Государственная власть: легитимность и легальность власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание

Цель исследования: теоретический и методологический анализ форм и технологий легализации и легитимации государственной власти.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следудующие задачи:
проанализировать подходы к понятиям государства и государственная власть;
выявить признаки государства;
обосновать закономерности развития и становления понятия «легитимность» и ее типов;
выявить особенности осуществления легализации государственной власти;
выявить особенности процессов легализации и легитимации власти;
систематизировать факторы, связывающие легальность и легитимность.

Содержание

Введение 3
1.Понятие и признаки государственной власти. Роль
аппарата (механизма) государства. 6
2.Легитимность и легальность государственной власти. 17
2.1. Легитимность государственной власти: значение и формы. 17
2.2. Легальность государственной власти. 23
3. Соотношение легитимности и легальности власти. 29
Заключение 34
Список используемой литературы 34

Работа состоит из  1 файл

курсовая ТГП.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

Единство подразумевает, что в одном государстве не может существовать несколько различных  государственных властей, неодинаковых по своей природе, различных по целям  и обладающих своими средствами государственного принуждения. Ж. Ж. Руссо писал: «Государственная власть не может быть разделена, так как у нее единый источник – народ, его воля, а законодательная исполнительная и судебная власть – это всего лишь различные проявления единой народной воли». Разделение власти не говорит о ее раздробленности, а имеются в виду ее различные направления деятельности, имеющие единый источник. Разделение властей – необходимый механизм осуществления народовластия.

Следующим важным признаком государственной власти является то, сто она должна быть легальной, т.е. законной. «…Легализация государственной власти как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон. Однако конституции и законы могут быть приняты, изменены, отменены различными способами»10. Так из истории известно немало случаев, когда государственная власть захватывалась определенными силами и действовала незаконно (власть Наполеона). Но во всех подобных случаях эти силы пытались придать своей власти законный характер различными способами (проводили формальные выборы, изменяли конституцию и т.д.).

Характерным признаком  государственной власти является ее легитимность, т.е. законность, обеспеченная призванием и поддержкой общества. Легитимная власть – это власть, основывающаяся на реальном, а не на мнимом народном волеизъявлении, на действительном согласии народа иметь данную власть, признавать ее и поддерживать ее решения. Поэтому не следует отождествлять легитимную и легальную власть, так как власть может быть легальной, т.е. законной, сформированной на формально законных основаниях, но она может быть не легитимной, т.е. не пользующейся признанием и уважением большинства граждан данного государства.

Но наиболее существенным признаком государственной власти считается управление обществом с помощью специального государственного аппарата, с помощью которого происходит осуществление властных полномочий возможностью использовать силовые методы решения задач, осуществлять принуждение при помощи специальных органов и учреждений.

Государственный аппарат – часть механизма  государства, представляющая собой  совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной  власти.

Аппарат государства – это система государственных органов, создаваемых специально для выполнения функций государства, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций. Орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Они являются носителями властных полномочий, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществление его функций. Государственные органы – структурные звенья государственного аппарата; специально созданная структура, составляющая часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, необходимой для осуществления функций. Для образования государственного органа необходима правовая основа, обычно система государственных органов устанавливается конституцией (основным законом государства). Государственный орган следует создавать под ту или иную функцию, но не обязательно под новую функцию создавать государственный орган, так как уже имеющиеся в государственном аппарате органы могут взять на себя новые функции.

Каждый государственный  орган – структурно обособленное звено, относительно самостоятельная  часть государственного аппарата, обладающая следующими основными признаками:

  1. Осуществляется от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области.
  2. обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий.
  3. имеет определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий).
  4. характеризуется определенной структурой, т.е. строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам).
  5. имеет территориальный масштаб деятельности.
  6. образуется в порядке, установленном законом.
  7. устанавливает правовые связи личного состава, отражаемые в должностных инструкциях.

Основное свойство органов заключается в том, что  он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов; осуществлять надзор за их реализацией.

Покажем разнообразие органов государственной власти на основе Конституции Российской Федерации. Так как государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, то в связи с этим и выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы власти, которые самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ)11.

Органы законодательной власти – представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Их главной задачей является правотворчество, но наряду с этим могут выполнять и другие функции, такие как контроль деятельности исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей.

В России в силу ее федеративного устройства следует различать федеральные законодательные органы, а также законодательные органы субъектов Федерации, причем система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами.

Представительным  и законодательным органом Российской федерации является постоянно действующее  Федеральное собрание – парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации  и Государственной Думы, которые, как правило, заседают раздельно.

Президент РФ является главой государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Полномочия Президента ограничены Конституцией.

Исполнительную  власть в России осуществляет Правительство, состоящее из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров.

В пределах ведения  Российской Федерации, совместных полномочий Федерации и ее субъектов федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти ее субъектов  образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебную систему  России составляют: Конституционный  Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, соответствующие суды субъектов Федерации. По Конституции предусмотрено, что Президент может в порядке, установленном федеральным законом, назначать судей других федеральных судов (ст. 83 Конституции РФ).

Каждый государственный  орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

 

2.Легитимность и легальность  государственной власти.

2.1. Легитимность государственной  власти: значение и формы.

