Функции права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание

Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Без права не может существовать современное общество, это объективно необходимый элемент мировой цивилизации. Прежде всего, оно является важным инструментом регулирования экономических отношений в обществе, обеспечения нормального функционирования хозяйственного механизма внутри страны, а также оптимальной организации международного экономического сотрудничества.
Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на обществе

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие функций права ………………………..……………………...6
Глава 2. Система функций права ………………………………………………11
Глава 3. Юридические функции права и их реализация ..................................15
3.1. Регулятивная и охранительная функции …………………………15
3.2. Компенсационная и восстановительная функции ……………….21
3.3. Ограничительная функция ................................................................23
Глава 4. Социальные функции права ………………………………………….26
Заключение ……………………………………………………………………...29
Список используемых источников и литературы …………………………….31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (функции права).doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

      Источники, из которых граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные источники, средства массовой информации, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии, это могут быть руководители различных уровней, друзья, знакомые, родственники, популярная юридическая литература и ряд других.

     Правовая информированность имеет огромное значение, однако на сегодняшний день ее уровень значительно отстает от потребностей общественного развития и нуждается в существенном повышении. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды интенсивного обновления законодательства. Поэтому граждане объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в него, о новых законах и так далеее. Не случайно на повестку дня была поставлена задача, организовать юридический всеобуч как единую общегосударственную программу, охватывающую все слои населения, все кадры в центре и на местах.

       Следующей, не менее значимой, формой реализации функций права является ориентационное воздействие. Дело в том, что важны не только знания норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия.

      Сущность правовой установки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовностью к совершению действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.

      Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок и представляет собой двуединый процесс: формирование установок – с одной стороны, и их влияние на правовое поведение граждан – с другой20.

      Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование. Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования.

      Эффективность реализации функций права в рамках этой формы зависит от выяснения следующих принципиальных положений:

  • условий эффективности регулирования;
  • процесса правового регулирования;
  • социальных результатов регулирования.

     Условия эффективности правового регулирования подразделяются на объективные и субъективные. Объективными условиями являются: социально-экономическое состояние, система хозяйства, формы собственности и тому подобное. К субъективным – относятся: научная обоснованность необходимости регулирования, выбор оптимального варианта регулирования, своевременность правотворчества, совершенствование действующего законодательства, обеспечение стабильности правового регулирования, ясность, четкость правовых предписаний, активность правоприменительных органов в деле воплощения в жизнь правовых предписаний и ряд других.

       Процесс правового регулирования состоит из трех взаимосвязанных стадий.

      Первая стадия – это регламентация общественных отношений (их урегулирование), то есть разработка и принятие юридических норм.

      Вторая стадия – возникновение субъективных прав и юридических обязанностей. Смысл данной стадии – переход от общих предписаний норм к конкретной модели поведения конкретных лиц.

      Третьей – завершающей стадией процесса правового регулирования является реализация норм права. Она заключается в фактическом использовании лицами своих субъективных прав, исполнении обязанностей, соблюдении запретов21.

     Социальный результат регулирования – это, главным образом, эффект в экономической, политической и духовной сферах. Он может выражаться в закреплении определенных отношений, их развитии, искоренении нежелательных явлений.

 

3.2. Компенсационная и восстановительная функции

 

     Компенсационная функция права – это очень важное направление действия права. В нем заключается весьма существенная особенность права как инструмента восстановления социальной справедливости.

     Компенсационная функция права, поэтому очень тесно связана с восстановительной. В юридической литературе по этой причине их часто отождествляют. Вместе с тем это не тождественные функции. Различия между ними состоят, прежде всего, в формах, методах и правовых последствиях реализации. Важную роль в различии играют и правовые основания этих направлений воздействия, хотя они в отдельных случаях имеют одну и ту же причину. Например, в случаях незаконного увольнения наблюдается одновременная реализация восстановительной и компенсационной функций: восстановление на службе и компенсация за вынужденный прогул22.

     Различие между компенсационной и восстановительной функцией очень часто просматривается в гражданском законодательстве. В нем восстановление положения, существовавшего до нарушения права, нередко не связывается с возмещением убытков23.

     Гражданский кодекс Российской Федерации24, охраняя честь и достоинство граждан25, обязывает виновную сторону именно возместить (компенсировать) моральный вред, причиненный потерпевшему, так как восстановить нарушенное право другими способами невозможно.

     Конституция Российской Федерации26 также предусматривает компенсацию за принудительное отчуждение имущества для государственных нужд27, за вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц28, за причиненный ущерб пострадавшим от преступлений29.

     Приведенные примеры свидетельствуют о том, что компенсационная функция свойственна различным отраслям права, она выполняет важную роль в регулировании отношений между гражданами, юридическими лицами и является необходимым инструментом гармонизации интересов субъектов права, стабильности общественных отношений.

      Восстановительная функция права – эта функция занимает особое ценностное место в механизме правового воздействия. С помощью правовых средств очень часто восстанавливается прежнее правовое положение субъекта права, лицо вновь становится обладателем тех прав, которых оно было лишено, ему возвращается его имущество, он восстанавливается на работе, реабилитируется его имя, восстанавливается нарушенный общественный порядок и так далее.

      Реализация восстановительной функции нередко осуществляется в форме отмены принятого правового акта или совершенного юридически значимого действия. Нормы, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод личности, содержатся как в международно-правовых актах, так и во многих внутригосударственных документах. Например, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека устанавливает: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах»; ст. 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает «восстановление положения, существовавшего до нарушения права». Следует согласиться с определением восстановительной функции как относительно обособленного воздействия комплекса правовых средств на волю, сознание и поведение людей, направленного на приведение субъектов права в прежнее состояние, которое было нарушено неправомерными действиями других субъектов права. Приведение в первоначальное состояние может выражаться в отмене незаконных решений, восстановлении правового статуса физического или юридического лица, восстановлении нарушенного общественного порядка.

