Государственная Дума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:18, курсовая работа

Описание

Цель исследования: провести сравнительный анализ Государственной Думы на двух этапах: дореволюционном и современном, исследовать влияние процесса становления многопартийности и избирательной системы в дореволюционной России на формирование и функционирование Государственной Думы сейчас, а также выявить перспективы влияния российского парламента на эффективность государственной власти и особенности ее деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………..………….……..2
Предыстория формирования Государственной Думы…………………..4
Порядок выборов в Государственную думу………………………….…..6
Структура Государственной Думы……………………………………....11
Статус депутата Государственной Думы………………………………..22
Заключение………………………………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа3.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

      Так, в частности, ч.1 ст.47 Закона РФ «О политических партиях» предусматривала обязанность для общероссийских политических общественных объединений - в случае, если они были намерены и дальше принимать участие в выборах - преобразоваться в политические партии в течение двух лет после вступления в силу указанного закона. Конечно, не все политические общественные объединения, стремящиеся продолжить свою деятельность, смогли выполнить требования нового закона, необходимые для преобразования. Требования закона к численности партий, к прекращению деятельности межрегиональных и региональных объединений, возможность ликвидации партии в случае ее неучастия в выборах, безусловно, привели к сокращению числа уже имевшихся политических партий и не способствуют активному созданию новых. С другой стороны, в парламентских выборах 1999г. приняли участие 26 политических партий и избирательных блоков, в 2003г. - 23, в 2007г. - 11, тогда как после принятия Закона РФ «О политических партиях» с политической арены исчезли, прежде всего, так называемые партии-однодневки и «карликовые» партии. Следовательно, закон не помешал дальнейшему существованию жизнеспособных партий и созданию новых. Закон РФ «О политических партиях» способствовал и объединительным процессам внутри политического спектра - политические объединения, имевшие схожие позиции и программные установки и не способные в одиночку пройти процесс преобразования, могли решить этот вопрос путем слияния. Кроме того, определяющее значение для демократии имеет не столько количество, сколько качество партий - главное, чтобы они были работоспособными, авторитетными, выражающими и отстаивающими интересы значительных групп населения.

      Отличительной чертой российской партийной системы  стало и возникновение такого субъекта политической жизни, как "партия власти". Данный феномен можно  обозначить как «партию парламентского большинства, служащую опорой президента как в парламенте (в виде доминирующей фракции), так и в ходе выборов (в качестве его собственной электоральной машины)».

      «Партия власти» - это организация, создаваемая под конкретного политического лидера, который обеспечивает данному объединению поддержку административного ресурса, который в нашей стране имеет очень большое значение. Подтверждением этого служит тот факт, что подобные партии создавались буквально накануне выборов, но, тем не менее, получали такой процент голосов избирателей, какой вряд ли смогла бы получить партия, созданная обычным способом и не имеющая такой мощной поддержки федеральной власти. В 1993г. роль "партии власти" выполнял «Выбор России».

      Особую  важность имеет изучение опыта участия  российских политических партий в выборах периода 1993 - 2004 гг. (декабрь 1993 г., декабрь 1995 г., декабрь 1999 г., декабрь 2003 г.), оказавших решающее воздействие на российский политический процесс. Такое изучение позволяет выявить особенности выборной тактики политических партий, показать изменения в расстановке политических сил в разные периоды становления многопартийности.

      В 2002 году появилась новая партия власти «Единая Россия».  Помимо традиционных для партий руководящих органов - съезда, политсовета (в «Единой России» он называется генеральным советом) и исполкома, в «Единой России» существует высший совет, в который входят наиболее влиятельные и узнаваемые сторонники (не обязательно члены) партии. 20

      В основном это высокопоставленные чиновники, губернаторы и ведущие парламентские функционеры. В партийном уставе сказано, что высший совет «является органом, определяющим стратегию развития партии, содействующим укреплению авторитета и росту влияния партии в российском обществе».

      В высший совет, согласно уставу, избираются «выдающиеся общественные и политические деятели Российской Федерации, имеющие большой авторитет в российском обществе и на международной арене».

      Эта партия занимается в основном тем, что  делает заявления, дает комментарии, рекомендует, председательствует и так далее, и тому подобное. Важнейшая по-настоящему властная функция высшего совета – выдвижение кандидатур на государственные  должности, включая рекомендации по выдвижению или поддержке того или иного кандидата на пост президента. Словом, если «Единая Россия» на выборах различных уровней использует так называемые «паровозы», то высший совет является локомотивным депо партии.

      Функции политического руководства «Единой Россией»сосредоточены в основном в генеральном совете. Именно здесь вызревают и реализуются партийные проекты, именно отсюда контролируется вся текущая политическая деятельность партии, включая создание или ликвидацию местных отделений партии и раздачу наград и взысканий партийцам. Генсовет также утверждает партийный бюджет.

      Оперативное руководство партией осуществляет центральный исполнительный комитет. Исполком ведет реестр членов партии, контролирует партийную кассу, занимается кадровой политикой в партии и обеспечивает проведение предвыборных кампаний. Он же ведает партийным хозяйством и имуществом. 21

      Высшим  партийным надзорным органом, который  контролирует соблюдение устава и партийной  дисциплины, а также расходование партийных средств, является центральная контрольно-ревизионная комиссия.

