Государственная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью теоретического осмысления такого сложного и многопланового политического института как государственная власть, изучения его многочисленных моделей, а также решения практических задач государственного строительства в Российской Федерации, как на федеральном, так и на региональном уровнях в условиях становления российской государственности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1.Государственная и политическая власть…………………………….......6
§1. Понятие государственной и политической власти………………….....…....7
§2. Соотношение государственной и политической власти………………........8
Глава 2.Органы государственной власти……………………………………....…9
§1. Законодательные органы государственной власти……………………........10
§2.Исполнительные органы государственной власти…………………………...15
§3. Судебные органы государственной власти…………………………….........19
Глава 3.Значение теории разделения властей в государственном управлении...21
§1. Возникновение и реализация теории разделения властей…………….........22
§2.Развитие теории разделения властей в России …………….......................26
Заключение…………………………………………………………………………..29
Литература……………………………………………………………......................32

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 55.41 Кб (Скачать документ)

   Согласно классической теории  парламентаризма, призвание парламента  в том, чтобы быть коллективным  разумом нации и преобразовывать  многообразные групповые, местные  интересы в коллективную волю  общества.

   Особенность законодательной власти  в том, что ее органы не  находятся в состоянии иерархии и напрямую друг другу не подчиняются. Их подчиненность выражается только через законодательные акты, которые не должны противоречить актам, имеющим большую юридическую силу.

   Парламент не только занимается  законодательной деятельностью,  но и утверждает государственный  бюджет, участвует в формировании  внутренней и внешней политики  государства, контролирует исполнение  законов. Авторитет парламента  существенно повышается при наличии  у него права на проведение  самостоятельных расследований  по фактам нарушения конституции.

   Парламент России – Федеральное  собрание – состоит из двух  палат: Совета Федерации и Государственной  Думы. По аналогии с мировой  практикой первая палата считается  верхней, вторая – нижней, членов  первой палаты называют сенаторами, членов второй – депутатами.

   Законодательные (представительные) органы образуются и в субъектах  Российской Федерации (областях, краях, республиках), которые носят  разные названия: дума, законодательное  собрание, верховный совет и т. д. На муниципальном уровне интересы населения представляют органы местного самоуправления.

   Парламент наделен следующими  видами компетенции:

-законодательная;

-формирование  государственных органов;

-финансовая;

-контрольная;

-ратификация  и денонсация международных договоров.

   Для осуществления контроля за  исполнением федерального бюджета  Совет Федерации и Государственная  Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности  которой определяются федеральным  законом.

  Совет  Федерации формируется по принципу  паритетного представительства  субъектов РФ, каждый из которых  представлен в палате двумя  членами – по одному от законодательного  и исполнительного органов государственной  власти. Исходя из численности  субъектов РФ устанавливается  состав Совета Федерации, т.  е. общее чисто его членов, которое  служит основной для определения  долей, необходимых для принятия  решений Совета Федерации или  групповых инициатив его членов.

   Представитель от законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта РФ избирается  законодательным (представительным) органом государственной власти  субъекта РФ.

   Представитель от исполнительного  органа государственной власти  субъекта РФ назначается высшим  должностным лицом субъекта РФ  на срок его полномочий.

   К ведению Совета Федерации  относятся:

- утверждение  изменения границ субъектов РФ, указов Президента РФ о введении  военного положения, чрезвычайного  положения;

- решение  вопроса о возможности использования  Вооруженных Сил за пределами  территории РФ;

- назначение  выборов Президента РФ;

- отрешение  Президента РФ от должности;

- назначение  на должность судей Конституционного  Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного  Суда РФ;

- назначение  на должность и освобождение  от должности Генерального Прокурора  РФ;

- назначение  на должность и освобождение  от должности заместителя Председателя  Счетной палаты и половины  состава ее аудиторов.

   Обязательному рассмотрению в  совете Федерации подлежат принятые  Государственной Думой федеральные  законы по вопросам:

- федерального  бюджета;

- федеральных  налогов и сборов;

- финансового,  валютного, кредитного, таможенного  регулирования, денежной эмиссии;

- ратификации  и денонсации международных договоров  РФ;

- статуса  и защиты государственной границы  РФ;

- войны  и мира.

   Совет Федерации осуществляет  свои функции через образуемые  им комитеты и комиссии. Число  комитетов увеличено до 16, среди  новых – комитеты по природным  ресурсам и охране окружающей  среды, местному самоуправлению, правовым и судебным вопросам, финансовым рынкам и денежному  обращению, промышленной политике. Введены четыре новые комиссии: по делам молодежи и спорту, информационной политике, обеспечению  деятельности Совета Федерации,  методологии реализации конституционных  полномочий совета Федерации.

   Государственная Дума является  основным законотворческим органом.  Любой законопроект, независимо  от субъекта законодательной  инициативы, поступает вначале в  Государственную Думу, где рассматривается,  изменяется, отклоняется или принимается.

   Государственная дума формируется  по смешанной мажоритарно –  пропорциональной избирательной  системе в составе 450 депутатов.  Половина депутатов избирается  в одномандатных избирательных  округах по мажоритарной системе,  согласно которой избранными  считаются депутаты, получившие  наибольшее число голосов по  округу. Другая половина депутатов  избирается в федеральном избирательном  округе, охватывающем всю территорию  РФ, по системе пропорционального  представительства, согласно которой  каждое избирательное объединение  получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу голосов,  поданных за федеральный список  кандидатов этого объединения.  Но в распределении депутатских  мандатов по федеральному избирательному  округу участвуют только те  избирательные объединения, за  чьи избирательные списки кандидатов  подано не менее 5 % голосов.  Для признания выборов состоявшимися  необходимо участие в голосовании  не менее 25 % избирателей данного  избирательного округа.