 

3.3. Ограничительная  функция

 

     Наличие у права ограничительной функции связано с его назначением быть регулятором общественных отношений. А регулировать – значит предписывать варианты поведения, которые должны соответствовать интересам определенных социальных групп, классов, индивидов, наконец, всего общества. Поэтому, чтобы действия одних субъектов права не нарушали прав и интересов других, чтобы отношения в обществе складывались более разумно и не вызывали противодействий, право устанавливает определенные ограничения для субъектов общественных связей, пресекая тем самым вседозволенность, анархию и произвол. Эти ограничения формулируются в запрещающих и обязывающих нормах, в других правовых предписаниях. Ограничение прав – это своего рода уравновешивание противоположных интересов. Так, Конституция Российской Федерации, разрешая идеологическое многообразие, одновременно ограничивает возможности создания любых партий, организаций и движений. Конституция РФ в ч. 5 ст. 13 прямо закрепляет, что запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя30.

     Конституция  РФ, гарантируя права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, вместе с тем подчеркивает, что их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц, то есть вводит конституционные начала в возможности ограничения прав человека, если только действия по их реализации могут нарушить права и свободы других граждан. В развитие этого положения Конституция РФ в ч. 3 ст. 55 прямо устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства31.

     Ограничения прав и свобод граждан предусматриваются и другими статьями Конституции РФ. Например, в соответствии со ст. 29 Конституции РФ не допускается пропаганда, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; согласно ст. 32 Конституции РФ не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда; ст. 56 Конституции РФ предусмотрена возможность ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения.

     Ограничительная функция, несмотря на, казалось бы, изначальный негативный характер, в конечном итоге дает положительный социальный результат, поскольку благодаря этому качеству право выступает гарантом стабильности и справедливости в обществе, важнейшим инструментом правопорядка и реализации прав граждан   

     Ограничительная функция права соприкасается с охранительной.  Поскольку назначение права состоит в том, чтобы регулировать общественные отношения, то есть предписывать варианты поведения соответствующие интересам индивидов, социальных групп, всего общества, постольку, чтобы действия одних субъектов права не нарушали прав других, чтобы пресечь вседозволенность и произвол, право устанавливает определенные ограничения для участников общественных отношений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Социальные функции права

 

 

     К социальным функциям права можно отнести: экономическую, политическую, идеологическую, экологическую и информационную функции.

     Одна из важнейших социальных функций – экономическая осуществляется как путем регулирования действий участников экономических отношений (например, в форме договоров, в которых стороны определяют свои права и обязанности и факт наступления правовых последствий), так и путем угрозы наступления санкций (например, за нарушение условий договоров, или за умышленные преступления в сфере экономики – хищение, мошенничество, вымогательство, уничтожение имущества, подделку денег или ценных бумаг и т.д.).  Экономическая функция выражается в самых различных институтах: финансовом, административном, уголовном, трудовом и других.

     Экологическая функция тесно связан с экономической, ее объектами являются земля, недра, почва, вода, воздух, флора и фауна, околоземное пространство. Появление этой функции права связано не с тем, что экономическая функция оказалась не в состоянии решить задачи экологической защиты общества, а с тем, что экологическая сфера стала в современных условиях очень важной и превратилась в одну из проблем существования человечества. У права своя ниша в ее решении, – юридическое воздействие на деятельность человека, в целях защиты его среды обитания, причем значение такой защиты будет все возрастать32.

     Идеологическая функция отражает способность права воплощать в жизнь идеологию индивидов и из объединений, оказывать влияние на их мысли и чувства.  В той мере, в какой в праве выражаются соответствующие интересы личности предписания, оно получает психологическую поддержку общества, поэтому одной из задач воспитательной функции права является воспитание правового сознания граждан, осознания необходимости соблюдения норм права. Исходя из этого, идеологическую функцию называют также воспитательной.

     Элементом идеологической функции является информационная функция права. Законодатель выражает в правовых предписаниях определенную информацию: о государственном устройстве, о структуре органов власти и управления, о правах и обязанностях граждан и должностных лиц, вообще о правилах поведения в обществе.  Эта информация доводится до граждан через законы, начиная с Основного закона и другие правовые акты.

     В настоящее время в системе функций права в качестве отдельной выделяется функция регулирования социальных отношений и обеспечения социальных прав, то есть социальной функции в узком смысле этого слова, охватывающей такие сферы как: пенсионные и семейные отношения, медицинское и бытовое обслуживание, систему социальных льгот, досуга, а также науки, образования, культуры.  Защиту социальных прав граждан обеспечивает, прежде всего, Конституция и отраслевое законодательство33.

     Одна из основных функций права – регулирование общественных отношений, оно осуществляется как с помощью методов принуждения, так и убеждением.  Например, методом таких функций как идеологическая и информационная является, безусловно, убеждение, но и в охранительной функции присутствуют оба метода.  То есть, можно сказать, что право воздействует на общественные отношения тем или иным способом в зависимости от конкретных обстоятельств.  Принуждение и убеждение в праве находятся в балансе друг с другом.  Когда совершается преступление, к преступнику применяется принуждение, так же как в случае установления запрета, наложения санкции или ответственности имеет место принуждение в форме ограничения каких-либо прав или свобод.  Однако сам факт наказания или иного принуждения оказывает влияние на некоторых лиц, побуждая их отказаться от совершения правонарушения.  Таким образом, оба этих метода, каждый по-своему, позитивно или негативно, выполняют задачу закрепления и охраны прав личности, содействия укреплению правопорядка.

Информация о работе Функции права