Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание

Как будущего юриста, меня не случайно заинтересовала тема «Понятие, классификация и содержание основных функций Российского государства». На мой взгляд, актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поскольку на современном этапе построения правового государства, когда старая система практически изжила себя, а новая еще окончательно не сформирована, юристу необходимо знать основные направления деятельности государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1)Понятие функций государства 6
2)Классификация функций государства 9
2.1)Внутренние функции государства 10
2.2)Внешние функции государства 20
3)Формы осуществления функций государства 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

Политическая  функция государства.

Характеризуя  данную функцию, уместно отметить, что  все функции государства носят  политический характер, однако в сфере  политических отношений действует  целая система политических институтов, учреждений, государственных и иных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти, в том числе обеспечение народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и  уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления. Иногда народ осуществляет свою власть  непосредственно через референдум. Обладая верховенством в системе государственной организации, представительные органы сосредоточивают в своих руках государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной  власти, защиты конституционного строя. Содержание данной функции составляют:

  1. реализация волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества);

     2) обеспечение государственного суверенитета, определение правового , положения конкретных территорий и управление ими;

    3)   официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества ответственность перед ним;

      4)   защита конституционного  строя, которая реализуется как  специальными: органами (Конституционным  Судом РФ), так и непосредственно  народом путем осуществления  права на сопротивление любой  попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.

Функция защиты прав и свобод.

  Переход к демократическому государству возводит в разряд приоритетных функцию защиты прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка Обеспечение прав человека и гражданина — главный критерий демократического, государства. Права человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым сообществом. Многие государства, в том числе и Россия, возвели в ранг конституционного принципа уважение прав и свобод человека, а также их защиту и соблюдение. Выполнение данной функции осуществляется системой правоохранительных органов, среди которых большая роль принадлежит судам, органам внутренних дел, государственной безопасности и др. 

                           Внешние функции.

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей.

Последние никогда не были и практически не могут быть одинаковыми для всех государственных образований и государств. Они зависят от характера существующего в стране политического режима и типов государств, от этапов развития одного и того же государства, от складывающейся в мире международной обстановки, характера взаимоотношений сосуществующих друг с другом государств, а вместе с тем от социально-классовой сущности и содержания государства, его социально-классовой предопределенности и направленности, а также в значительной мере - от его идеологической обусловленности.

Нет и  не может быть у государства таких  целей и задач, а вместе с ними и соответствующих функций, которые  не были бы обусловлены его сущностью, содержанием, идеологическими воззрениями  правящих кругов, его социально-кассовым назначением.

Внешние функции государства представляют собой основные направления его  деятельности на международной арене. Они призваны решать следующие внешние  задачи государства: установление и  поддержание нормальных отношений  с другими государствами, и обеспечение обороны страны от внешней агрессии. В соответствии с указанными задачами различаются две основные внешние функции государства: взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества и оборона страны от нападения извне6.  

Поддержание взаимовыгодного  сотрудничества с  другими государствами.

Взаимовыгодное  сотрудничество с другими государствами - это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

Государство выступает в сфере внешнеэкономической  деятельности в двух направлениях:

Во-первых, государство, как носитель государственной власти в нормативном порядке регулирует имущественные и другие отношения, устанавливают содержание и пределы правосубъективности физических и юридических лиц, а также самого государственного образования, принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа граждан на рынки других государств. Государство лицензирует определенные виды деятельности, осуществляют регулирование внешнеэкономической деятельности в рамках своей компетенции. 
Во-вторых, государство на равных с другими участниками имущественного оборота вступают в гражданско-правовые отношения. 
Иногда бывает довольно сложно отделить друг от друга две ипостаси, в которые вступает государство - равноправный партнер и государство - носитель власти. Например, невозможно автоматически привлечь государство, выступающее партнером во внешнеэкономической сделке, к имущественной ответственности иностранным судом, так как этим нарушился бы суверенитет государства. Поэтому возникает понятие судебного иммунитета, то есть невозможности привлечения его к суду в качестве ответчика без его согласия.

Государство, применяя свои властные полномочия, может  заключать международные договоры, участвовать в создании международных  организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию внешнеэкономических условий для доступа граждан данного государства на рынки других государств.

Таким образом, выступая как носитель публичной  власти, государство обеспечивает создание благоприятных условий для деятельности всех субъектов внешнеэкономической деятельности7.

Международная охрана окружающей среды.

Сотрудничество  в области охраны окружающей среды  объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической  обстановки на планете. Эта деятельность имеет всеохватывающий характер и направлена на создание таких экологических условий, которые необходимы для существования и развития человеческой жизни. Она активно проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Для охраны окружающей среды используются новейшие достижения государств в области космонавтики, медицины, биологии, электроники. Внешняя деятельность государств современности базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество.

  Оборона страны от нападения извне.

Функция государства по обороне страны от внешнего нападения составляет важное направление его деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развития государственно-организованного общества существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны и территориальной целостности. Обычно под оборонной функцией Советского государства понималось то, что предметно - политически характеризует деятельность государства по обеспечению безопасности нашей страны от агрессии.

Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и  военными средствами. В мирное время – это всесторонняя подготовка стран к отражению возможного нападения извне. В военное время данная функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.

Значимость  функции обороны современного Российского  государства обусловлена рядом  обстоятельств. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям  его государственной безопасности. Именно благодаря этой функции обеспечивается суверенитет государства на международной арене, а также защита его населения и территории.

Оборона государства позволяет ему осуществлять независимую, авторитетную внешнюю  политику, направленную на обеспечение  мира и сохранение мирового порядка, а также создавать возможность проведения взаимовыгодного сотрудничества во всех сферах деятельности с другими государствами. Необходимо отметить также новое содержание и принципы военно-политической деятельности Российского государства в условиях перехода от отношений конфронтации и соперничества к отношениям сотрудничества и диалога, приоритет политических средств в обеспечении безопасности. Понятие функции обороны страны емко и многогранно. Оно включает всю систему государственных мероприятий по укреплению обороноспособности страны, поддержанию боевой мощи вооруженных сил как в мирное, так и в военное время.

Оборонная деятельность государства базируется на военной доктрине и складывается из пяти основных направлений:

1) укрепление оборонной мощи страны. Высокую обороноспособность государства обеспечивает развитая и эффективная экономика, опирающаяся на новейшие достижения научно-технического прогресса, что позволяет удовлетворять не только материальные потребности общества, но и производить все необходимое для укрепления оборонного потенциала страны. Современная экономика призвана обеспечивать необходимый уровень развития военной промышленности, производства новейших образцов техники и оружия, создание запасов стратегического сырья и продовольствия и других компонентов оборонного потенциала государства;

2) повседневное  совершенствование вооруженных  сил, постоянное повышение их  боеспособности и боеготовности.  Каждое государство постоянно  заботится о том, чтобы его  вооруженные силы были мощными, мобильными, располагали современными средствами защиты, профессионально использовали все виды военной техники и оружия, имели высокую боеспособность и боеготовность действовали в режиме законности  и положений международного права;

3) охрана государственных границ. Эта деятельность осуществляется пограничными войсками или другими специальными подразделениями и направлена на обеспечение пограничного режима, определяемого  законодательством конкретного государства;

4) организация  гражданской обороны. Государства проводят ряд оборонных мероприятий в мирное время в целях противостояния возможному нападению извне и обеспечения устойчивого функционирования  экономики страны в военное время;

5)военное  обучение запаса вооруженных  сил (резервов). Во многих странах организуется периодическая  военная переподготовка лиц, состоящих на, воинском учете. Это позволяет в случае межгосударственных военных конфликтов быстро развертывать вооруженные силы и пополнять их квалифицированным личным составом.

Функция обороны страны связана с другими функциями государства,  в частности с экономической. Посредством эффективной экономической деятельности государство обеспечивает вооруженные силы современной  боевой техникой и оружием, осуществляет строительство военных объектов, развивает оборонную промышленность, проводит военно-научные исследования.  Взаимодействие функции обороны с социальной функцией государства позволяет удовлетворять социальные  нужды и потребности военнослужащих и их семей (охрану здоровья, обеспечение жильем, предоставление времени для отдыха, коммунальные услуги, пенсии на общегосударственном уровне и др.). Посредством взаимодействия функции обороны  страны с функцией охраны правопорядка успешно решаются  вопросы укрепления воинской дисциплины в вооруженных силах, сбережения военного имущества, охраны законных прав и свобод военнослужащих и их семей.

Следует особо отметить взаимодействие оборонной политики государств мирового сообщества.

В современных условиях это взаимодействие направлено на сокращение ядерных и обычных вооружений, на исключение из оборонных средств каждого государства бактериологического, химического, биологического и других видов оружия массового поражения. Речь идет о гуманизации военного противоборства между враждующими государствами. Снижение уровня военного противостояния различных стран благоприятно складывается на экономических возможностях всех государств,  культурном, духовном и экологическом благополучии их народов.

Информация о работе Функции государства