   Из процедурных вопросов к  ведению Государственной Думы  относятся:

- выражение  согласия на назначение председателем  Правительства РФ предложенной  Президентом РФ кандидатуры;

- решение  вопроса о доверии Правительству  РФ;

- назначение  на должность и освобождение  от должности Председателя Центрального  банка РФ;

- назначение  на должность и освобождение  от должности Уполномоченного  по правам человека, действующего  в соответствии с федеральным  конституционным законом;

- объявление  амнистии;

- выдвижение  обвинения против Президента  РФ для отрешения его от  должности.

   Федеральные законы принимаются  Государственной Думой большинством  голосов от общего числа депутатов.  Принятые Государственной Думой  федеральные законы в течение  пяти дней передаются на рассмотрение  Совета Федерации. Федеральный  закон считается одобренным Советом  Федерации, если за него проголосовало  более половины общего числа  членов этой палаты либо если  в течение 14 дней он не был  рассмотрен Советом Федерации.  В случае отклонения федерального  закона Советом Федерации палаты  могут создать согласительную  комиссию для преодоления возникших  разногласий, после чего федеральный  закон подлежит повторному рассмотрению  Государственной Думой.

   В случае несогласия Государственной  Думы с решением Совета Федерации  федеральный закон считается  принятым, если при повторном  голосовании за него проголосовало  не менее двух третей от  общего числа депутатов государственной  Думы.

 

              §2. Исполнительные органы государственной власти.

 

   Исполнительная власть составляет  в государстве наиболее разнообразную  и разветвленную систему. Исполнительные  органы осуществляют государственное  управление во исполнение законов,  принятых парламентом. Все действия  и акты соответствующих органов  основываются на законе, направлены  на исполнение закона и не  должны ему противоречить.

   Особенность исполнительных органов  состоит в том, что они объединены  в строго иерархическую систему  с жесткой подчиненностью. Эта  система опирается на значительные  людские, материальные, финансовые  ресурсы, в отношении которых  должностные лица имеют распорядительные  полномочия. Помимо этого, исполнительная  власть опирается на силовые  структуры (армия, милиция и  т. д.), и при недостаточном контроле  со стороны общества возможна  узурпация исполнительными органами  полноты власти.5

   Согласно мировой практике исполнительная  власть ответственна перед законодательной  (представительной) властью и выполняет  распорядительные, регулирующие и  контрольные функции. Распорядительные  функции распространяются и на  государственный сектор, субъекты  естественных монополий, акционерные  общества с контрольным пакетом  акций, принадлежащих государству.  Регулирование осуществляется мерами  финансовой, кредитной, инвестиционной  политики. При этом распорядительные  и регулирующие полномочия далеко  не совпадают. Там, где это  необходимо, действует государственный  надзор и контроль. Исполнительная  власть выступает с законодательной  инициативой, издает собственные  нормативные правовые акты.

   В систему федеральных органов  исполнительной власти входят:

- Правительство  РФ;

- министерства  РФ;

- другие  федеральные органы исполнительной  власти.

   Правительство РФ осуществляет  самостоятельно государственную  власть наряду с президентом,  парламентом, судами и органами  власти субъектов РФ.

   Правительство РФ является высшим  федеральным органом исполнительной  власти, т. е. руководит большинством  сфер и отраслей управления, обеспечивает  общее экономическое, социально  – культурное развитие страны, правомочно решать вопросы государственного  управления, отнесенные Конституцией  и федеральными законами к  ведению России.

   На Правительство возлагается  обязанность обеспечения нормальной  работы всех органов исполнительной  власти на территории России, министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти. Правительство РФ осуществляет  руководство и координацию работы  исполнительных органов субъектов  РФ по предметам ведения российской  Федерации и совместного ведения  РФ и субъектов РФ.

      Деятельность Правительства осуществляется по трем основным направлениям:

1. стратегическое планирование;

2. нормотворчество;

3. оперативное управление.

   Правительство определяет экономическое  и социальное содержание стратегии.  Нормотворчество выражается в  подготовке законопроектов для  внесения в государственную Думу  и принятии постановлений по  вопросам экономического и социального  развития страны. Оперативную работу  составляют ежедневно принимаемые  решения, рассмотрение вопросов  на заседаниях комиссий, по поручениям  вице-премьеров и Правительства.

   Рабочим органом правительства  РФ является его аппарат, который  обеспечивает деятельность Правительства  РФ и осуществляет контроль  за исполнением принятых решений. 

     К организационным формам федеральной  исполнительной власти относятся  министерство РФ, федеральная служба, федеральное агентство, иные федеральные  органы исполнительной власти. В  пределах своей компетенции Правительство  РФ утверждает положения о  федеральных органах исполнительной  власти, устанавливает порядок создания  и деятельности территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти, назначает  и освобождает заместителей министров,  руководителей иных федеральных  органов и их заместителей, утверждает  членов коллегий министерств  и иных федеральных органов  исполнительной власти.

   Министерство РФ является органом  исполнительной власти, осуществляющим  руководство порученной отраслью  управления или сферой деятельности; образуется на основании указа  Президента РФ; возглавляется министром,  который назначается на должность  и освобождается от должности  Президентом РФ по представлению  Председателя Правительства РФ. Министр  входит в состав Правительства, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной ему отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.

Информация о работе Государственная власть