валютных ограничений отсутствует  свободное движение капитала за границу. Ограничения выражаются в виде запрета на перевод иностранной валюты за границу или установления специального разрешительного порядка вывоза иностранной валюты за границу.

     В целом валютные ограничения отрицательно сказываются на интеграции страны в  мировую экономическую систему, поэтому в современных условиях они рассматриваются как временная  мера, имеющая целью защиту экономических  интересов страны в условиях несбалансированной экономики и защиты экономических интересов страны.

     Принципы  валютного контроля определены в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 2003 года:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции
  3. единство внешней и внутренней валютной политики РФ
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении.

Регулирование курса национальной валюты

Важной составной  частью валютно-хозяйственного механизма  управления внешнеэкономической деятельностью  является установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

В РФ органом государственной власти, ответственным за обеспечение устойчивости рубля, является Центральный Банк РФ. Он устанавливает официальный курс рубля по отношению к ведущим иностранным валютам, который используется для решения многих задач, связанных с ВЭД: таможенные платежи и сборы, обязательная продажа валютной выручки (до 2008 г.) и другие. Официальный курс устанавливается с учетом рыночного курса рубля, показателем которого могут служить котировки на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Центральный Банк, являясь активным участников торгов на ММВБ и используя свои резервы национальной и иностранных валют, также оказывает существенное влияние на формирование рыночного курса рубля. Таким образом осуществляется влияние государства в лице ЦБ РФ на рыночный и официальный курс рубля, который в существенной мере будет определять поведение экспортеров, импортеров, инвесторов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

Меры поддержки экспорта

К числу мер  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности следует отнести различные  мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.

В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [3] Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами РФ мероприятия (включая их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности:

  • кредитование участников внешнеторговой деятельности;
  • функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов;
  • организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;
  • проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки. Ранее была разработана федеральная программа развития экспорта, которая включала пять основных направлений:
  • финансовая поддержка,
  • налоговое стимулирование,
  • таможенно-тарифное стимулирование,
  • специальные мероприятия в поддержку экспорта
  • меры общеэкономического характера.

В целом действующее  законодательство в области внешнеэкономической  деятельности предоставляет большие  возможности хозяйственникам и предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность не беспредельна, она находится под правления. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Важность разгосударствления всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной порождает ошибочное представление о, якобы, необходимости устранения государства из сферы экономических преобразований. Происшедшее в реальности, в частности в российской переходной экономике, умаление роли государства в надежде на всесильнутворческую роль рынка привело к дополнительным издержкам и трудностям в трансформационном процессе.

На деле, роль государства  при некотором изменении его  функций в переходной экономике  возрастает. Если в прежней системе  всесильное тоталитарное государство во внешнеэкономической сфере прежде всего осуществляет функцию сохранения сложившейся и разьедаемой усиливающимся кризисом плановой экономики, то в переходном процессе оно призвано активно способствовать формированию новой будущей системы.

           Таким образом, мы видим, что международные экономические связи являются важным фактором, воздействующим на уровень и направление хозяйственного развития страны и ее регионов. Государственное регулиро-вание внешнеэкономической деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство при регулировании внешнеэкономической деятельности с целью своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.).

       Таким образом, границы государственного  регулирования ВЭД определяются, с одной стороны, потребностью  расширения национального экспорта  и развития форм международной  кооперации, а с другой - правилами международных организаций.

Это не такая  простая задача, если учесть, что  предметом регулирования ВЭД  являются:

- стимулирование  национальных экспортеров:

- осуществление  различных организационных мер  для укрепления позиций национальных  экспортеров на мировых рынках;

- содействие  росту заграничных капиталовложений  национальными фирмами.

    Важным  фактором, влияющим как на содержание  и формы вхождения России в  мировые хозяйственные связи,  так и на развитие единого  рыночного пространства внутри  страны, становится расширение непосредственного участия регионов РФ во внешнеэкономической деятельности.

Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы  и механизмы государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности, хотя в этой сфере до сих пор сталкиваются две противоречивые тенденции: протекционизма (защита собственного производства от иностранной конкуренции) и либерализма (предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок). Государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеэкономической деятельности резидентов и нерезидентов. За последние годы тенденция к либерализации внешней торговли несколько ослабла; число новых и более высоких устанавливаемых государствами барьеров в торговле между странами превысило количество отмененных и сниженных ограничений.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция  Российской Федерации (с изм.  от 25.03.2004) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1110;

2. Конвенция  Организации Объединенных Наций  о договорах международной купли-продажи  товаров (Заключена в г. Вене 11.04.1980) // Вестник ВАС РФ. - 1994. - №  1. - С. 64 - 88;

3. Гражданский  кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001;

4. Таможенный  кодекс российской федерации  (ред. От 30.06.2002);

5. Бюджетный  кодекс Российской Федерации  от 31.07.1998;

6. Федеральный  закон от 13.10.1995 N 157-ФЗ (ред. от 10.02.99) О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности;

7. Федеральный  Закон РФ от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 30.12.2001) Об экспортном контроле;

Литература:

8. Авдокушин  Е.Ф. "Международные экономические  отношения". Учебник. - М.: Юристъ, 2001;

9. Белов А.П.  Злоупотребление правом во внешнеэкономической деятельности // Право и Экономика - 2000 - № 3 - С. 51-59;

10. Дмитриева  Г.К. Комментарий к Гражданскому  кодексу Российской Федерации,  части третьей, разделу VI «Международное  частное право». - М.: НОРМА, 2002;

11. Кувшинов Е.С.  Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации. - М., 1998;

12. Международное  частное право: Учебник / Отв.  ред. Г.К. Дмитриева. - М.: Проспект, 2003;

13. Правовое регулирование  внешнеэкономической деятельности / Под ред. А.С. Комарова. - М.: ООО ИКК «Дека», 2001;

14. Розенберг  М.Т. Международный договор и  иностранное право в практике  Международного коммерческого арбитражного  суда. - М.: Статут, 2000;

    ***

    1.  Буглай  В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные  экономические отношения. Учеб. пособие   –М.: Финансы и статистика, 1996.

  1. Глобальные процессы и перспективы взаимодействия России и третьего мира.-М.: ИМЭМО РАН, 1994.
  2. Грабошников В. Направления нвестиционныхпотоков.Проекты, решения, проблемы. // Инвестиции в Россию, 1998 , № 3.
  3. Давыдов О. Присоединение России к ГАТТ/ВТО – новый этап в освоении мировых рынков.//Внешняя торговля, 1996, №1-2.
  4. Документы. Регулирование внешнеторговой деятельности. Федеральный закон “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”. // Внешняя торговля, 1996, №1-3.
  5. Камаев В.Д. и колл. авт. Экономическая теория : Учебник. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 640 с.
  6. Комаров В. Мировой инвестиционный прогресс. Региональные тенденции.//Инвестиции в Россию,1998,№1.
  7. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику.-М.: ТПК “Квадрат”, 1991.
  8. Макконелл К., Брю С. Экономикс: Принципы , проблемы и политика. В 2-х т.- М.: Республика, 1992.
  9. Основы внешнеэкономических знаний: Учеб. / Под ред. И.П. Фламинского. – М.: Международные отношения, 1992.
  10. Основы экономической теории. Учеб. пособие / Под ред. Камаева В.Д. –М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 1996.
  11. Присоединие  к ВТО и интересы России.// Внешняя торговля, 1998, № 1-3.
  12. Руцкой А.В. Курская инвстиционная реальность. // Инвестиции в Россию, 1998 , № 3.
  13. Справочник. Внешнеэкономический бизнес в России : справ. / Под ред. И.П. Фламинского. – М.: Республика, 1997.
  14. Холопов А. Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования международной торговли.//  Мировая экономика и международные отношения, 1997, №11.
  15. Холопов А. Внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования международной торговли.//  Мировая экономика и международные отношения, 1997, №12.
  16. Экономика. Учебник / Под ред. А.С. Булатова.-М.: Изд-во БЕК, 1994.

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли