Государственная власть: легитимность и легальность власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание

Цель исследования: теоретический и методологический анализ форм и технологий легализации и легитимации государственной власти.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следудующие задачи:
проанализировать подходы к понятиям государства и государственная власть;
выявить признаки государства;
обосновать закономерности развития и становления понятия «легитимность» и ее типов;
выявить особенности осуществления легализации государственной власти;
выявить особенности процессов легализации и легитимации власти;
систематизировать факторы, связывающие легальность и легитимность.

Содержание

Введение 3
1.Понятие и признаки государственной власти. Роль
аппарата (механизма) государства. 6
2.Легитимность и легальность государственной власти. 17
2.1. Легитимность государственной власти: значение и формы. 17
2.2. Легальность государственной власти. 23
3. Соотношение легитимности и легальности власти. 29
Заключение 34
Список используемой литературы 34

Работа состоит из  1 файл

курсовая ТГП.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки

Российской  Федерации

 

Новосибирский юридический институт (филиал)

Томского государственного университета

 

Кафедра теории государства и права, международного права

Тема: «Государственная власть: легитимность и легальность власти»

 

 

Курсовая работа

по теории государства  и права

 

студента 1 курса

заочной формы  обучения

11-УП группы

Бурундуковой  К.В.

 

Научный руководитель:

старший преподаватель

Городилова  Инна Александровна

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012 
Содержание

Введение          3

1.Понятие и признаки государственной власти. Роль

аппарата (механизма) государства.      6

2.Легитимность и легальность  государственной власти.   17

2.1. Легитимность государственной  власти: значение и формы. 17

2.2. Легальность государственной  власти.     23

3. Соотношение легитимности и  легальности власти.  29

Заключение          34

Список используемой литературы      35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство и  государственная власть всегда играли огромную роль в обществе, становясь над ним и отчуждаясь от него. В современных условиях эта роль также велика, хотя на сегодняшний предъявляются высокие требования к организованности и упорядоченности общественных процессов. И так как современное государство обладает большими ресурсами, то при осуществлении и проявлении своей власти государство должно разумно регулировать социальные отношения, хотя невозможно применять одинаковые меры для разных слоев населения. И поэтому по ряду объективных причин, государственная власть является важным объектом наблюдения, вокруг которого во все времена существования государства идут многочисленные споры, связанные с ее осуществлением, проявлением, сущностью государственной власти.

Актуальность  темы обусловлена тем, что в условиях различных преобразований государства перестраивается и государственная власть, выполняющая ведущую роль в социуме.

Однако в  целях стабильного развития государственно-правового  пространства функционирующие политические и правовые институты не только должны соответствовать решаемым общенациональным целям и задачам, но и иметь духовно-нравственную и социокультурную обоснованность и оправданность. Причем эффективность режима законности и правопорядка, безусловно, зависит от того, насколько его требования одобряемы и поддерживаемы населением страны. Иначе принципы правовой регуляции общественных отношений обращаются в формальное долженствование, не основанное на национально-культурных доминантах, духовно-нравственных и национально-культурных интересах и потребностях народа.

Государственная власть реализуется через государственное  управление – целенаправленное воздействие  государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы  на основе познанных объективных  законов для выполнения стоящих  перед обществом задач и функций.

Между тем дееспособность власти зависит от ее легитимности и легальности, которые являются показателями эффективности государственной  власти, что особенно относится к  первому. Так как, если власть будет  нелегитимной, т.е. та власть, которая не признается обществом, то ей придется применять меры принуждения.

Цель исследования: теоретический и методологический анализ форм и технологий легализации  и легитимации государственной  власти.

Объектом исследования является понятие государственной  власти и ее признаки.

Предмет исследования – основания государственной  власти (легитимность и легальность  государственной власти).

Для реализации поставленной цели необходимо решить следудующие задачи:

    • проанализировать подходы к понятиям государства и государственная власть;
    • выявить признаки государства;
    • обосновать закономерности развития и становления понятия «легитимность» и ее типов;
    • выявить особенности осуществления легализации государственной власти;
    • выявить особенности процессов легализации и легитимации власти;
    • систематизировать факторы, связывающие легальность и легитимность.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

В первой главе  рассматривается: признаки государственной  власти, ее структура, осуществление властных полномочий с помощью аппарата государства и показано многообразие видов органов государства.

Во второй главе рассматриваются  обоснования государственной власти.

В третьей описывается  соотношение легитимности и легальности  власти, теоретические подходы этого соотношения.

Теоретической основой для  написания курсовой работы явились  учебные пособия по теории государства  и права учебники, а также статьи в периодических изданиях, посвященные  вопросам государственной власти, ее основаниям и проявлениям, следующих авторов: Ильин И. А., Лейст О., Чиркин В. Е., Черданцев А. Ф.

 

1. Понятие и признаки государственной власти. Роль аппарата (механизма) государства.

Власть  это отношение господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминирует над волей и действиями других лиц (подвластных)1. Она является одним из фундаментальных начал человеческого общества, существует везде, где есть устойчивые объединения людей и всегда содержит принуждение в той или иной степени.

Особое значение в обществе имеет не индивидуальная, частная власть, характеризующая  зависимость одного лица от другого (например, отношения матери и ребёнка), а сознательная, общественная власть, в основе которой лежит существование  определенных отношений, коллективов. Эти связи опираются не на персональные отношения, не на кровнородственные связи (как при родоплеменном строе), а на иные факторы. Необходимость сознательной, общественной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой.

Власть – сложное, многостороннее явление, проявляющееся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.п. она понимается как управление, связанное с принуждением2. Власть – неоднозначное явление, так как существует множество видов власти (родительская власть, военная власть и т.д.), но, не смотря на многозначность этого понятия, каждый вид власти имеет свои отличия в зависимости от своего проявления, осуществления власти.

Так как государственная  власть напрямую не просто связана с государством, но и не может существовать без него, то из множества подходов к сущности государства и будет происходить явление неоднозначного понимания понятия «государственная власть».

Н. М. Коркунов писал: «Государственная власть как сила, обусловленная сознанием гражданами их зависимости от государства, порождает  в общественной жизни своеобразные явления»3. Признавая принуждение как атрибут власти, он понимал государственную власть как правоотношение, а о власти говорил как о правах одних во взаимосвязи с обязанностями других.

Но большинство  исследователей по-иному трактуют понятие «государственная власть». Так, П. А. Сорокин под государственной властью подразумевает деятельность государства в лице его органов. По мнению Ф. Энгельса: «Общество создает себе орган для защиты своих общих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более успевает в этом, чем более он становится органом одного определенного класса и чем более он осуществляет господство этого класса»4. В связи с тем, что государственная власть выполняет общественные функции, то необходим и носитель этих функций – субъект власти, которым прежде всего является само государство, его органы и иные государственные институты, формирующиеся из людей. «Как и общественная функция, власть имеет свой объект воздействия, в качестве такового выступают общественные отношения. И именно в этих отношениях происходит навязывание воли властвующего воле подвластного»5. Эти две воли могут совпадать и не совпадать. Для навязывания своей воли властвующий должен обладать определенными средствами, методами, способами и определенной силой. Любая деятельность в обществе, отношения регламентируются социальными нормами, что относится и к властной деятельности и к властеотношениям, в основе которых лежит нормативная система. Таким образом, путем абстракции и идеализации создается структура власти, необходимыми элементами которой являются: субъект власти, объект власти, властеотношения; деятельность властвующих, формы, методы и способы властной деятельности; социальные нормы, ее регламентирующие6.

Итак, исходя из многообразия подходов к пониманию  государственной власти, ей присущ ряд следующих характеристик: как  отношения между определенными  субъектами, как органа государства, как функции государственного механизма и как совокупности полномочий. И все это свидетельствует о многосторонности государственной власти, о ее важной роли в жизни общества.

Государственная власть — особая разновидность социальной, общественной власти — наиболее существенный признак государства7. Государственная власть является разновидностью социальной власти, но отличается от разновидностей социальной власти наличием характерных черт, откуда и «вытекают» признаки государственной власти: это монополия на издание общеобязательных велений и монополия на применение государственного принуждения.