      Что касается управления региональными  партийными отделениями, то его схема  более традиционна: партийная конференция (аналог съезда), региональный политсовет (аналог генсовета), региональный исполком. Кроме того, в каждом федеральном округе сформирован межрегиональный координационный совет, через который региональные отделения в округах взаимодействуют между собой.

      По  мере развития многопартийной политической системы в современном российском политическом процессе политические партии играют все большую роль. Актуализировалась потребность в применении практического опыта взаимодействия партий и государственных структур для укрепления демократической природы государства. Нуждается в изучении не только думская деятельность политических партий, но и их внепарламентская деятельность, которая является малоизученным аспектом многопартийности.

      Таким образом, в настоящее время исследование деятельности политических партий в  условиях формирования многопартийности является одним из важных направлений в проблематике российской исторической науки. Эта проблема пока является достаточно новой и слабо разработанной, поэтому к ней наблюдается повышенный интерес, идет процесс разработки ее концептуально-понятийного аппарата и определения предметно-сущностного содержания, его количественного и качественного наполнения, усвоения и критического осмысления зарубежного опыта. 22

      Итак, можно говорить, что структура Государственной Думы в дореволюционном и современном этапе, практически, одинаковая. Если в порядке выборов были существенные различия, то в структуре они не замечаются. Происходит становление и развитие многопартийности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Статус  депутата Государственной  Думы 

      Члены Государственной Думы на дореволюционном этапе пользовались свободой суждений и мнений по делам, обсуждавшимся в Государственной Думе, не несли ответственности перед избирателями. Они могли быть подвергнуты лишению или ограничению свободы лишь по распоряжению судебных властей, не подлежали задержанию за долги.

      Для лишения свободы члена Государственной  Думы во время её сессии необходимо было разрешение Государственной думы.

      Члены Государственной Думы выбывали из её состава по личному заявлению, в  случае утраты российского подданства, ценза, поступления на действительную военную службу, при назначении на высокооплачиваемую гражданскую должность (за исключением должностей министров и главноуправляющих), а также, если член Государственной думы не посещал в год ни одного заседания без уважительной причины.23

      Статус  депутатов Государственной Думы на современном этапе складывается из их прав, обязанностей и ответственности.

      Он  определяется Конституцией РФ, Федеральным  законом о статусе депутата Государственной  Думы.

      Закрепляя такой статус, законодатель предоставляет членам парламента особое право и дееспособность с тем, чтобы парламентарий мог участвовать в законотворчестве и осуществлении других функций парламента.

      Депутаты  Государственной Думы представляют в палате весь народ в целом. Депутат  Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Он не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, приостанавливают свою службу в ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий.24

      Депутаты  Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

      Неприкосновенность  парламентариев распространяется на их жилые, служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи, а также на принадлежащие им документы.

      Статус  депутатов Государственной Думы на дореволюционном этапе не имеет  существенных различий от статуса депутатов на современном этапе.   
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      В ходе работы над поставленными мною проблемами, нам удалось прийти к определенным выводам.

      Первые  две думы работали в России в годы революции 1905–1907 гг. и были настолько радикальными по своему образу действий, что оказались, распущены через несколько месяцев после своего созыва. 3 июня 1907 г. Николай II издал манифест об изменении избирательного законодательства, которое предоставляло большие права привилегированным сословиям. В выборах не участвовали женщины, юноши до 25 лет, представители многих кочевых народов, а также жители Финляндии, где был свой сейм.

      Правом  личного участия в выборах  было обделено даже мелкое или безземельное дворянство: потомственные дворяне, имевшие менее 200 дес. земли, должны были, как и крестьяне, образовывать избирательные съезды, на которых выбирались выборщики. В итоге, правом личного участия в выборах обладал довольно узкий слой собственников и интеллигенции численностью в 180 тыс. человек (из населения в 135 млн. чел.) К этому, конечно, следует добавить более 10 миллионов крестьян, рабочих, мещан, выбиравших своих представителей на губернские избирательные съезды, но общую картину это не меняет. Цензовая система выборов, ставившая в неравное положение подданных российского императора, уже не отвечала потребностям развивавшейся страны.

      Для законности состава заседаний Государственной думы требовалось присутствие не менее 1/3 её членов. Общее руководство деятельностью Государственной думы осуществляли председатель и его товарищи, они избирались из числа членов Государственной думы закрытым голосованием на 1 год, по истечении которого могли переизбираться.

      Для предварительного рассмотрения законопроектов и вопросов текущей деятельности Думы её общим собранием избирались постоянные комиссии: бюджетная, финансовая, по рассмотрению государственной росписи доходов и расходов, по запросам, редакционная, личного состава, распорядительная, по военным и морским делам (до 1912 г. — по государственной обороне).

      Выборы  членов комиссии производились на общем  собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве  комиссий все фракции имели своих  представителей.

      Государственная Дума избирала также временные комиссии для подготовки конкретных законопроектов.

      Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским  совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.

Информация о работе Государственная Дума