Принуждение и  насилие являются не единственным средством власти для достижения своих целей. Как правило, правящая элита общества вынуждена прибегать к физическому принуждению лишь в исключительных случаях, когда исчерпаны все другие ресурсы власти. К числу последних, например, принадлежит привычка людей подчиняться, их страх, безразличие, традиции и убеждение в том, что правящая элита выражает интересы народных масс. Это значит, что политическое господство предлагает не только принуждение со стороны правящего меньшинства, но и согласие большинства подчиняться. Как подчеркивал русский философ С. Франк: «Властвование, как всякий социальный институт, есть отношение двустороннее: не один властвующий, но властвующий и подчиненный совместно входят в отношение властвования и активно его строят». Другими словами принуждение и добровольное подчинение являются взаимодополняющими сторонами политико-правовых отношений. Все это относится к легитимности государственной власти.

Легитимность  – это свойство государственной  власти. Изначально термин «легитимность» означал такую характеристику власти как законность. Но стечением времени легитимность стала обозначать не только законность, но и признание обществом право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения.

Понятие легитимации государственной  власти является очень сложным, в его основе лежит «узаконение», но узаконение не только правовое, главным образом не правовое, а  иногда и не имеющее отношение к праву. Легитимация играет важную роль в обществе, так как любая государственная власть не может опираться только на провозглашаемые ею законы и на принуждение. Легитимность – состояние фактическое, узаконение чаще неформальное12. Легитимация государственной власти — это процессы, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающее правильность, оправданность, справедливость, законность и другие стороны соответствия характера власти, ее деятельности определенным, прежде всего психическим установкам, экспектациям (ожиданиям) личности, коллектива, социальной и иной группы, народа. Это состояние власти связано с материальными, социальными, политическими, духовными условиями общественной жизни, с индивидуальной и общественной психологией. Легитимация — процесс приобретения легитимности, процесс индивидуального (личностью) и коллективного (общественной группой, народом) утверждения такого представления, что государственная власть, структура ее органов, способ их формирования, ее мероприятия и деятельность ее должностных лиц соответствуют тем ожиданиям, тем взглядам, которые сложились у людей на базе чувственного восприятия, опыта, рациональной оценки. Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Суть легитимации — отражение идей «общественного договора» о создании государства для общего блага. Власть справедлива, если она не нарушает «договорных принципов» гражданского общества и государства. Чтобы быть устойчивой, прочной, стабильной, она должна искать поддержки общества.

Легитимация нередко вовсе  и не имеет отношение к закону, а иногда и противоречит ему. Легитимация – это состояние, выражающее правильность, оправданность, целесообразность и другие стороны соответствия государственной власти установкам и ожиданиям. На основе чувственного восприятия, опыта и рациональной оценки государственная власть и ее действия признаются легитимными. Признание власти легитимной опирается на внутренние стимулы, связано с переживаниями, внутренними установками, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека и их защитой.

Легитимация государственной  власти всегда связана с интересами различных слоев населения. Но в  силу различных обстоятельств интересы и потребности различных групп  населения могут быть удовлетворены  только частично или удовлетворены лишь потребности некоторых групп, то легитимация не может быть всеобъемлющего характера: то, что является легитимным для одних, для других предстает как не легитимное13. Поэтому легитимация связана с принятием большинством населения, но при защите и уважении  прав меньшинства. Именно это предает государственной власти авторитет в обществе. Чем выше уровень легитимации, тем меньше руководство будет принимать методы принуждения. Но наряду с этим, власть все-таки должна применять меры принуждения, только те, которые предусмотрены законом, в том случае если другие способы по пресечению антиобщественных действий не дают результатов.

Основой подлинной  легитимации государственной власти не может всегда быть большинство, так как основным критерием является соответствие общечеловеческим ценностям.

Легитимация государственной  власти оценивается по практической деятельности, по способам решения  важных вопросов в жизни общества. Но возможна и ложная легитимация, когда  под воздействием пропаганды и других приемов значительная часть, а то и большинство населения поддерживает государственную власть, удовлетворяющую его некоторые текущие интересы в ущерб его коренным чаяниям. Легитимация утверждает политику и власть, объясняет и оправдывает политические решения, создание политических структур, их изменение и обновление и т.д. одновременно она является и необходимым условием соблюдения законов.

На различных  исторических этапах существуют весьма разнообразные основания легитимации. Классическая типология легитимации, предложенная М. Вебером, по сегодняшний день не утратила своего значения. Все разнообразия легитимации политико-правовых отношений он сводит к трем основным типам: традиционной, харизматической и рационально-правовой14.

Традиционная  легитимация основывается на обычае, нормы которого выступают в качестве основы господства и подчинения. Эти освященные обычаем нормы указывают на то, кто имеет право на власть, а кто обязан подчиняться. При традиционном типе легитимации на вопрос о том, почему власть принадлежит данной группе лиц - следует ответ, что так было всегда. Такие традиционные нормы имеют обязывающую силу как по отношению к членам властвующей группы, так и по отношению ко всему населению. Нарушение традиции лидерами ведет к потере легитимности их власти в глазах масс и смене правящей группы.

Информация о работе Государственная власть: легитимность и легальность власти