Отличительными  признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, религиозной, экономической  и т.д.) является ее всеобщность, или публичность, т.е. распространение на все население государства и осуществление специально созданным аппаратом управления; она обладает наибольшей универсальностью, наибольшей способностью решать общественные задачи в силу имеющейся возможности использовать более широкий комплекс форм и методов воздействия на возникающие и протекающие в обществе процессы, т.е. государственная власть затрагивает в той или иной степени все общественно значимые сферы жизни.

Одной из основных черт государственной власти является то, что она осуществляет управление (руководство) обществом, решает дела общества, способна влиять (регулировать) все основные сферы общественной жизни при помощи государственного аппарата (системы органов власти). Однако реальные возможности государственной власти ограничены закономерностями развития общества, естественно складывающимися отношениями, которые она не в силах изменить или изменяет только временно или частично, используя имеющиеся в ее распоряжении ресурсы.

Немаловажной  особенностью государственной власти является ее верховенство среди всех видов власти, т.е. подчинение других видов социальной власти, кроме власти своего народа. Верховенство говорит о том, что веления государственной власти – это веления, обладающие безусловной обязательностью, исходящие из источника, имеющего право давать такого рода указания; также оно означает ее независимость, неподчиненность никаким другим видам власти. Обладание государством верховной властью свидетельствует о наличии у данного государства возможности самостоятельно решать вопросы любой важности. «Однако не нужно думать, что могущество государственной власти беспредельно, а характер и способы регулирования общественных отношений зависят только от нее самой. В условиях социально ориентированной рыночной экономики и политической демократии ее главная задача — содействовать саморегуляции общества, стимулировать позитивные тенденции его развития, препятствовать негативным, вводить общественно значимые процессы в определенные рамки (в частности, путем принятия законодательства о партиях, забастовках, об оружии, о чрезвычайном положении и т.д.) с тем, чтобы в неуемной борьбе различных сил не допустить анархии и распада общества»8.

Следующей существенной чертой государственной власти является ее суверенность, которая неразрывно связана с верховенством. Они означают независимость власти от чего-либо.

О суверенитете государственной власти возникает  немало споров, так как, по мнению одних  суверенитет государственной власти означает:

    • независимость государственной власти от власти какого-либо другого государства:
    • отсутствие формальных правовых ограничений государственной власти, ее возможность принять любое решение, которое она считает необходимым;
    • верховенство государственной власти по отношению к другим организациям, существующим на территории данного государства.

Другие же суверенность государственной власти характеризуют  как власть, не имеющую никаких  обязанностей ни перед какой другой властью, а другие власти имеют обязанности перед ней (В. Дорогин).

Но как нам  известно, источником власти в современном демократическом государстве является народ, поэтому государственная власть должна быть зависимой от волеизъявления народа, т.е. не может не иметь перед ним обязанностей. А обязанности – значит быть зависимой. Лишь в классовых, диктаторских и т.п. государствах государственная власть может быть независимой от народа. По мнению В. Е. Чиркина: «являясь представителем всего общества, государственная власть не может быть совершенно самостоятельной: она подвергается влиянию различных политических партий, общественных объединений, движений, словом, различных «групп давления», которые вынуждают ее предпринимать определенные меры или отказываться от них»9. Деятельность государственной власти и ее реальные возможности ограничены закономерностями развития общества, естественно складывающимися отношениями, которые она не в силах изменить или изменяет только временно или частично. Государственная власть, являясь представителем всего общества, не может быть вполне самостоятельной, так как подвергается влиянию различных «групп давления», которые вынуждают ее предпринимать определенные меры или отказываться от них.

Одной из важнейших  черт государственной власти является ее единство. Это означает, что в государстве не  могут одновременно функционировать равные по силе и значению различные виды власти, независящие одна от другой, самостоятельные, имеющие равные с государственной властью способность решать общественно-важные вопросы данного государства. Она едина в том смысле, что пронизывает все органы власти правилами, обязательными для всего государственного аппарата.

Информация о работе Государственная власть: легитимность и легальность власти